Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – федеральный бюджет.
Вопросы разработки, а также выполнения плана бюджета сегодня являются очень актуальными для большинства экономистов и политиков нашей страны.
Целью данной работы является выявление социально- экономической сущности бюджета как экономической категории, а также рассмотрение его основных составляющих частей- доходов и расходов.
Введение 3
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 5
2. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы 11
3. Статистический анализ формирования и использования бюджета Российской Федерации 25
3.1 Анализ динамики и структуры доходной и расходной частей бюджета…………………………………………………………………….. 25
3.2 Сравнительный анализ динамики и структуры различных статей бюджета…………………...……………………………………………29
Заключение 32
Список литературы 34
- резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ;
- расходы на проведение выборов и референдумов;
-
финансовая помощь субъектам РФ и отдельным
административно-
- государственная поддержка завоза товарно-материальных ценностей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории;
- прочие расходы.
Итог финансовой деятельности государства выражается в соотношении доходной и расходной частей бюджета. В настоящее время даже бюджеты стран с развитой рыночной экономикой являются дефицитными. Принято считать, что если уровень бюджетного дефицита (его соотношение к ВВП) не превышает 3%, то бюджет нормален. В таком случае важным фактором оказывается наличие источников покрытия дефицита. Довольно часто основным источником покрытия становится эмиссия денежных средств денежными властями; косвенным источником служит заимствование денежных средств от денежных властей.
В настоящее время в официальных изданиях денежных властей анализируются в основном следующие виды финансирования государственного бюджета:
- из внутренних источников, к которым относятся кредиты Банка России, государственные краткосрочные обязательства (ГКО и ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), изменение остатков средств на счетах в банках и прочих кредитных организациях (в рублях) и казначейские обязательства;
- из внешних источников, основными из которых являются кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, изменение остатков бюджета на счетах в банках в иностранной валюте.
О масштабах процессов перераспределения, происходящих при участии государства, свидетельствует отношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Поскольку бюджетные отношения имеют как вертикальный, так и горизонтальный характер (межотраслевой и межтерриториальный), то они характеризуются многообразием и наличием определенных взаимосвязей между бюджетами разных уровней.
Статистические данные, отражающие структуру государственного бюджета, выполняют и контрольную функцию. С помощью последней определяется размер количественных поступлений в доходную часть от институциональных единиц, относящихся к разным секторам экономики и имеющих разные формы собственности.
Анализ
исполнения государственного бюджета
осуществляется путем исчисления ряда
относительных величин
Влияние первого фактора, т.е. размера налоговой базы (Hб) — на абсолютный прирост величины налога рассчитывается по формуле
Прирост Hб = (Б1 – Б0) х Со, (1)
Абсолютный прирост величины налога, обусловленный вторым фактором — изменением налоговой ставки (Hс), рассчитывается по формуле
Прирост Нс = (С1 – С0) х Б1, (2)
где Прирост Hб и Нс — абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки;
Б1 и Б0 — размер налоговой базы в отчетном и базисном периодах;
С1 и С0 — уровень налоговой ставки в отчетном и базисном периодах.
Алгебраическая сумма прироста налогов за счет этих двух факторов отражает общий прирост (снижение) суммы налоговых доходов по конкретному виду налогов.
На базе анализа показателей статистики государственных финансов можно охарактеризовать экономическую деятельность любого сектора экономики или государственного сектора управления. К числу таких показателей относятся:
- доля расходов государственного сектора управления, которая исчисляется как отношение общего объема (размера) госбюджета к ВВП;
- удельный вес налоговых поступлений в ВВП;
- структурные соотношения функциональных долей в общем размере расходов.
Выявление зависимостей между темпами экономического роста и такими показателями, как отношение величины дефицита государственного бюджета к величине ВВП, не позволяет однозначно утверждать, что существует четко выявленная прямая или обратная связь. Например, величина расходов на государственное управление достаточно инерционна. В период экономического спада может заметно увеличиться доля расходов на содержание государственного аппарата в общем объеме ВВП. Но это не означает, что сами масштабы государственных расходов привели к экономическому спаду. В то же время величина административных расходов может быть слишком велика для нестабильной экономики государства.
Статистический анализ реальности и эффективности государственного бюджета предусматривает изучение структуры его доходной и расходной частей и взаимосвязи этих позиций с факторами, характеризующими макроэкономическую ситуацию в стране. Здесь используются такие экономико-статистические методы, как анализ параллельных динамических рядов, корреляционно-регрессионный анализ, построение многофакторных индексных моделей.
Структура
бюджета характеризуется с
Для анализа изменения структуры за определенный временной интервал используют различные обобщающие показатели структурных сдвигов.
Линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов:
, где
и – удельные веса, в % отдельных структурных элементов в рассматриваемом и предыдущем периодах, n – число выделяемых структурных элементов. Этот показатель отражает среднее изменение удельного веса ( в процентных пунктах) за рассматриваемый временной интервал в целом по всем структурным частям.
Чтобы
избежать взаимопогашения разных по знаку
изменений долей, вместо модулей применяют
квадраты отклонений и получают квадратический
коэффициент абсолютных структурных сдвигов:
Использование
квадратического коэффициента предпочтительнее,
так как он более чутко реагирует на колебания
структуры.
II. Практическая часть
Статистический
анализ структуры и
динамики бюджета Российской
Федерации
3.1 Анализ
динамики и структуры доходной
и расходной частей бюджета
Для анализа динамики уровня
инфляции произведем расчет
Годы | Доходы гос. Бюджета, млрд. руб | Абс.прирост, млрд.руб. | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | Абсол. значение 1% прироста, млрд.руб | ||||
цепн | баз | цепн | баз | цепн | баз | ||||
2006 | 6278,9 | - | - | - | - | - | - | - | |
2007 | 7781,1 | 1502,2 | 1502,2 | 123,92% | 123,92% | 23,92% | 23,92% | 62,789 | |
2008 | 9275,9 | 1494,8 | 2997 | 119,21% | 147,73% | 19,21% | 47,73% | 77,811 | |
2009 | 7337,8 | -1938,1 | 1058,9 | 79,11% | 116,86% | -20,89% | 16,86% | 92,759 | |
2010 | 8303,8 | 966 | 2024,9 | 113,16% | 132,25% | 13,16% | 32,25% | 73,378 | |
2011 | 7220,0 | -1083,8 | 941,1 | 86,95% | 114,99% | -13,05% | 14,99% | 83,038 | |
2012 | 9503,5 | 2283,5 | 3224,6 | 131,63% | 151,36% | 31,63% | 51,36% | 72,2 | |
2013 | 10379,9 | 876,4 | 4101 | 109,22% | 165,31% | 9,22% | 65,31% | 95,035 |
Аналитические показатели динамики доходов государственного бюджета
Таблица 3.1.1
Аналитические данные динамики расходов государственного бюджета
Табл.3.1.2
Годы | расходы гос. Бюджета, млрд. руб | Абс.прирост, млрд.руб. | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | Абсол. значение 1% прироста, млрд.руб | ||||
цепн | баз | цепн | баз | цепн | баз | ||||
2006 | 4284,8 | - | - | - | - | - | - | - | |
2007 | 5986,6 | 1701,8 | 1701,8 | 139,72% | 139,72% | 39,72% | 39,72% | 42,848 | |
2008 | 7570,9 | 1584,3 | 3286,1 | 126,46% | 176,69% | 26,46% | 76,69% | 59,866 | |
2009 | 9660,1 | 2089,2 | 5375,3 | 127,60% | 225,45% | 27,60% | 125,45% | 75,709 | |
2010 | 10115,6 | 455,5 | 5830,8 | 104,72% | 236,08% | 4,72% | 136,08% | 96,601 | |
2011 | 11022,5 | 906,9 | 6737,7 | 108,97% | 257,25% | 8,97% | 157,25% | 101,156 | |
2012 | 11237,9 | 215,4 | 6953,1 | 101,95% | 262,27% | 1,95% | 162,27% | 110,225 | |
2013 | 12175,6 | 937,7 | 7890,8 | 108,34% | 284,16% | 8,34% | 184,16% | 112,379 |
Расчеты производились по следующим формулам:
- абсолютный прирост базисный
- абсолютный прирост цепной
- темп роста базисный
- темп роста цепной
- темп прироста
или
С 2005-22013 гг. наблюдается устойчивый рост расходов государственного бюджета, и переменный рост доходов. Темп роста расходов государственного бюджета выше, чем темп роста доходов государственного бюджета. Выявленная преобладающая тенденция к росту как абсолютного прироста, так и темпов роста и прироста позволяет говорить о тренде – долговременной компоненте ряда динамики, характеризующей основную тенденцию развития явления. Попытаемся проследить тренд динамики, построив график данного динамического ряда (Рис. 3.1.1).
Рисунок
3.1.1.
Оценим
степень взаимосвязи между
Уровень расходов и доходов масса с 1994-2009гг.
Таблица 3.1.3
Год | расходы | доходы |
2006 | 4284,8 | 6278,9 |
2007 | 5986,6 | 7781,1 |
2008 | 7570,9 | 9275,9 |
2009 | 9660,1 | 7337,8 |
2010 | 10115,6 | 8303,8 |
2011 | 11022,5 | 7220 |
2012 | 11237,9 | 9503,5 |
2013 | 12175,6 | 10379,9 |
2014 | 4284,8 | 6278,9 |