Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:49, курсовая работа
Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики.
1.1 Система показателей ……………………………………….4
Глава 2. Статистический анализ деятельности транспорта общего пользования.
2.1. Анализ перевозок груза по видам транспорта общего
пользования…………………………………………….………12
2.2. Анализ грузооборота по видам транспорта
общего пользования………………………………………..…19
2.3. Анализ перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования……………………………………..23
2.4. Анализ пассажирооборота по видам транспорта общего пользования …………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………..………32
К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:
Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,
Перевезено пассажиров - число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Учитывается по видам транспорта, сообщения, направлениям перевозок. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров определяется на отдельных видах транспорта неодинаково: или по моменту приобретения билета (на железнодорожном, автомобильном, городском электрическом транспорте), или по моменту отправления транспортного средства (на водном и воздушном транспорте). Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется.
Пассажирооборот транспорта - объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр. Определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; исчисляется раздельно по видам транспорта, сообщения, другим признакам.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
Железнодорожный транспорт.
В
условиях России железнодорожный
транспорт наиболее эффективен для
перевозки массовых видов грузов на средние
и дальние расстояния с высокой концентрацией
грузовых потоков, а также для перевозки
пассажиров на средние расстояния и в
пригородном сообщении. В период остановки
навигации на реках железнодорожный транспорт
успешно заменяет водный транспорт. Большой
объем пассажиро- и товарооборота с другими
странами осуществляется именно железнодорожным
транспортом. А также он занимает I место
среди других магистральных видов транспорта.
Автомобильный
транспорт.
Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера
применения автомобильного транспорта
в России — внутригородские, пригородные
и внутрирайонные грузовые и пассажирские
перевозки, а также перевозки на средние
и дальние расстояния ценных малотоннажных
и скоропортящихся грузов.
Трубопроводный транспорт.
Трубопроводный
транспорт, в отличие от вышеописанных
универсальных видов
Морской
транспорт.
Морской
транспорт способен перевести любые
грузы, любых видов и габаритов.
В отличие от других видов транспорта,
морским перевозят, главным образом,
экспортные (46%) и импортные (70%) грузы.
Недостатки: зависимость от погодных условий,
потребность в дорогих портовых сооружениях
и высокая доля расходов на начальные
и конечные операции. В условиях современного
кризиса растет грузооборот морского
транспорта. Происходит это в связи с тем,
что многие субъекты бизнеса переключаются
на более дешевые виды транспорта, каким
являются морские перевозки.3
Внутренние
водные пути.
К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.
Статистический
учет перевозок грузов на внутреннем
водном транспорте выполняют предприятия
внутреннего водного
Внутренний
водный (речной) транспорт предназначен
для перевозок отдельных массовых
видов грузов на средние и дальние расстояния,
а также для пассажирского сообщения (особенно
пригородного). Однако в последние десятилетия
он не выдерживает конкуренции с другими
видами транспорта и практически превратился
в специфический вид технологического
транспорта, предназначенного для перевозки
минерально-строительных материалов.
Воздушный транспорт.
Воздушным транспортом грузы перевозятся
на очень большие расстояния, но этот вид
транспорта значительно меньше, чем на
другие, применяют для перевоза груза.
Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие
грузы: драгоценные меха, дорогая одежда,
оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие
авиации от других видов транспорта заключается
в высокой путевой скорости и в большой
беспосадочной дальности полета.
Глава
2. Статистический
анализ деятельности
грузового транспорта
общего пользования.
2.1. Анализ перевозок груза по видам транспорта общего
пользования.
Одним из основных показателей работы грузового транспорта является количество перевезенного груза. В таблице 1 представлены интервальные ряды динамики перевозок груза по видам транспорта общего пользования. Также рассчитано среднее количество перевезенного за 10 лет груза.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | В среднем за 10 лет | |
Транспорт – всего | 7907 | 8200 | 8488 | 8768 | 8978 | 9167 | 9300 | 9450 | 9451 | 7469 | 8717.8 |
В том числе по видам: | |||||||||||
железнодорожный | 1047 | 1058 | 1084 | 1161 | 1221 | 1273 | 1312 | 1345 | 1304 | 1109 | 1191.4 |
автомобильный | 5878 | 6125 | 6348 | 6468 | 6568 | 6685 | 6753 | 6861 | 6893 | 5240 | 6381.9 |
трубопроводный | 829 | 853 | 899 | 976 | 1024 | 1048 | 1070 | 1062 | 1067 | 985 | 981.3 |
морской | 35 | 34 | 37 | 36 | 29 | 26 | 25 | 28 | 35 | 37 | 32.2 |
внутренний водный | 117 | 129 | 119 | 126 | 135 | 134 | 139 | 153 | 151 | 97 | 130 |
воздушный | 0.8 | 0.9 | 0.9 | 0.8 | 0.9 | 0.8 | 0.9 | 1.0 | 1.0 | 0.9 | 0.89 |
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования, (миллионов тонн)4
Таблица 1
Наибольшее число перевозок
По имеющимся данным можно рассчитать долю каждого транспорта в общем количестве грузоперевозок. Для этого рассчитаем относительный показатель структуры.
Структура грузоперевозок по видам транспорта общего пользования, в %
Таблица 2
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | В среднем за 10 лет | |
Транспорт – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе по видам: | |||||||||||
железнодорожный | 13.24 | 12.90 | 12.77 | 13.24 | 13.60 | 13.89 | 14.11 | 14.23 | 13.80 | 14.85 | 13.67 |
автомобильный | 74.34 | 74.70 | 74.79 | 73.77 | 73.16 | 72.92 | 72.61 | 72.60 | 72.93 | 70.16 | 73.21 |
трубопроводный | 10.48 | 10.40 | 10.59 | 11.13 | 11.41 | 11.43 | 11.51 | 11.24 | 11.29 | 13.19 | 11.26 |
морской | 0.44 | 0.41 | 0.44 | 0.41 | 0.32 | 0.28 | 0.27 | 0.30 | 0.37 | 0.50 | 0.37 |
внутренний водный | 1.48 | 1.57 | 1.40 | 1.44 | 1.50 | 1.46 | 1.49 | 1.62 | 1.60 | 1.30 | 1.49 |
воздушный | 0.0101 | 0.011 | 0.0106 | 0.0091 | 0.01 | 0.0087 | 0.0097 | 0.0106 | 0.0106 | 0.012 | 0.0102 |
По
данным таблицы 2 видно, что наибольший
удельный вес по перевозкам груза занимает
автомобильный транспорт. В 2009 году
его доля была самой большой и составляла
73,21%. Наименьший удельный вес отводится
воздушному транспорту – 2009 год – 0,01 %.
Постоим круговую диаграмму по данным таблицы 2, взяв только общие данные по каждому виду транспорта.
Структура грузовых перевозок .
Рисунок
1.
Для того чтобы выяснить как изменился уровень ряда за определенный изучаемый период времени (повысился или понизился), рассчитаем такой абсолютный показатель как абсолютный прирост.
В таблице 3 представлены абсолютные приросты перевозок груза по видам транспорта на цепной основе.
Абсолютный
прирост – это разность между исследующим
уровнем ряда и предыдущим (или базисным).
Цепной - ∆
у = yi – yi-1.
Абсолютные приросты перевозок грузов по видам транспорта, в миллионах тонн (на цепной основе)
Таблица 3
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | За весь период | Средний абсолютный прирост | |
Транспорт – всего | 293 | 288 | 280 | 210 | 189 | 133 | 150 | 1 | -1982 | -438 | -48.67 |
В том числе по видам: | |||||||||||
железнодорожный | 11 | 26 | 77 | 60 | 52 | 39 | 33 | -41 | -195 | 62 | 6.89 |
автомобильный | 247 | 223 | 120 | 100 | 117 | 68 | 108 | 32 | -1653 | -638 | -70.89 |
трубопроводный | 24 | 46 | 77 | 48 | 24 | 22 | -8 | 5 | -82 | 156 | 17.33 |
морской | -1 | 3 | -1 | -7 | -3 | -1 | 3 | 7 | 2 | 2 | 0.22 |
внутренний водный | 12 | -10 | 7 | 9 | -1 | 5 | 14 | -2 | -54 | -20 | -2.22 |
воздушный | 0.1 | 0 | -0.1 | 0.1 | -0.1 | 0.1 | 0.1 | 0 | -0.1 | 0.1 | 0.01 |