Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики.

1.1 Система показателей ……………………………………….4

Глава 2. Статистический анализ деятельности транспорта общего пользования.

2.1. Анализ перевозок груза по видам транспорта общего
пользования…………………………………………….………12
2.2. Анализ грузооборота по видам транспорта
общего пользования………………………………………..…19
2.3. Анализ перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования……………………………………..23
2.4. Анализ пассажирооборота по видам транспорта общего пользования …………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………..………32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.чер.doc

— 629.50 Кб (Скачать)
 

         В целом наблюдаем, что абсолютные показатели прироста с 2000 по 2009 год снижаются, это особенно прослеживается с 2008 года . Если рассматривать отдельный вид транспорта, то в атомобильном снижение превозок достигло до  –638млн. тон – это самый низкий показатель, среди предсталенных. А самый высокий абсолюный прирост – трубопроводный (156 млн.тонн)

     Для выявления относительной скорости изменения ряда рассчитывается темп роста ряда динамики.В таблице 4 представлены темпы роста грузоперевозок по видам транспорта. 

Темп  роста находится по формуле:

          y1

Тр =        · 100%.

          y0 
 

Темпы роста  грузоперевозок по видам транспорта, в % (на цепной основе) 

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Средне-годовой
Транспорт – всего 103.71 103.51 103.30 102.40 102.11 101.45 101.61 100.01 79.03 99.68
В том числе по видам:                    
железнодорожный 101.05 102.46 107.10 105.17 104.26 103.06 102.52 96.95 85.05 100.85
автомобильный 104.20 103.64 101.89 101.55 101.78 101.02 101.60 100.47 76.02 99.13
трубопроводный 102.90 105.39 108.57 104.92 102.34 102.10 99.25 100.47 92.31 102.03
морской 97.14 108.82 97.30 80.56 89.66 96.15 112.00 125.00 105.71 101.37
внутренний  водный 110.26 92.25 105.88 107.14 99.26 103.73 110.07 98.69 64.24 99.06
воздушный 112.50 100.00 88.89 112.50 88.89 112.50 111.11 100.00 90.00 101.82

Таблица 4 

     Данные  по темпу прироста представлены в  таблице 5.

     Темп прироста находится по формуле:

       Тпр =  Тр – 100%.

     Темпы прироста грузоперевозок по видам транспорта, в % (на цепной основе)

Таблица 5

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Средне-годовой
Транспорт – всего 3.71 3.51 3.30 2.40 2.11 1.45 1.61 0.01 -20.97 -0.32
В том числе по видам:                    
железнодорожный 1.05 2.46 7.10 5.17 4.26 3.06 2.52 -3.05 -14.95 0.85
автомобильный 4.20 3.64 1.89 1.55 1.78 1.02 1.60 0.47 -23.98 -0.87
трубопроводный 2.90 5.39 8.57 4.92 2.34 2.10 -0.75 0.47 -7.69 2.03
морской -2.86 8.82 -2.70 -19.44 -10.34 -3.85 12.00 25.00 5.71 1.37
внутренний  водный 10.26 -7.75 5.88 7.14 -0.74 3.73 10.07 -1.31 -35.76 -0.94
воздушный 12.50 0.00 -11.11 12.50 -11.11 12.50 11.11 0.00 -10.00 1.82

   В России транспортные компании ощутили на себе мировой экономический кризис лишь осенью 2008 года, как следствие снижения оборотов промышленности, строительства и спада на потребительском рынке России. Поскольку грузоперевозки относятся ко вторичному рынку – оказанию услуг, – то и пик спада пришелся как раз на середину 2009 года. Поэтому в целом наблюдается отрицательный прирост по всем видам транспорта. Если рассматривать каждый отдельно вид транспорта, то по данным табл.4 видно, среднегодовой положительный прирост в железнодорожном (0,85%), трубопроводном (2,03%), морском (1,37%) и воздушном (1,82), а автомобильном (-0,87%) и внутреннем водном(-0,94%) – отрицательный.

       По железнодорожному, также как  и по трубопроводному транспорту  наблюдается подъем с 2001 по 2003, далее идет на снижение всего наблюдаемого периода. Прирост грузоперевозок по автомобильному транспорту носит скачкообразный характер, прослеживается положительная тенденция темпа роста в 2005 и 2007 году. Тенденция в изменениях по грузоперевозкам внутренним водным транспортом непостоянна, замечается рост, особенно в 2001 году – 10,26% (12 млн.тонн). Темп прироста грузоперевозок воздушным транспортом также носит скачкообразный характер. Самое максимальное значение темпа прироста было зафиксировано по морскому виду транспорту в 2008 году и составило 25%(7млн.тонн). Самое минимальное значение темпа прироста наблюдается по грузоперевозкам внутреннего водного транспорта и составляет снижение на -35,76% (-54 млн.тонн) в 2009 году.

     Темпы роста можно представить наглядно на графике. На графике (рис.2)  прослеживается сходство в динамике темпов роста перевозок груза воздушного и внутреннего водного транспорта. В 2002 и 2005 году наблюдался спад темпа роста  грузоперевозок по этим двум видам транспорта. Очень хорошо видна тенденция роста грузоперевозок морского транспорта, с 2004 по 2008 году резко подскочило их число,  и прирост по этому виду транспорта составил 25% (7 миллиона тонн). Темп роста перевозок груза трубопроводного и железнодорожного транспорта, как видно на графике, снижается. Грузоперевозки автомобильного же транспорта относительно устойчивы в своем темпе роста. На графике хорошо видно, в 2009 году все линии направлены вниз, идет спад грузоперевозок во всех видах транспорта – это явление связано с кризисом не только в России, но и в мировой экономике. 

Изменение цепных темпов роста грузоперевозок во времени по всем видам транспорта

Рисунок 2

       

       Мы рассмотрели и дали анализ  общим показателям грузоперевозок  по видам транспорта. Далее более  подробно рассмотрим отдельный  вид транспорта – автомобильный. И проведем статистическое исследование, задачей которого является оценка тесноты связи между признаками - корреляция.

     Выделим признаки, наличие связи с которыми будем проверять:

      Число грузовых автомобилей (с 2000 по 2009 гг.), тыс. шт. (Х) и объем перевозок грузов автомобильным транспортом (с 2000 по 2009гг.), млн. тонн (Y). 

      По  данным найдем линейный коэффициент корреляции: 

     

 

     Расчетные данные для определения коэффициента корреляции:

Таблица 6

     
год грузовые  перевозки автомобильным транспортом, (Y) Наличие грузовых автомобилей5 , (Х) XY Y2 X2
2000 5878 4122 24229116 34550884 16990884
2001 6125 4218 25835250 37515625 17791524
2002 6348 4331 27493188 40297104 18757561
2003 6468 4363 28219884 41835024 19035769
2004 6568 4770 31329360 43138624 22752900
2005 6685 4848 32408880 44689225 23503104
2006 6753 4929 33285537 45603009 24295041
2007 6861 5168 35457648 47073321 26708224
2008 6893 5349 36870657 47513449 28611801
2009 5240 5323 27892520 27457600 28334329
Сумма 63819 47421 303022040 409673865 226781137
Средняя 6381.90 4742.1 30302204 40967386.5 22678113.7

     Используя формулу, получим:

     

     

     

     Коэффициент корреляции равен 0,18 – это показывает о слабой прямой зависимости между изучаемыми признаками. Сделаем вывод: грузовые перевозки автомобильным транспортом мало зависят от наличия грузового транспорта.

2.2.  Анализ грузооборота по видам транспорта  общего пользования  
 

     Вторым  из основных показателей работы грузового  транспорта является грузооборот. В  таблице 6 представлены данные грузооборота по видам транспорта общего пользования. Также рассчитано среднее значение грузооборота за 10 лет с помощью средней арифметической простой.  

    Грузооборот по видам транспорта общего пользования,             (миллиардов тонно-километров)6

Таблица 7

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 В среднем  за 10 лет
Транспорт - всего 3638 3755 3976 4284 4558 4676 4801 4915 4948 4446 4399.7
в том  числе:                      
железнодорожный 1373 1434 1510 1669 1802 1858 1951 2090 2116 1865 1766.8
автомобильный 153 160 167 173 182 194 199 206 216 180 183
трубопроводный 1916 1962 2100 2273 2413 2474 2499 2465 2464 2246 2281.2
морской 122 113 112 85 66 60 62 65 84 98 86.7
внутренний  водный 71 83 84 81 92 87 87 86 64 53 78.8
воздушный 2.5 2.6 2.7 2.7 3.0 2.8 2.9 3.4 3.7 3.6 2.99

Информация о работе Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ