Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является описание региональных особенностей потребительских рынков.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность потребительского рынка региона;
2. Изучить структуру потребительского рынка региона;
3. Изучить методологические основы статистического анализа потребительского рынка региона;
4. Провести экономико-статистический анализ потребительского рынка в регионе.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы статистического изучения потребительского рынка региона 4
1.1. Понятие и сущность потребительского рынка региона 4
1.2. Статистическая оценка структуры потребительского рынка региона 6
1.3. Методы статистического изучения потребительского рынка 9
ГЛАВА 2. Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов 19
2.2.Анализ структуры потребительского рынка России 19
2.2. Анализ динамики развития потребительского рынка Ростовской области 25
2.3. Сравнительный анализ развития потребительского рынка Ростовской области и регионов ЮФО 37
Заключение 43
Библиографический список 46
Благодаря росту доходов населения (по оценке Росстата реальные располагаемые денежные доходы в январе-мае 2010 года увеличились на 13,4%) и активизации потребительского кредитования возрос спрос на товары, не относящиеся к товарам первой необходимости: компьютерную технику, мобильные телефоны, холодильники, мебель, строительные материалы и т.д.
Кроме того, наметилась тенденция роста покупательского спроса на легковые автомобили, что обусловлено реализацией эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, в рамках которого по состоянию на 01.07.2010 года на территории области было продано 1507 легковых автомобилей.
Повышение потребительской активности в непродовольственном сегменте отразилось на соотношении продовольственной и непродовольственной составляющей в структуре оборота розничной торговли.
Так, по отношению к уровню января-июня 2009 года удельный вес непродовольственных товаров увеличился на 1,5 процентного пункта и составил 52% в общем объеме розничного товарооборота, соответственно удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий сократился до 48%26.
Объем продаж на рынках в 1 полугодии 2010 года сформировался в объеме 26,6 млрд. руб., доля в общем объеме продаж составила 12%.
По состоянию на 01.07.2010 года на территории Ростовской области осуществляли деятельность 113 розничных рынков, из них 90 – универсальных, 23 - специализированных, в том числе 9 сельскохозяйственных.
В
связи с проведением
Для
реализации сельскохозяйственной продукции
и продукции предприятий
По данным Росстата индекс потребительских цен в Ростовской области в июне 2010 года составил 100,4% к маю 2010 года и 105% - к декабрю 2009 года. Цены на продовольственные товары в июне 2010 г. по отношению к предыдущему месяцу увеличились на 0,5%, а в сравнении с декабрем 2009 года их рост составил 6,1%. Непродовольственные товары подорожали на 0,3% к уровню мая 2010 г. и на 2,6% к декабрю 2009 года. Общее повышение цен на платные услуги составило 0,3% к предыдущему месяцу и 6,8% к декабрю 2009 года28.
В 1 полугодии 2010 года емкость официально декларируемого рынка алкогольной продукции области составила 3319,3 тыс. декалитров, в т.ч. областного производства – 416,8 тыс. декалитров (105,5% и 110,6% к уровню аналогичного периода 2009 года соответственно).
Доля
областной алкогольной
Объём поставок алкогольной продукции на душу населения области в 1 полугодии 2010 года составил 7,8 л, что на 0,4 л выше уровня соответствующего периода прошлого года, в том числе: по городам области – 10,1 л (на 0,6 л больше); по районам – 4,8 л (на 0,3 л больше).
Оборот
общественного питания в
Среди
муниципальных образований
Таблица 2.2.2.
Оборот общественного питания по городам Ростовской области по результатам января-июня 2010 года29
Города | Оборот общественного питания (тыс. руб) | Индекс физического объема оборота общественного питания (в % к январю-июню 2009г.) | Оборот общественного питания на душу населения (руб.) | Место по обороту общественного питания на душу населения среди всех муниципальных образований области по итогам января - июня 2010г. | Место по обороту общественного питания на душу населения среди всех муниципальных образований области по итогам января - июня 2009г. | Изменение оценок
в янв.- июне 2010 г. по сравнению с
янв.- июнем 2009 (+)-повышение; |
Азов | 126454,3 | 97,1 | 1523,5 | 9 | 11 | 2 |
Батайск | 117523,2 | 105,4 | 1128,9 | 16 | 17 | 1 |
Волгодонск | 541616,5 | 97,5 | 3202,9 | 2 | 2 | 0 |
Гуково | 76799,5 | 64,6 | 1144,6 | 15 | 9 | -6 |
Донецк | 45532,4 | 88,6 | 907,0 | 20 | 18 | -2 |
Зверево | 21197,1 | 96,7 | 847,9 | 23 | 23 | 0 |
Каменск-Шахтинский | 228148,5 | 101 | 2447,9 | 7 | 7 | 0 |
Новочеркасск | 480217,1 | 101,5 | 2725,4 | 4 | 5 | 1 |
Новошахтинск | 42281,3 | 86,4 | 372,9 | 43 | 39 | -4 |
Ростов-на-Дону | 4956682,8 | 101,6 | 4729,2 | 1 | 1 | 0 |
Таганрог | 670000,5 | 97,2 | 2626,4 | 6 | 6 | 0 |
Шахты | 286034,2 | 101,5 | 1166,5 | 14 | 16 | 2 |
Итого по городам | 7592487,4 | 3124,2 |
Оборот
общественного питания в
Продолжает
сохраняться положительная
По
состоянию на 1 июля 2010 года в области
услуги общественного питания
При этом на долю г. Ростова-на-Дону приходится 1,8 тыс. предприятий общественного питания на 73 тыс. посадочных мест, что составляет 29% от общего количества объектов питания области.
Показателем обеспеченности населения услугами общественного питания в открытой сети является количество посадочных мест на 1000 жителей. Этот показатель ежегодного увеличивается и в настоящее время составляет в среднем по области 29,5 посадочных мест в кафе и ресторанах (аналогичный показатель по состоянию на 1.07. 2009 года составлял 25,3 посадочных мест на 1000 жителей), в том числе: в городах – 32 посадочных места и в районах – 22,730.
Наиболее активно в 2010 году развивается сеть предприятий общественного питания в городах: Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Волгодонске, а также Сальском, Орловском и Миллеровском районах.
За 1 полугодие 2010 года крупными, средними, малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями введены в действие объекты общественного питания на 1091 посадочное место, что в 2,9 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Более половины (52,6%) оборота общественного питания приходится на индивидуальных предпринимателей, 28,3% формируется малыми предприятиями, 0,7% - субъектами среднего предпринимательства, остальные 18,4% - коммерческими предприятиями, не относящимися к субъектам малого и среднего бизнеса.
Оборот
общественного питания крупных
организаций и субъектов
Таким образом, в Ростовской области потребительский рынок достаточно развит, он насыщен продовольственными и непродовольственными товарами. Однако наличие ряда проблем требует разработки мер по государственному регулированию потребительского рынка. Так, недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка препятствует полному и всестороннему удовлетворению потребительского спроса. Присутствуют диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы. Именно на решение этих проблем должны быть направлены усилия государственных органов Ростовской области.
До 2008 гг. наблюдалась положительная динамика основных показателей развития сферы торговли и общественного питания регионов Южного федерального округа, что свидетельствовало о относительно стабильной ситуации на потребительском рынке. Это было обусловлено в определенной степени замедлением темпов инфляции и ростом денежных доходов населения. Наиболее сходные условия развития с Ростовской областью в ЮФО имеют Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Астраханская области. В таблице 3.3 представлен оборот розничной торговли в ЮФО за период 2007 - 2009 гг.
Как
видно из данных таблицы 2.3.1, в течение
последних лет Ростовская область и Краснодарский
край входят в первую десятку субъектов
Российской Федерации по объему розничного
товарооборота (Краснодарский край занимает
6-е место, Ростовская область - 7-е).
Таблица 2.3.1.
Оборот розничной торговли в ЮФО за период 2007 - 2009 гг. (в фактически действовавших ценах; млрд. руб.)31
Название региона |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. в процентах к 2007 г. (в сопоставимых ценах) |
Российская Федерация, млрд.руб. | 7041,5 | 8711,9 | 10866,2 | 116,1 |
Южный федеральный округ | 810902 | 1006735 | 1332598 | 122,3 |
Республика Адыгея | 11111 | 13089 | 16371 | 115,9 |
Республика Дагестан | 82148 | 108645 | 146648 | 124,6 |
Республика Ингушетия | 3358 | 4271 | 5093 | 110,1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 23435 | 28401 | 35549 | 116,4 |
Республика Калмыкия | 3878 | 5175 | 6125 | 109,2 |
Карачаево-Черкесская Республика | 12510 | 15712 | 18045 | 105,0 |
Республика
Северная Осетия - Алания |
17105 | 23094 | 28836 | 115,2 |
Чеченская Республика | 11704 | 10398 | 15715 | 138,6 |
Краснодарский край | 214121 | 274693 | 378338 | 127,6 |
Ставропольский край | 101378 | 123896 | 158713 | 118,2 |
Астраханская область | 32864 | 42088 | 55956 | 120,4 |
Волгоградская область | 101536 | 117868 | 147708 | 116,8 |
Ростовская область | 195754 | 239407 | 319501 | 123,0 |
В таблице 2.3.1 представлен оборот розничной торговли на душу населения в ЮФО за период 2007 - 2009 гг.
Как видно из данных таблицы 3.4, по показателю совокупного товарооборота розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения Ростовская область в 2008 году опережала все регионы Южного федерального округа, в том числе Краснодарский край - на 11,6% и Ставропольский – на 16,6 %, Волгоградскую и Астраханскую области – соответственно, на 14,6% и 27,6%.
Удельный вес Ростовской области в общем объеме продаж по России составляет 2,67%, Краснодарского края – 2,75%. Доля Ставропольского края, Волгоградской и Астраханской областей значительно меньше (соответственно, 1,41%, 1,43% и 0,44%).
Таблица 2.3.2.
Оборот розничной торговли на душу населения в ЮФО за период 2007 - 2009 гг. (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)32
Название региона |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Место, занимаемое в Российской Федерации 2009 г. |
Российская Федерация, млрд.руб. | 49202 | 61142 | 76460 | - |
Южный федеральный округ |
35557 | 44187 | 58431 | 7 |
Республика Адыгея | 25047 | 29616 | 37106 | 76 |
Республика Дагестан | 31218 | 41001 | 54858 | 47 |
Республика Ингушетия | 6934 | 8720 | 10266 | 85 |
Кабардино-Балкарская Республика | 26170 | 31816 | 39884 | 72 |
Республика Калмыкия | 13405 | 17972 | 21389 | 82 |
Карачаево-Черкесская Республика | 28892 | 36531 | 42154 | 68 |
Республика Северная Осетия - Алания | 24317 | 32902 | 41080 | 70 |
Чеченская Республика | 10159 | 8862 | 13135 | 84 |
Краснодарский край | 41998 | 53874 | 74018 | 19 |
Ставропольский край | 37352 | 45790 | 58714 | 37 |
Астраханская область | 32989 | 42334 | 56096 | 44 |
Волгоградская область | 38382 | 44854 | 56499 | 42 |
Ростовская область | 45325 | 55809 | 74909 | 18 |
Информация о работе Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов