Динамика доходов консолидированного бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:42, реферат

Описание работы

Задачей данной работы является рассмотрение объемных показателей и анализ динамики доходной части консолидированного бюджета РФ.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика объемных показателей консолидированного бюджета РФ 3
2. Динамика структуры доходной части консолидированного бюджета РФ 7
3. Способы оптимизации формирования доходной части консолидированного бюджета РФ 11
Заключение 13
Литература 14

Работа содержит 1 файл

Черных Надежда.doc

— 405.00 Кб (Скачать)

Содержание:

     Введение

 

    В наши дни бюджет определяется как  роспись доходов и расходов государства на определенный срок. Бюджет является одновременно инструментом планирования финансовой деятельности государства и инструментом контроля, устанавливающим предельные объемы и направления расходования государственных средств, которые выносятся на одобрение органов законодательной власти и должны соблюдаться исполнительной властью.

    Согласно  Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджет является формой образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     С помощью бюджета государство  собирает, а затем перераспределяет часть произведенного в стране валового внутреннего продукта (ВВП) для выполнения политических, социальных и экономических функций. Реализуя свои политические задачи, государство обеспечивает национальную оборону и безопасность, государственное управление и деятельность законодательной власти. Создавая условия для деятельности систем образования, здравоохранения, оказывая социальную поддержку, заботясь об окружающей среде, развитии фундаментальной науки и культуры, государство выполняет свои социальные функции. Регулируя условия для развития бизнеса и обеспечивая функционирование государственного сектора экономики, государство поддерживает экономическое развитие. С помощью бюджета государство обеспечивает возможности повышения качества жизни населения, развития экономики.

    Понятие «консолидированный бюджет» является совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России.

    Задачей данной работы является рассмотрение объемных показателей и анализ динамики доходной части консолидированного бюджета РФ.

     1. Общая характеристика  объемных показателей  консолидированного  бюджета РФ

 

        Консолидированный бюджет Российской Федерации – это годовой объем доходов и расходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, состоят из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.  

        Этот бюджет является в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим  агрегированные данные по доходам и  расходам, источникам поступления средств  и направлениям их использования  по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

        В  соответствии  с федеральным принципом построения РФ и  ее  административно-территориального  деления,  консолидированный  бюджет РФ организационно и функционально  объединяет:

  • федеральный бюджет;
  • 21 бюджет республик, входящих в состав РФ;
  • 9 краевых бюджетов;
  • 2 бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 46 бюджетов областей;
  • 5 бюджетов автономных округов и областей;
  • около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых, сельских).

  

  Рисунок 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации

        Процесс формирования доходов бюджета строится на основе норм бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации.

    В законодательном порядке консолидированные  бюджеты не утверждаются, но служат информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики. Они не отражают экономического состояния территорий, так как определяет лишь часть валового внутреннего продукта региона (субъекта), изъятую государством. Поэтому использовать данные о консолидированном бюджете для сравнительного анализа нельзя. Увеличение консолидированного бюджета свидетельствует, в первую очередь, о росте налоговых изъятий, а он не всегда связан с увеличением богатства территории.

        Показатели консолидрованного  бюджета используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидрованного бюджета административно-территориальных образований.

        Важна роль показателей  консолидрованного бюджета и  при анализе формирования и использования  централизованного финансового  фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную  систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

        Без расчета показателей  консолидрованного бюджета невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на госу­дарственные инвестиции, расходы на социально-культурные ме­роприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой ба­зы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохрани­тельных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэконо­мической деятельности, образование резервных фондов и др.

  

  Рисунок 2. Использование  показателей консолидированных  бюджетов 

         Большую роль  играют показатели консолидрованного  бюджета в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидрованного бюджета.

        Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидрованного бюджета. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

        Показатели консолидрованного  бюджета используются также при  расчетах, характеризующих различные  виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

     2. Динамика структуры  доходной части  консолидированного  бюджета РФ

 

     В консолидированный бюджет Российской Федерации в октябре 2011 года поступило 884,5 млрд. рублей – на 25,7% больше, чем в октябре 2010 года; в январе-октябре 2011 года поступления составили 8 084,0 млрд. рублей - на 27,7% больше, чем в январе-октябре 2010 года.

 

Рисунок 3. Динамика доходов консолидированного бюджета по основным налогам (в % к соответствующему периоду прошлого года, в % к ВВП) 

    Одной из важных составляющих доходной части  любого бюджета являются налоговые доходы. В структуре доходов консолидированного бюджета удельный вес налоговых поступлений составляет более 80%, неналоговых платежей – менее 10%. Основу налоговых поступлений доходной части бюджета составили: налог на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги со специальным налоговым режимом и прочие налоги и сборы.

     Таблица 1

Динамика  доходов консолидированного бюджета по основным налогам (в % к соответствующему периоду прошлого года, в % к ВВП)

Доходы

январь-декабрь, темпы роста октябрь-декабрь, темпы роста январь-декабрь, в % к ВВП1
2009/2008 2010/2009 2009/2008 2010/2009 2009 2010
Налог на прибыль 50.3 140.3 65.8 131.9 3.2 4.0
НДФЛ 100.0 107.5 102.4 112.1 4.3 4.0
НДС (внутренний) 117.8 112.9 145.0 121.4 3.0 3.0
НДС на импорт 77.0 133.9 83.5 143.1 2.2 2.6
Акцизы 99.2 135.5 101.1 133.3 0.9 1.1
НДПИ 61.7 133.4 98.6 117.7 2.7 3.2
Ввозные пошлины 74.7 125.7 80.2 133.9 1.2 1.3
Вывозные  пошлины 71.4 122.8 104.6 106.3 5.2 5.6
Всего доходы2 85.2 116.4 102.3 108.8 32.7 33.4
Из  них нефтегазовые 67.8 126.4 103.1 109.6 7.8 8.6

                              

     Формирование  всех доходов в январе-октябре 2011 года на 82% обеспечено за счет поступления  налога на прибыль – 24%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 19% и НДС - 18%. В январе-октябре 2010 года доля указанных налогов составляла 81%.

 Рисунок 4. Структура доходов консолидированного бюджета РФ 

     Динамика  поступлений основных налогов в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-октябре 2010–2011 гг. приведена на следующем графике.

Рисунок 5. Динамика поступлений  основных налогов  в консолидированный  бюджет РФ 

     Поступления налога на прибыль организаций в  консолидированный бюджет Российской Федерации в октябре 2011 года составили 193,9 млрд. рублей и по сравнению с октябрем 2010 года выросли на 35,0%. в январе-октябре 2011 года поступило 1 966,4 млрд. рублей – на 32,4% больше, чем в январе-октябре 2010 года. (Рис.5)

     Из  общей суммы января-октября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 287,9 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 678,5 млрд. рублей (85%). В январе-октябре 2010 года указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.

     Налога  на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в октябре 2011 года поступило 144,3 млрд. рублей, что соответствует уровню октября 2010 года;

     в январе-октябре 2011 года поступило 1 485,1 млрд. рублей – на 32,1% больше, чем в январе-октябре 2010 года. (Рис. 5)

     Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в октябре 2011 года поступило 8,2 млрд. рублей, или на 29,7% больше, чем в октябре 2010 года; в январе-октябре 2011 года поступило 75,4 млрд. рублей – в 1,8 раза больше, чем в январе-октябре 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

     Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в октябре 2011 года 52,8 млрд. рублей и выросли относительно октября 2010 года на 38,0%; в январе-октябре 2011 года поступило 502,1 млрд. рублей – на 37,4% больше, чем в январе-октябре 2010 года. (Рис. 5)

Информация о работе Динамика доходов консолидированного бюджета РФ