Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:49, курсовая работа
Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики.
1.1 Система показателей ……………………………………….4
Глава 2. Статистический анализ деятельности транспорта общего пользования.
2.1. Анализ перевозок груза по видам транспорта общего
пользования…………………………………………….………12
2.2. Анализ грузооборота по видам транспорта
общего пользования………………………………………..…19
2.3. Анализ перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования……………………………………..23
2.4. Анализ пассажирооборота по видам транспорта общего пользования …………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………..………32
По данным таблицы 6 видно, что максимальный грузооборот был зафиксирован в 2006 году по трубопроводному транспорту и составил 2499 миллиардов тонно-километров. А самый минимальный грузооборот – по воздушному транспорту в 2001 году, численное значение которого равно 2,5 млрд. тонно-километров.
Чтобы узнать долю каждого транспорта в общем количестве грузооборота рассчитаем относительный показатель структуры. Данные по структуре отражает таблица 7 и диаграмма (рис.3).
Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования, в %.
Таблица 8
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | В среднем за 10 лет | |
Транспорт - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | |||||||||||
железнодорожный | 37.74 | 38.19 | 37.98 | 38.96 | 39.53 | 39.73 | 40.64 | 42.52 | 42.76 | 41.95 | 40.16 |
автомобильный | 4.21 | 4.26 | 4.20 | 4.04 | 3.99 | 4.15 | 4.14 | 4.19 | 4.37 | 4.05 | 4.16 |
трубопроводный | 52.67 | 52.25 | 52.82 | 53.06 | 52.94 | 52.91 | 52.05 | 50.15 | 49.80 | 50.52 | 51.85 |
морской | 3.35 | 3.01 | 2.82 | 1.98 | 1.45 | 1.28 | 1.29 | 1.32 | 1.70 | 2.20 | 1.97 |
внутренний водный | 1.95 | 2.21 | 2.11 | 1.89 | 2.02 | 1.86 | 1.81 | 1.75 | 1.29 | 1.19 | 1.79 |
воздушный | 0.07 | 0.07 | 0.07 | 0.06 | 0.07 | 0.06 | 0.06 | 0.07 | 0.07 | 0.08 | 0.07 |
Рисунок
3.
По имеющимся данным таблицы 7 и диаграммы (рис.3) можно утверждать, что наибольшую долю по грузообороту имеет трубопроводный транспорт. В 2004 она была самая высокая и составляла 52,94% от общего грузооборота. Наименьшую долю имеет воздушный транспорт. Самой низкой она была в 2003, 2005 и в 2006 годах – 0,06%. Второе и третье место занимают железнодорожный (максимальное значение в 2008 году – 42,76%) и автомобильный транспорт (2008 год – 4,37%) соответственно. В 2000 году доля морского транспорта по грузообороту была выше, чем по внутреннему водному. Однако в 2004 году ситуация изменилась, и доля внутреннего водного транспорта стала выше, чем доля морского. Такое положение доли внутреннего водного транспорта по грузообороту сохранилось до 2007 года.
Рассмотрим отдельный вид транспорта – железнодорожный. Рассчитаем производительность трудав натуральном выражении:
где, Птр- производительность труда
Расчетная таблица для определения производительности
труда работников железнодорожного транспорта
2000-2009гг7.:
Таблица 9
год | Грузооборот по видам транспорта общего пользования, (миллиардов тонно-километров) | Среднегодовая численность работников ж/д транспорта, тыс.чел. | Производительность труда, млрд. т.-.км/тыс.чел. |
2000 | 1373 | 1229 | 1.12 |
2001 | 1434 | 1167.3 | 1.23 |
2002 | 1510 | 1088.1 | 1.39 |
2003 | 1669 | 1079.6 | 1.55 |
2004 | 1802 | 1078.6 | 1.67 |
2005 | 1858 | 1068.1 | 1.74 |
2006 | 1951 | 1035 | 1.89 |
2007 | 2090 | 975.6 | 2.14 |
2008 | 2116 | 948.2 | 2.23 |
2009 | 1865 | 859 | 2.17 |
График производительности труда
в железнодорожном транспорте
Рисунок 4
Из таблицы 8 и рис.4 видно, что при увеличении грузооборота и снижении численности работников в железнодорожном транспорте, произодительность труда с 2000 по 2008 повышется, только в 2009 году заметно небольшое снижение.
2.3. Анализ
перевозок пассажиров по видам
транспорта общего пользования
Пассажирские перевозки
— один из основных видов транспортной
деятельности. Транспортный рынок пассажирских
перевозок предоставляет пассажирам услуги
различных видов транспорта, которые не
равноценны по стоимости, скорости, регулярности
и комфорту.
Перевозки пассажиров по видам транспорта
общего пользования, (миллионов человек)8.
Таблица 10
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | В среднем за 10 лет | |
Транспорт - всего | 44745 | 43793 | 42350 | 39699 | 38493 | 29390 | 25829 | 23078 | 22351 | 20426 | 33015.4 |
в том числе: | |||||||||||
железнодорожный | 1419 | 1306 | 1271 | 1304 | 1335 | 1339 | 1339 | 1282 | 1296 | 1137 | 1302.8 |
автобусный | 22892 | 22254 | 21646 | 20512 | 20392 | 15636 | 13914 | 12559 | 12112 | 11278 | 17319.5 |
таксомоторный | 16 | 13 | 12 | 10 | 10 | 6 | 7 | 8 | 7 | 7 | 9.6 |
трамвайный | 7421 | 7354 | 6982 | 6321 | 5804 | 4123 | 3267 | 2660 | 2537 | 2217 | 4868.6 |
троллейбусный | 8759 | 8604 | 8181 | 7291 | 6680 | 4653 | 3775 | 2972 | 2733 | 2414 | 5606.2 |
метрополитен | 4186 | 4205 | 4200 | 4205 | 4211 | 3574 | 3466 | 3528 | 3594 | 3307 | 3847.6 |
морской | 1,1 | 0,8 | 0,7 | 1,2 | 1,1 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,5 | 1.19 |
внутренний водный | 28 | 30 | 29 | 24 | 25 | 21 | 20 | 21 | 20 | 17 | 23.5 |
воздушный | 23 | 26 | 28 | 31 | 35 | 37 | 40 | 47 | 51 | 47 | 36.5 |
По средней величине в таблице 9 видно, что автобусный транспорт составляет большую часть (17319,5 млн.чел.) всех транспортных перевозок. Автобус как транспорт общего пользования получил распространение не только в городах, но и в сельской местности. Автобусы используются в городских, пригородных, междугородных и международных регулярных сообщений. В подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом массового пассажирского транспорта. Автобусы осуществляют транспортную связь на всей территории города и способствуют объединению всех районов города в единый городской комплекс. На внутрирайонных, межрайонных и внутриобластных маршрутах автобусный транспорт обеспечивает подвоз пассажиров к ж/д станциям, речным портам, дачным участкам, автовокзалам дальних автобусных сообщений. В междугородном сообщении автобусный транспорт осуществляет дополнительную работу ж/д и воздушного транспорта. В ряде случаев трасса дальних автобусных сообщений более прямолинейна и доставка пассажиров к месту назначения выполняется автобусами со значительной экономией времени. Далее расположились – троллейбусный (5606.2 млн.чел.), трамвайный (4868.6 млн.чел.), метрополитен (3847,6 млн.чел.), железнодорожный (1302,8 млн.чел.) Эти виды транспорта используются пассажирами ежедневно, в основном в городских условиях. Поэтому стоят выше, чем воздушный (36,5 млн.чел.), внутренний водный (23,5 млн.чел.), таксомоторный (9,6 млн.чел.) и морской (1,19 млн.).
Структура перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования, в %.
Таблица 11
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | В среднем за 10 лет | |
Транспорт - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | |||||||||||
железнодорожный | 3.17 | 2.98 | 3.00 | 3.28 | 3.47 | 4.56 | 5.18 | 5.56 | 5.80 | 5.57 | 3.95 |
автобусный | 51.16 | 50.82 | 51.11 | 51.67 | 52.98 | 53.20 | 53.87 | 54.42 | 54.19 | 55.21 | 52.46 |
таксомоторный | 0.04 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.02 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.03 | 0.03 |
трамвайный | 16.59 | 16.79 | 16.49 | 15.92 | 15.08 | 14.03 | 12.65 | 11.53 | 11.35 | 10.85 | 14.75 |
троллейбусный | 19.58 | 19.65 | 19.32 | 18.37 | 17.35 | 15.83 | 14.62 | 12.88 | 12.23 | 11.82 | 16.98 |
метрополитен | 9.36 | 9.60 | 9.92 | 10.59 | 10.94 | 12.16 | 13.42 | 15.29 | 16.08 | 16.19 | 11.65 |
морской | 0.002 | 0.002 | 0.002 | 0.003 | 0.003 | 0.004 | 0.005 | 0.006 | 0.006 | 0.007 | 0.004 |
внутренний водный | 0.06 | 0.07 | 0.07 | 0.06 | 0.06 | 0.07 | 0.08 | 0.09 | 0.09 | 0.08 | 0.07 |
воздушный | 0.05 | 0.06 | 0.07 | 0.08 | 0.09 | 0.13 | 0.15 | 0.20 | 0.23 | 0.23 | 0.11 |
По данным таблицы 10 видно, что наибольший удельный вес по перевозкам пассажиров занимает автобусный транспорт. В 2009 году его доля была самой большой и составляла 55,21%. Наименьший удельный вес отводится таксомоторному транспорту – 0,003 %, на протяжении с 2001-2009 года.
Рассмотрим отдельный вид транспорта - железнодорожный и рассчитаем уровень рентабельности от реализации пассажирских перевозок:
Формула
рентабельности от реализации услуг:
Рентабельность= | Прибыль (убытки) от реализации услуг | х 100% |
Себестоимость реализованных услуг |
Расчетная
таблица для определения рентабельности
пассажирских перевозок железнодорожным
транспортом с 2003-2009 гг.9
Таблица 12
год | Себестоимость пассажирских перевозок , млрд. руб | Прибыль(+) (убытки (-)) от пассажирских перевозок , млрд.руб. | Рентабельность пассажирских перевозок, % |
2003 | 27 | -14 | -51.85 |
2004 | 126 | -58 | -46.03 |
2005 | 138 | -47 | -34.06 |
2006 | 157 | -43 | -27.39 |
2007 | 180 | -51 | -28.33 |
2008 | 217 | -62 | -28.57 |
2009 | 203 | -52 | -25.62 |