Виды транспорта и их роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 04:43, доклад

Описание работы

Транспорт является одной из важнейших отраслей материального производства. Он продолжает производственный процесс всех отраслей народного хозяйства страны в сфере обращения и заканчивает его доставкой продукции к месту потребления. В отличие от других отраслей промышленности транспорт не производит новых продуктов, его продукцией является перевозка пассажиров и грузов.

Работа содержит 1 файл

виды транспорта и их роль.docx

— 17.32 Кб (Скачать)

Виды транспорта и их роль 

 

Транспорт является одной  из важнейших отраслей материального  производства. Он продолжает производственный процесс всех отраслей народного  хозяйства страны в сфере обращения  и заканчивает его доставкой  продукции к месту потребления. В отличие от других отраслей промышленности транспорт не производит новых продуктов, его продукцией является перевозка  пассажиров и грузов.

 

Транспортная система  страны представляет собой большой  и сложный комплекс путей сообщения, подразделяемый на магистральный транспорт  общего пользования, промышленный и  городской.

 

Магистральный транспорт  общего пользования включает в себя железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный.

 

Промышленный транспорт  осуществляет перемещение предметов  и продуктов в сфере производства.

 

Городской транспорт обеспечивает перевозки внутри городов и включает в себя метрополитен, троллейбус, трамвай, автобус, такси, грузовой автомобиль и  др.

 

Первостепенная роль в  осуществлении перевозок принадлежит  железнодорожному транспорту.

 

· Железнодорожный транспорт  – наиболее развитой и технически оснащенный вид транспорта, занимающий одно из ведущих мест не только в  нашей стране, но и за рубежом. Это  объясняется его универсальностью – возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять  потребности населения в перевозках вне зависимости от погодных условий  и времен года. По объему провозной  способности и непрерывности  функционирования железнодорожный  транспорт не имеет себе равных.

 

Железнодорожный транспорт  в значительной мере способствует освоению новых районов и их природных  богатств, играет первостепенную роль в развитии экономики страны, улучшения  благосостояния населения и укрепления культурных связей между народами. Модернизация технических средств  железнодорожного транспорта способствует развитию отечественной промышленности и увеличению числа рабочих мест. Кроме того, железнодорожный транспорт  имеет первостепенное значение для  обороны.

 

Перспективным направлением в развитии железнодорожного транспорта является высокоскоростной наземный транспорт, способный соперничать с воздушным  транспортом.

 

Железнодорожному транспорту принадлежит ведущая роль в транспортной системе России. Железные дороги наиболее приспособлены к массовым перевозкам, при этом себестоимость перевозок  невысока по сравнению с другими  видами транспорта.

 

В последнее время идет тенденция на увеличение скорости движения поездов, а это значит и скорости доставки грузов и пассажиров. Однако, модернизация железных дорог требует  больших капитальных вложений. Но конкуренция среди различных  видов транспорта заставляет железнодорожников  применять прогрессивные технологии и новейшие научно-технические разработки.

 

Общепризнанными преимуществами железных дорог перед другими  видами транспорта являются:

 

§  экономичность (сравнительно низкая стоимость перевозок);

 

§  ресурсосберегаемость;

 

§  экологическая предпочтительность (с точки зрения шума и сохранности  окружающей среды);

 

§  безопасность движения.

 

Перевозка грузов по железной дороге на относительно большие расстояния экономически выгоднее, чем на малые. Это объясняется высоким удельным весом расходов, не зависящих от дальности перевозок и увеличивающих  их себестоимость при небольших  расстояниях. К таким расходам относятся: расходы на выполнение начальных  и конечных операций, включая подачу вагонов к месту погрузки-выгрузки и их уборку; грузовых операций и  др.

 

· Автомобильный транспорт  обеспечивает относительно высокую  скорость передвижения, способен доставлять грузы в районы, где нет других видов транспорта. Главное его  достоинство заключается в том, что он позволяет доставлять грузы  непосредственно от отправителя  получателю без перегрузки. Высокая  эффективность автомобильного транспорта на внутригородских и междугородных перевозках пассажиров. Однако себестоимость грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом более высокая по сравнению с другими видами транспорта.

 

· Морской транспорт осуществляет массовые перевозки в зарубежные страны, а также между портами  внутри страны, расположенными на побережье  морей. Морские перевозки наиболее эффективны на направлениях, где морские  маршруты короче сухопутных, и там, где нет других видов массового  транспорта.

 

Себестоимость морских перевозок  грузов ниже, чем другими видами транспорта, особенно при перевозках на дальние расстояния.

 

· Речной транспорт осуществляет местные и дальние перевозки  на маршрутах, которые совпадают  с расположением судоходных рек  и каналов. Он обладает высокой провозной  способностью особенно при использовании  судов большой грузоподъемности на глубоководных реках, а также  на маршрутах река-море. Велико значение речного транспорта в обслуживании районов Сибири и Дальнего Востока, где нет железных и автомобильных  дорог. Себестоимость речных перевозок  невысокая.

 

Существенными недостатками речного транспорта России являются сезонность навигации и низкие скорости движения.

 

· Воздушный транспорт  имеет очень высокие скорости движения и осуществляет преимущественно  пассажирские перевозки на ближние  и дальние расстояния. Стоимость  воздушных перевозок значительно  выше, чем на других видах транспорта. Удельный вес грузовых перевозок  невысок. Главным недостатком работы воздушного транспорта является зависимость  от погодных условий.

 

· Трубопроводный транспорт  наиболее молодой из всех видов транспорта. Он используется для транспортировки  нефти, нефтепродуктов, природного газа и почти не зависит от погодных условий. Трубопроводный транспорт  способен транспортировать жидкие и  газообразные продукты на очень большие  расстояния. Является очень дешевым  видом транспорта.

 

Все виды транспорта взаимодействуют  между собой, дополняют друг друга  и составляют единую транспортную систему  страны.

 

 Единая транспортная  система (ЕТС) – это совокупность  всех видов транспорта, связанных  экономическими, технологическими, техническими  и нормативно-правовыми взаимоотношениями.

 

При выборе транспортных средств  для осуществления перевозок  принимают во внимание положительные  качества каждого вида транспорта. Развитию таких качеств может  способствовать не только конкуренция, но и партнерские отношения между  различными видами транспорта: координация  и согласование работы в области  рационального использования технических  средств, планирования и распределения  перевозок; разработка и внедрение  единых технологических процессов  работы станций, подъездных путей, предприятий, морских и речных портов и пристаней; согласование графиков и расписаний движения поездов, автобусов, самолетов  и судов. Важной формулой сотрудничества является организация комбинированных (смешанных) перевозок по принципу «от  двери до двери», без перегрузки грузов.

 

Взаимодействие различных  видов транспорта может осуществляться в условиях рыночных отношений на договорных началах.

1.2. Основные показатели  работы железнодорожного транспорта

 

Для оценки перевозочной работы на железнодорожном транспорте используется ряд показателей: количество перевезенных грузов, грузооборот, число перевезенных пассажиров, пассажирооборот, грузонапряженность, оборот вагона, производительность труда, себестоимость перевозки и др.

 

В качестве основного показателя принят объем грузовых перевозок, т, характеризующий отправление грузов (обычно за год). Этот показатель обеспечивает лучшую сбалансированность планов производства и перевозок благодаря единой единице измерения (тонны) по сравнению  с другим показателем – грузооборотом.

 

 Грузооборот  измеряется  в тоннокилометрах (т-км) и представляет  собой сумму произведений массы  перевезенных грузов р на расстояние (дальность) перевозки . Для уменьшения  транспортных расходов и ускорения  доставки грузов, задания по грузообороту  должны выполняться за счет  увеличения количества перевезенного  груза, а не дальности перевозок.  Грузооборот является обобщающим  показателем, используемым для  определения потребности в подвижном  составе, ремонтной базе, затратах  труда, топлива, электроэнергии  и т. д.

 

К наиболее важным показателям  относится число перевезенных пассажиров, пасс., а (обычно за год).

 

Пассажирооборот  измеряется в пассажирокилометрах (пасс.-км), представляет собой сумму произведений числа  перевезенных пассажиров а на расстояние перевозки l.

 

Приведенная продукция транспорта, приведенные т-км:

 

                                              ,                                      (1.1)

 

где k – коэффициент перевода пассажирокилометров в тоннокилометры. Принимается равным единице исходя из существующего в прошлом равенства  себестоимости 1 т-км и 1 пасс-км перевозочной работы. В настоящее время себестоимость 1 пасс-км существенно выше себестоимости 1 т-км, однако во избежание нарушения  сопоставимости отчетных цифр за прошлые  годы значение коэффициента не меняется.

 

Значимым показателем  работы железных дорог является грузонапряженность Г, характеризуемая средним числом тоннокилометров или приведенных  тоннокилометров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины :

 

                                       или  .                              (1.2)

 

Под эксплуатационной длиной понимают протяженность железнодорожных  линий между станциями без  учета таких путей, как второй главный, станционные и др.

 

Установлены также показатели использования вагонов и локомотивов. Наиболее важным качественным показателем  на железнодорожном транспорте, отражающим работу всех основных служб дорог, подразделений  и предприятий, является оборот вагона.

 

Оборотом вагона называют промежуток времени от начала погрузки вагона до начала его следующей погрузки.

 

К основным экономическим  показателям работы транспорта относятся  производительность труда, себестоимость  перевозок, доходность, прибыль и  рентабельность.

 

Производительность труда  определяется объемом произведенной  продукции в приведенных тоннокилометрах, пассажирокилометрах приходящееся на одного работника эксплуатационного  штата (занятого в перевозочном процессе), а себестоимость перевозок – отношением эксплуатационных расходов на перевозку к объему производимой продукции.  В эксплуатационные расходы входит зарплата с отчислениями на социальное страхование, затраты на топливо, электроэнергию, материалы и запасные части, амортизационные отчисления и прочие издержки.

 

Прибыль П представляет собой  разность между суммарными доходами дороги или предприятия и эксплуатационными  расходами на выполнение перевозок.

 

Вместе с тем, важно  знать не только абсолютную величину, но и размер прибыли, приходящейся на каждый рубль стоимости производственных фондов, т. е. рентабельность Р, %, определяемую по формуле

 

                                             ,                                     (1.3)

 

где  и  – среднегодовая  стоимость в планируемом году соответственно основных производственных фондов и оборотных средств.

 

К основным производственным фондам относятся производственные и служебные здания, сооружения (пути, линии электропередачи и др.), подвижной состав, приборы, механизмы, станки, оборудование.

 

Оборотные средства включают в себя оборотные производственные фонды (материалы, сырье, топливо, запасные части) и фонд обращения (запасы готовой  продукции на складе, материалы и  топливо в пути, денежные средства в кассе предприятия или на расчетном счете в банке).

 

Рассмотренные экономические  показатели тесно связаны между  собой: с увеличением производительности труда снижается себестоимость, возрастают прибыль и рентабельность перевозок


Информация о работе Виды транспорта и их роль