Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:00, курсовая работа
Перевозки людей по воде можно отнести к наиболее древним видам путешествий с использованием транспортных средств. Изначально люди строили и использовали разнообразные плоты и лодки, которые в современном мире можно отнести к нетрадиционным видам транспорта. В связи с развитием научно-технического прогресса люди стали строить и использовать громадные теплоходы, способные проходить в различных условиях, с комфортом огромное количество людей.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГРЕБНЫЕ ЛОДКИ (гребное судно) 3
История гребных лодок 4
ВИДЫ ГРЕБНЫХ ЛОДОК 7
Галера 7
Каноэ 8
Эскимосский Каяк 12
Британская лодка коракл 14
Конструкция 15
История 16
Современность 16
Амурский омороч 17
Дори 18
Байдара 20
Чукотская байдара 20
Байдарка 23
Особенности 25
Шлюпка 27
Церковные лодки 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
СОДЕРЖАНИЕ
Перевозки людей по воде можно отнести к наиболее древним видам путешествий с использованием транспортных средств. Изначально люди строили и использовали разнообразные плоты и лодки, которые в современном мире можно отнести к нетрадиционным видам транспорта. В связи с развитием научно-технического прогресса люди стали строить и использовать громадные теплоходы, способные проходить в различных условиях, с комфортом огромное количество людей.
В давние века водный транспорт использовался как средство перемещения, для выживания, охоты.
В настоящее время водный транспорт носит более широкое направление. Люди используют водный транспорт не только как средство перемещения для личного использования, но и масштабного.
В зависимости от сферы обслуживания современный водный транспорт подразделяется на морской и речной.
Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по водным путям, находящиеся целиком внутри территории государства.
Тема контрольной работы является – гребные лодки. В данной работе будет рассмотрено несколько основных видов данного транспорта, которые использовались людьми в разные века и разными народами.
Гребное судно - судно, приводимое в движение мускульной силой, чаще всего — человека. Обычно движителем таких судов являются вёсла. Но встречаются и гребные колёса, а также шесты. Вёсла крепятся на палубах судов или за бортом на кронштейнах. Шест используется для отталкивания судна от грунта (дно, берега) и других устойчивых или более массивных элементов окружающей среды (деревья, плавающие бревна). В качестве шеста на мелководье может использоваться гребное весло. Колёса устанавливаются по бортам, за кормой или внутри корпуса.
Ещё в древние времена люди переплывали расстояния на куске дерева, которому впоследствии начали придавать определённый вид, используя гребную силу. Древнейшим способом плавания на судах является использование мускульной силы (то есть когда для плавания человек использует силу своих мышц). Гребными судами являются лодки всех типов, также, каноэ, пирога и другие.
Вполне мореходными оказались гребные суда типа каяка, издавна используемого северными народами для охоты на морского зверя.
Постепенно этот вид мореплавания уступил место парусным судам, которые в свою очередь уступили другим (пароходам, теплоходам и т. д.). Сейчас гребля определяется как вид спорта.
Гребная
лодка популярна среди многих
рыбаков-любителей, жителей прибрежных
городов и, конечно, спортсменов. Это самый
традиционный водный транспорт, который
за годы своей эволюции успел претерпеть
множество изменений. Из деревянных суден
гребные лодки превратились в легкие современные
лодки надувные гребные.
Современные модели гребных лодок очень
удобны и эргономичны.
История маломерных судов насчитывает более 4000 лет. Использовались суда коренными народами севера (алеутами, чукчами и эскимосами и североамериканскими индейцами) для морской охоты.
В зависимости от географического расположения, климата и фауны отдельных территорий, байдарки, каяки, анъяпики, умиаки и каноэ несколько различались по своей конструкции. Предназначение у всех судов было одно и тоже – охота, война или перевозка грузов и людей.
Конструкция судов в большинстве случаев схожа – жесткий каркас обтягивается гибкой и прочной оболочкой. Роль каркаса, как правило, исполняло дерево, а в роль оболочки – шкуры морских животных, либо кора деревьев. Скреплялись части каркаса при помощи сухожилий, китового уса или волокна деревьев, а роль герметика для оболочки лодки выполнял жир, либо смола.
Также суда различались по своему объему, обитаемости, по длине, высоте бортов и ширине конструкции. Например, гренландские эскимосские байдарки более узкие, обтекаемые и низкие, в то время как алеутские байдарки выше и большего объема. Чукотские байдары – короткие и устойчивые на курсе, а алеутские более маневренные. На своих судах люди транспортировали груз, но чае всего они охотились или воевали. Для того, чтобы замаскироваться и подойти к добыче, передние части лодки зачастую укрывались белыми шкурами, для того, чтобы походить на окружавший их лед.
В зависимости от вида судна, различался способ транспортировки убитых животных на землю. Некоторые вместительные байдарки позволяли везти добычу внутри лодки или на ней. Зачастую, животные обрабатывались сразу в судне, ненужные куски выкидывались. Таким образом, в байдарку складывали только самые необходимые части добычи. В некоторых случаях, груз транспортировали на специальном плоту или привязанных к нему воздушных пузырях. Некоторые морские животные буксировались по воде при помощи багра.
Для охоты зачастую применялись гарпуны или копья, оснащенные воздушными пузырями. Эти пузыри могли использоваться в качестве элементов непотопляемости, как для добычи, так и для охотников, оказавшихся в воде. Также, различные суда бывали оснащены парусами, аутригерами, элементами непотопляемости (воздушными пузырями), заглушками для люков (аналог современных юбок и драйтопов).
Люди одевали водонепроницаемую, теплую одежду, а также осваивали техники выживания (эскимосский переворот). Сегодня, древние байдарки, каяки и каноэ хранятся в различных музеях, но некоторые виды лодок сохранились лишь на картинках, либо безвозвратно утеряны.
Большая часть технологий и навыков утрачены и восстанавливаются по крупицам. Современные байдарки, каяки и каноэ отличаются от своих исторических аналогов материалом, некоторым дополнительным оборудованием (например, рули и герметичные грузовые отсеки), а также повышенной безопасностью плавания. Лодки теперь используются не для охоты и добычи пищи, а для отдыха. Это и является главным отличием современных судов, повлиявшим на их функционал и внешний вид.
История современных судов началась примерно в 19 веке, когда каяки, байдарки и каноэ стали использовать в Великобритании, Германии и некоторых европейских странах в качестве туристских судов. Одним из основоположников водного туризма стал английский юрист - Джон Мак Грегор. В 1865 году он построил аналог эскимосского каяка, который назвал «Роб-Рой». Длина каяка была – 4,5 метра, а ширина 0,7 метра. Позднее, он сделал вторую подобную лодку и прошел на ней многие реки и озера Центральной Европы, а также Балтийское море, Красное море и Суэцкий канал. Помимо этого, он путешествовал по Норвегии, Швеции, Дании, Германии. В 1874 году Джон основал первый в мире гребной клуб любителей гребли на байдарках и каноэ. Позднее он выпустил свой журнал «Каноист».
В
России первые подобные суда появились
в 1860 году, когда в Петербурге начали
проводиться соревнования на лодках,
ставших прототипами
Галера — гребной военный корабль с одним рядом вёсел и двумя-тремя мачтами с треугольными и прямыми парусами, которые использовались в качестве дополнительного двигателя.
Предшественниками галер были униремы и биремы.
В
современном представлении
Длина галеры составляла до 60 метров, ширина — 7,5 метров, осадка до 2 метров. На корабле были от 16 до 32 вёсел на борт, длиной до 15 метров каждое. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек. Имелось две основные системы размещения гребцов:
и если первая система была популярна до XV века, то вторая набрала популярность в XV веке.
Что примечательно, в XV—XVI веках, помимо смены типичной схемы размещения гребцов, состоялся переход от вольнонаёмных гребцов к галерным рабам, и тогда же галеры стали нести пушки.
Вёсла лежали на специальной, располагавшейся над бортом балке — постице, опиравшейся на поперечные балки именумемые бакалярами. Поверх же вёсел и постицы шёл фальшборт с отверстиями для вёсел именуемый итал. impavesata, и изначально действительно состоявший из павез (тип большого щита популярный у арбалетчиков). Вдоль галеры, чуть выше банок гребцов, заходя на нос, шёл специальный проход именуемый куршея, предназначенный для командира гребцов — комита и его помощников (у классических галер Эпохи Возрождения — надсмотрщиков). Нос галеры переходил, в похожий на бушприт, надводный таран (в отличие от античных судов подводный таран — отсутствовал). И на носу же находился передний конец куршеи, над которой находилась боевая платформа, для размещения солдат. Края этой платформы, у бортов были существенно выше, чем по направлению к носу и корме. На корме же, как правило, находились роскошные каюты, в венецианском варианте представлявшие собой помпезно-украшенную беседку с пышным балдахином из дорогих тканей.
Парусное вооружение, как правило, состояло из двух мачт с латинскими парусами, но имелись галеры и с иным парусным вооружением и числом мачт. Так, например, бригантина несла на фок-мачте прямые паруса, а саета — имела три мачты, из которых фок-мачта опять же несла прямые паруса.
В России
В России галеры появились при Петре I, имели до 50 вёсел и до 20 пушек. Число галер в отдельные годы достигало более 200 единиц.
Пётр I успешно применял галеры в боевых действиях против Швеции в Северной войне в шхерных районах Финского и Ботнического залива.
Многие люди любят березки, и это не удивительно. Ведь это очень красивые стройные, нарядные деревья. Считается, что березы - один из символов России но, тем не менее, мало кто знает, что березы являются исконными жителями долины реки Коннектикут.
Коренные американцы, широко использовали все части этого дерева, но самым важным материалом, несомненно, была березовая кора. Береста играла главную роль при изготовлении каноэ.
Каноэ из бересты удобно перевозить, потому, что оно очень легкое. Вторым его достоинством является большая грузоподъемность. В зависимости от предназначения каноэ делали разных размеров. Маленькое охотничье каноэ, длиной два метра, вмещало в себя одного - двух человек. Каноэ, предназначенное для плавания в открытом море, могло быть до шести метров длиной, и им управляли несколько гребцов. Некоторые каноэ, могли принимать на борт до ста человек.
Каноэ среднего размера было достаточно легким для того, чтобы его мог нести один человек. На такой лодке можно было путешествовать как по ручьям, так и по крупным рекам.
Из
всех индейцев Северной Америки, Центральной
Америки и Южной, северо-западные
индейцы связаны с морем