Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики.

1.1 Система показателей ……………………………………….4

Глава 2. Статистический анализ деятельности транспорта общего пользования.

2.1. Анализ перевозок груза по видам транспорта общего
пользования…………………………………………….………12
2.2. Анализ грузооборота по видам транспорта
общего пользования………………………………………..…19
2.3. Анализ перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования……………………………………..23
2.4. Анализ пассажирооборота по видам транспорта общего пользования …………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………..………32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.чер.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

     К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

  • среднее расстояние перевозки 1т груза;
  • средняя густота перевозок;
  • средняя продолжительность перевозки 1т груза;
  • средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

  • железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;
  • автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;
  • морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;
  • магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;
  • воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.
 

     Перевезено пассажиров - число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Учитывается по видам транспорта, сообщения, направлениям перевозок. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров определяется на отдельных видах транспорта неодинаково: или по моменту приобретения билета (на железнодорожном, автомобильном, городском электрическом транспорте), или по моменту отправления транспортного средства (на водном и воздушном транспорте). Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется.

          Пассажирооборот транспорта - объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр. Определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; исчисляется раздельно по видам транспорта, сообщения, другим признакам.

     Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.

Железнодорожный транспорт.

     В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении. В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем пассажиро- и товарооборота с другими  странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта. 

Автомобильный транспорт. 

     Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

     Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов. 

Трубопроводный транспорт.

    Трубопроводный  транспорт, в отличие от вышеописанных  универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры. Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензинопровод, маслопровод, мазутопровод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды. 
 

Морской транспорт. 

Морской транспорт способен перевести любые  грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции. В условиях современного кризиса растет грузооборот морского транспорта. Происходит это в связи с тем, что многие субъекты бизнеса переключаются на более дешевые виды транспорта, каким являются морские перевозки.3 

Внутренние  водные пути. 

К ним  относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический  учет перевозок грузов  на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия  внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

      Внутренний  водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов. 

Воздушный транспорт.

   Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета. 

Глава 2. Статистический анализ деятельности грузового транспорта общего пользования. 

2.1.  Анализ перевозок груза по видам транспорта общего

        пользования. 

     Одним из основных показателей работы грузового  транспорта является количество перевезенного  груза. В таблице 1 представлены интервальные ряды динамики перевозок груза по видам транспорта общего пользования. Также рассчитано среднее количество перевезенного за 10 лет груза.

     
  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 В среднем  за 10 лет
Транспорт – всего 7907 8200 8488 8768 8978 9167 9300 9450 9451 7469 8717.8
В том числе по видам:                      
железнодорожный 1047 1058 1084 1161 1221 1273 1312 1345 1304 1109 1191.4
автомобильный 5878 6125 6348 6468 6568 6685 6753 6861 6893 5240 6381.9
трубопроводный 829 853 899 976 1024 1048 1070 1062 1067 985 981.3
морской 35 34 37 36 29 26 25 28 35 37 32.2
внутренний  водный 117 129 119 126 135 134 139 153 151 97 130
воздушный 0.8 0.9 0.9 0.8 0.9 0.8 0.9 1.0 1.0 0.9 0.89

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования,         (миллионов тонн)4

Таблица 1

        
 
 

        Наибольшее число перевозок груза  наблюдалось на автомобильном  транспорте в 2008 году (6893 миллиона  тонн), наименьшее – на воздушном  транспорте в 2000, 2003 и 2005 годах  (0,8 миллионов тонн). Среднее значение за 5 лет рассчитано с помощью средней арифметической простой, так как ряд интервальный.

       По имеющимся данным можно рассчитать долю каждого транспорта в общем количестве грузоперевозок. Для этого рассчитаем относительный показатель структуры.

        Структура грузоперевозок по видам транспорта общего пользования, в %

Таблица 2

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 В среднем  за 10 лет
Транспорт – всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе по видам:                      
железнодорожный 13.24 12.90 12.77 13.24 13.60 13.89 14.11 14.23 13.80 14.85 13.67
автомобильный 74.34 74.70 74.79 73.77 73.16 72.92 72.61 72.60 72.93 70.16 73.21
трубопроводный 10.48 10.40 10.59 11.13 11.41 11.43 11.51 11.24 11.29 13.19 11.26
морской 0.44 0.41 0.44 0.41 0.32 0.28 0.27 0.30 0.37 0.50 0.37
внутренний  водный 1.48 1.57 1.40 1.44 1.50 1.46 1.49 1.62 1.60 1.30 1.49
воздушный 0.0101 0.011 0.0106 0.0091 0.01 0.0087 0.0097 0.0106 0.0106 0.012 0.0102
 

     

 По данным таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес по перевозкам груза занимает автомобильный транспорт.  В 2009 году  его доля была самой большой и составляла 73,21%. Наименьший удельный вес отводится воздушному транспорту – 2009 год – 0,01 %.  
 
 

     Постоим круговую диаграмму по данным таблицы 2, взяв только общие данные по каждому виду транспорта.

     Структура грузовых перевозок .

Рисунок 1. 
 

         Для того чтобы выяснить как изменился  уровень ряда за определенный изучаемый  период времени (повысился или понизился), рассчитаем такой абсолютный показатель как абсолютный прирост.

     В таблице 3 представлены абсолютные приросты перевозок груза по видам транспорта на цепной основе.

Абсолютный  прирост – это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным). 

Цепной -     у = yi – yi-1. 
 
 
 
 
 

       Абсолютные  приросты перевозок грузов по видам  транспорта, в миллионах тонн (на цепной основе)

Таблица 3

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 За весь период Средний абсолютный прирост
Транспорт – всего 293 288 280 210 189 133 150 1 -1982 -438 -48.67
В том числе по видам:                      
железнодорожный 11 26 77 60 52 39 33 -41 -195 62 6.89
автомобильный 247 223 120 100 117 68 108 32 -1653 -638 -70.89
трубопроводный 24 46 77 48 24 22 -8 5 -82 156 17.33
морской -1 3 -1 -7 -3 -1 3 7 2 2 0.22
внутренний  водный 12 -10 7 9 -1 5 14 -2 -54 -20 -2.22
воздушный 0.1 0 -0.1 0.1 -0.1 0.1 0.1 0 -0.1 0.1 0.01

Информация о работе Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ