Статистический анализ банковской деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является исследование методики комплексного статистического анализа банковской деятельности Российской Федерации.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
 изучить теоретические аспекты статистики банковской деятельности;
 ознакомиться с данными отчетности по банкам России;
 При помощи расчетов статистических показателей оценить экономическое состояние банковской системы;
 Провести статистический анализ банковской деятельности.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты банковской деятельности России
Предмет и задачи банковской статистики
Информационное обеспечение банковской статистики
Виды анализа банковской деятельности
Методы и приемы анализа банковской деятельности
Статистические показатели состояния и динамики банковской системы
Статистические показатели деятельности банка
Статистический анализ банковской системы
Структура и динамика вложений денежных средств физических лиц
Оценка надежности деятельности банка
Статистическое исследование профилирующих направлений деятельности коммерческих банков РФ
Статистический анализ финансового состояния коммерческих банков РФ с учетом их специализации
Статистический анализ состояния и тенденций развития банковской системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 520.00 Кб (Скачать)


44

 

Статистический анализ банковской деятельности в РФ

 

 

Введение

Теоретические аспекты банковской деятельности России

Предмет и задачи банковской статистики

Информационное обеспечение банковской статистики

Виды анализа банковской деятельности

Методы и приемы анализа банковской деятельности

Статистические показатели состояния и динамики банковской системы

Статистические показатели деятельности банка

Статистический анализ банковской системы

Структура и динамика вложений денежных средств физических лиц

Оценка надежности деятельности банка

Статистическое исследование профилирующих направлений деятельности коммерческих банков РФ

Статистический анализ финансового состояния коммерческих банков РФ с учетом их специализации

Статистический анализ состояния и тенденций развития банковской системы Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования. Современный уровень развития российского банковского сектора отражает сложившийся характер структурных преобразований в экономике, степень развития финансового рынка. К характерным чертам в развитии банковского сектора России в последние годы следует отнести суммарный рост капитализации банков, опережающие темпы развития операций кредитования и активное развитие банками операций по размещению и привлечению средств населения. На рынке произошел рост многообразия предоставляемых банками услуг, появились новые методы обслуживания и привлечения клиентов. В условиях ужесточения конкурентной борьбы банки для укрепления своих позиций на рынке повышают оперативность работы, создают «уникальные» банковские продукты, внедряют новейшие банковские технологии. Однако, все это происходит на фоне нестабильного развития внешней среды. Кризисное состояние мировых финансовых рынков, проявившееся в последнее время, является отчасти сдерживающим фактором в развитии банковского сектора РФ. Сегодня банковский сектор России стоит перед необходимостью решения задач, связанных, прежде всего, с обеспечением важных условий для стабильного экономического роста в стране.

В связи с этим большой практический интерес представляют комплексные исследования банковского сектора, позволяющие проводить мониторинг состояния различных его сегментов, выделять характерные для российских банков специализации и оценивать перспективы их развития.

Существенную помощь в решении этого сложного комплекса задач может оказать использование современного статистического инструментария.

Цель и задачи исследования. Целью данной курсовой работы является исследование методики комплексного статистического анализа банковской деятельности Российской Федерации.

Для достижения цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

   изучить теоретические аспекты статистики банковской деятельности;

   ознакомиться с данными отчетности по банкам России;

   При помощи расчетов статистических показателей оценить экономическое состояние банковской системы;

   Провести статистический анализ банковской деятельности.

Объектом исследования является банковский сектор РФ.

Предметом исследования является совокупность показателей и методик статистического анализа деятельности банков РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические аспекты банковской деятельности России

 

Предмет и задачи банковской статистики

 

Бурное развитие банковской системы России последних лет привело к формированию децентрализованной двухуровневой банковской системы.

К первому уровню относится ЦБ РФ (Банк России). Ко второму уровню относятся коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Центральный Банк Российской Федерации – это главный банк государства. Не зависимое от распорядительных и исполнительных органов власти экономически самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБ РФ являются:

        регулирование денежного обращения;

        обеспечение устойчивости национальной валюты;

        проведение единой денежно-кредитной политики;

        организация расчетов и кассового обслуживания;

        защита интересов вкладчиков, банков и других кредитных учреждений, осуществляющих операции по внешнеэкономической деятельности.

 

Второй уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.

 

Банк – это обособившийся от других субъектов денежно-кредитный институт, имеющий не только свой самостоятельный юридический статус. Как самостоятельный хозяйствующий субъект банк обладает материальной дееспособностью, подчиненной общим и специфическим экономическим законам, игнорирование которых им самим и с внешней стороны чревато потерями и убытками. Банк осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с производством специфического продукта в сфере обращения. Продуктом банковского предприятия является не просто товар, а товар особого рода – деньги, платежные средства и услуги преимущественно денежного характера.[1]

Банковская статистика – это отрасль финансовой статистки, задачами которой являются получение информации для характеристики выполняемых банковской системой функций, разработка аналитических материалов для потребностей управления денежно-кредитной системой страны, прежде всего кредитного и кассового планирования и контроля над использованием планов.

Банковская статистика призвана обеспечить характеристику деятельности банковской системы, оценку ее результатов и их прогнозирование, выявить факторы, определяющие результаты и оценку влияния банковской деятельности на развитие рыночных отношений и ее вклад в конечные экономические результаты.

 

Банковская статистика изучает:

1.        аккумуляцию временно свободных денежных средств государственных, кооперативных объединений, предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и населения;

2.        краткосрочное и долгосрочное кредитование народного хозяйства и населения;

3.        финансирование капиталовложений;

4.        безналичные расчеты;

5.        оборот наличных денег через кассы кредитных учреждений;

6.        сберегательное дело;

7.        кассовое исполнение госбюджета.

Статистика изучает банковскую систему и ее деятельность в различных аспектах: по количеству, формам собственности и назначению банков, видам кредитно-расчетного обслуживания, ассортименту оказываемых услуг. Наряду с увеличением сети банков развитие банковской системы сопровождается расширением ассортимента банковских услуг.

Статистика выделяет следующие виды банковских услуг. Это:

1.      Учетно-операционная работа:

      открытие, ведение и закрытие лицевых счетов и банков-корреспондентов;

      учет расчетно-платежных документов и контроль за своевременностью их оплаты; выявление счетов, не оплаченных в срок;

      осуществление расчетов по поручению клиентов;

      начисление и списание процентов по ссудам, текущим и расчетным счетам;

      учет операций факторинга, лизинга и форфейтинга;

      депонирование средств для выдачи чековых книжек, аккредитивов, акцепта платежных поручений и др.

2.      Кредитование:

 перспективное планирование кредитной деятельности;

 экономико-статистический анализ кредитных отношений за предшествующий период;

 регулирование кредитных отношений банка с предприятиями;

 учет и контроль за кредитной деятельностью;

 оценка экономической эффективности и отдельных видов кредита, кредитных отношений и др.

3.      Денежное обращение:

      составление и исполнение кассового плана;

      прогнозирование выполнения кассового плана.

      Денежное обслуживание:

      организация обслуживания кредитных карт;

      организация обслуживания кассовых автоматов.

4.      Анализ финансово – экономического состояния организаций:

      ведение финансово – экономических паспортов организаций;

      контроль над выполнением целевых программ развития отдельных организаций.

 

Информационное обеспечение банковской статистики

 

Статистическая информация о банковской деятельности содержится в годовых отчетах коммерческих банков, а для ее детализации используют данные бухгалтерского учета.

По результатам своей работы российские коммерческие банки отчитываются перед государственными органами, представляя следующие основные формы отчетности:

1.        Годовой отчет банка представляется в ЦБ РФ. Основное содержание годового отчета банка составляют: годовой баланс банка, отчет о финансовых результатах деятельности банка, структурные показатели ликвидности, размер собственного капитала банка, данные о кредитной, ресурсной политике банка, внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях.

2.        Общая финансовая отчетность также представляется в ЦБ РФ. Финансовая отчетность включает: предварительный и окончательный балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, анализ отдельных счетов, анализ кредитного портфеля, информацию о резервах на возможные потери по ссудам, наращенных процентах, анализ активов и пассивов по срокам востребования и погашения, данные об основных средствах и нематериальных активах, анализ движения собственных средств, анализ валютной позиции, сведения о работниках банка.

3.        Экономические нормативы деятельности банка рассчитываются и предоставляются ежемесячно в ЦБ РФ.

4.        Данные, характеризующие кредитный портфель банка, предоставляются ежеквартально в ЦБ РФ.

5.        Отчет о результатах расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление ежеквартально направляются в Управление денежного обращения ЦБ РФ.

6.        Отчет о кассовых оборотах составляется ежемесячно и каждые 5 дней и представляются в РКЦ ЦБ РФ. Он содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог.

Требования к составу и содержанию отчетности российских банков изложены: в инструкции ЦБ РФ №17 от 01.10.1997 г. «О составлении финансовой отчетности»; инструкции ЦБ РФ №34 от 19.02.1996 г. «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (декабрь 1995 г.). В инструкции №34 дается подробное описание механизма проверки банка уполномоченной рабочей группой ЦБ РФ, которая, в частности имеет право на получение всей информации без ограничений, относящейся к кредиторской деятельности кредитной организации. Предусмотрен и запрос информации у аукционеров и клиентов (с их согласия) для «установления фактических обязательств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах, полученных от проверяемой кредитной организации и ее филиалов».

В 1996 г. Работа по укреплению системы банковского регулирования и надзора была продолжена. Инструкцией ЦБ РФ №1 «О порядке регулирования деятельности банков» от 01.10.1997 г. (в редакции от 02.11.1999 г.) была введена новая система экономических нормативов деятельности коммерческих банков.

Банковский надзор был усилен за счет новой ежемесячной отчетности коммерческих банков. Согласно инструкции №17 банки обязаны ежемесячно представлять главные управления (национальные банки) приложения к отчетности (ранее все приложения к инструкции №17 представлялись раз в квартал).

Данные меры преследуют несколько целей. Во-первых, ЦБ РФ имеет возможность ежемесячно анализировать достаточно информативные формы отчетности коммерческих банков, и тем самым усилится оперативный контроль за их финансовым состоянием. Во-вторых, ежемесячное представление приложений 1,3,13,17,18 и 19 к инструкции №17 способствует более тесной взаимосвязи данных баланса и информации, содержащейся в общей финансовой отчетности, что превышает достоверность всех форм отчетности банков. В-третьих, расширился круг анализируемой информации ЦБ РФ, что позволило создать информационную базу для эффективного банковского регулирования и надзора в России.

Информация о работе Статистический анализ банковской деятельности в РФ