Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание региональных особенностей потребительских рынков.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность потребительского рынка региона;
2. Изучить структуру потребительского рынка региона;
3. Изучить методологические основы статистического анализа потребительского рынка региона;
4. Провести экономико-статистический анализ потребительского рынка в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы статистического изучения потребительского рынка региона 4
1.1. Понятие и сущность потребительского рынка региона 4
1.2. Статистическая оценка структуры потребительского рынка региона 6
1.3. Методы статистического изучения потребительского рынка 9
ГЛАВА 2. Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов 19
2.2.Анализ структуры потребительского рынка России 19
2.2. Анализ динамики развития потребительского рынка Ростовской области 25
2.3. Сравнительный анализ развития потребительского рынка Ростовской области и регионов ЮФО 37
Заключение 43
Библиографический список 46

Работа содержит 1 файл

курсовая111.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

     

        где Vпроизв - объем производства продуктов питания в личных подсобных хозяйствах населения в натуральном выражении;

        Vпотреб - фактический объем потребления населением данного вида продуктов в натуральном выражении. 

     Если  коэффициент покрытия больше единицы, то это означает, что население не только полностью покрывает свои потребности, но и реализует часть произведенной продукции. Подобные коэффициенты рассчитываются по населению в целом и отдельно - по городскому и сельскому населению.

     Что касается структуры и динамики продаж непродовольственных товаров и прежде всего потребительских товаров длительного пользования, то они отражают процесс прироста богатства населения и его способность приобретать эти предметы.

     Необходимым условием товарного обращения является наличие товарных запасов. Товарный запас – это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализации. Различают13:

     - товарные запасы текущего хранения, обеспечивающие повседневные потребности торговли;

     - товарные запасы сезонного хранения, создаваемые для организаций торговли (например, картофель, фрукты, овощи и другие товары) по сезонам года;

     - товарные запасы досрочного завоза, образуемые в труднодоступных регионах для организации торговли на протяжении всего периода между моментами завоза товаров в регион.

     Товарные  запасы представляют собой основную часть оборотных средств торговли. Размер товарных запасов зависит от объема товарооборота и соотношения товарного предложения и покупательского спроса. Величина товарных запасов учитывается по состоянию на определенную дату. Средняя величина товарных запасов исчисляется по формуле средней хронологической и характеризует стоимость товаров, в среднем ежедневно находившихся в обращении в течение данного периода времени.

     Для обеспечения непрерывного процесса товарного обращения товарные запасы должны периодически обновляться. Под скоростью товарного обращения понимается время, в течение которого реализуется количество товаров, соответствующее средней величине товарного запаса. Для характеристики скорости товарного обращения используются два показателя:

     - число оборотов товарных запасов  (сколько раз в среднем обновлялись товарные запасы в данном периоде)14:

     

     где V - объем товарооборота;

         С - средняя величина товарного запаса;

      n- продолжительность одного оборота в днях (среднее число дней от момента поступления товара до момента его реализации):

     

     где D - число дней в периоде;

         n - число оборотов  товарных запасов. 

     Обеспеченность  товарооборота товарными запасами измеряется числом дней, на которое хватит данной величины товарного запаса:

     

     где с - величина товарного запаса на дату;

         V - однодневный товарооборот. 

 

     

ГЛАВА 2. Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов

    2.2.Анализ структуры потребительского рынка России

     Состояние розничной торговли в 2009 г. характеризовалось следующими основными итогами:

     Процессы, происходящие в целом в сфере  розничной торговли, характерны и для субъектов Российской Федерации, но в каждом субъекте имеется своя специфика. Оборот розничной торговли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшился во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного федерального округа.

Рис.1. Оборот розничной  торговли по федеральным  округам, % к предыдущему  году, в сопоставимых ценах

     В 2009г. ниже среднероссийского уровня индекс физического объема оборота  розничной торговли был в 33 регионах из 83, в том числе в Республике Коми (88%), Алтайском крае (82,5%), Кемеровской области (77,8%), Ростовской (84,7%), Тюменской (86,8%), Вологодской (89,4%), Иркутской (89,5%) и Нижегородской (90%) областях. Уменьшение оборота в этих регионах в основном обусловлено снижением покупательского спроса на непродовольственные товары.

     В то же время, в 6 субъектах Российской Федерации наблюдался незначительный (до 1%) прирост оборота розничной торговли, в 8 регионах прирост составлял 1-3%, в стольких же субъектах - свыше 3%. В последнюю группу вошли Хабаровский край (прирост составил 3,6%), Чукотский и Ненецкий автономные округа (3,2% и 7,6% соответственно), регионы Южного федерального округа: республики Северная Осетия - Алания (3,7%), Калмыкия (4,3%), Чеченская Республика (9,3%), республики Дагестан (10,6%) и Адыгея (11,7%).

     В структуре оборота розничной  торговли на пять субъектов Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Самарскую и Тюменскую области - приходилось 33,9% всего оборота, в том числе на Москву - 17,3%, Санкт-Петербург - 4,2%.

     На  душу населения оборот розничной  торговли в 2009г. составил 102,9 тыс.рублей, или 95,1% (в сопоставимых ценах) к 2008 году.

     Все федеральные округа по объему оборота  розничной торговли на душу населения  можно разделить на три группы: первая - Центральный и Уральский  федеральные округа (133 тыс. и 123 тыс.рублей соответственно); вторая - Северо-Западный федеральный округ и Дальневосточный (102 тыс. и 92 тыс.рублей соответственно) и третья - все остальные федеральные округа (81-89 тыс.рублей). Такое различие между группами объясняется, главным образом, тем, что в Центральный федеральный округ входит Москва, которая среди субъектов Российской Федерации по уровню оборота розничной торговли на душу населения занимает первое место (240 тыс.рублей), а в Уральский федеральный округ - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский - Югра автономные округа, которые занимают 2 и 3 место соответственно (179 тыс. и 177 тыс.рублей); в последнюю группу - субъекты с самым низким среднедушевым оборотом: Республика Ингушетия (14 тыс.рублей), Чеченская Республика (25 тыс.рублей), республики Калмыкия (30 тыс.рублей) и Тыва (32 тыс.рублей).

     В 2009г. произошли заметные изменения  между субъектами Российской Федерации по обороту розничной торговли на душу населения. Так, Новгородская область по этому показателю переместилась с 44 места в 2008г. на 33 место в 2009г., Ставропольский край - соответственно с 41 на 32 место, Магаданская область - с 52 на 43 место, Республика Адыгея - с 67 на 59 место. Обратная динамика отмечалась в Алтайском крае, который за прошедший год переместился с 54 на 65 место, в Иркутской области - с 37 на 49 место, Кемеровской - с 19 на 36 место, Омской области - с 25 на 35 место.

    1.  Бытовые услуги 10,3
    2.  Транспортные услуги 16,1
    3.  Услуги связи 17,8
    4.  Жилищно-коммунальные услуги 31,1
    5.  Туристские услуги 1,5
    6.  Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 2,4
    7.  Медицинские услуги 3,9
    8.  Санаторно-оздоровительные услуги 2,0
    9.  Услуги системы образования 5,9
    10. Прочие 9,0

Рис. 2. Структура объема платных услуг населению Южного федерального округа в январе–марте 2005 года

     Потребление платных услуг в России отличается специфическим характером административного регулирования цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и связи. Однако повышение доходов населения находит свое отражение и в росте спроса на такие платные услуги как спорт, развлечения, культура, медицина, а также ремонт транспортных средств и квартир.

     В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. На потребительском рынке услуг значительную роль стали играть организации частной и других негосударственных форм собственности.

     Объемы  услуг, оказанные в частном секторе  экономики, в основном представлены услугами, выполненными физическими  лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Особенно значительна доля индивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг.

     С переходом на рыночные отношения  стали активно развиваться новые для российской действительности виды деятельности – услуги в области аудита, рекламы, оценки стоимости имущества, посреднические услуги в сделках с недвижимостью, игорный бизнес, информационно-компьютерное обслуживание и др. Основными производителями этих услуг также является частный бизнес.

     Ключевым  фактором, оказывающим влияние на спрос населения на платные услуги, по-прежнему является фактор цен.

     Данные  бюджетных обследований домашних хозяйств свидетельствуют о значительной дифференциации потребления услуг в зависимости от уровня дохода. Следует отметить, что разрыв в потреблении ряда услуг между первой и десятой децильными группами очень высок. Например, по бытовым услугам он составляет 30 раз.

     Однако, несмотря на продолжающийся рост цен  на престижные виды бытовых услуг, такие  как техническое обслуживание и  ремонт автотранспортных средств, услуги фотографий, услуги парикмахерских, сохраняется рост их объемов в основном за счет потребления этих услуг высокодоходными группами населения.

     Следует отметить, что доля престижных видов  бытовых услуг, таких как техническое  обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги фотографий, услуги парикмахерских в объеме платных услуг невелика и, несмотря на интерес к ним со стороны определенных групп населения, общая динамика развития рынка услуг определяется такими услугами, как жилищно-коммунальные, транспортные, другие виды социально значимых услуг. Именно за счет тенденций развития этих видов определяется общий объем услуг населению в последние годы. При анализе объемов услуг по конкретным их видам просматривается несомненная зависимость снижения объемов предоставляемых услуг от темпов роста тарифов и цен на них.

     Проводимые  в стране мероприятия по дебюрократизации экономики, направленные на отмену лицензирования отдельных видов услуг, сертификации услуг, перерегистрацию юридических лиц, а также принимаемые меры по созданию более благоприятных условий для развития малого бизнеса, выраженные в льготном налогообложении, позволяют предположить, что они будут способствовать тому, что рынок платных услуг населению страны будет стабилизирован и сохранит свое динамичное развитие.

     В начале текущего года как в целом  по стране, так и по Южному федеральному округу, отмечается некоторое замедление динамики развития данного сегмента потребительского рынка. По итогам первого квартала 2005 г. объем платных услуг в целом по округу оценивается в 49,3 млрд.рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года он увеличился на 6,3 процента в сопоставимых ценах (в 1 квартале 2004 г. – на 9,2 %).  Почти 80 процентов объемов платных услуг населению в текущем году  сложились за счет Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской и Волгоградской областей.

     Развитие  сервиса в сельских районах является одним из узких мест в этом секторе  потребительского рынка.

Рис. 3. Структура оборота  розничной торговли Ростовской области в 2010 году

     В 2010 году ситуация на потребительском  рынке Ростовской области характеризуется положительной динамикой оборота розничной торговли и оборота общественного питания. По результатам года розничный товарооборот в области сформировался в объеме 464,1 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 9,6% превышает уровень 2009 года.

     На  фоне развития торговых сетей наблюдается  сокращение доли рынков в формировании розничного товарооборота. Соответственно, наблюдаются некоторые изменения институциональной структуры оборота розничной торговли: в 2010 году оборот розничной торговли на 88% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями (вне рынка), доля розничных рынков и ярмарок составила 12% (в 2009 году – соответственно, 86,5% и 13,5%). При этом величина оборота торгующих организаций увеличилась на 12,7%, продажи товаров на розничных рынках и ярмарках возросли только на 0,4%.

Рис. 4. Структура оборота оптовой торговли Ростовской области в 2010 году

     Позитивные  изменения, произошедшие в экономике Ростовской области, простимулировали восстановительные процессы в сфере оптовой торговли.  По результатам 2010 года оборот оптовой торговли предприятий и организаций всех видов экономической деятельности составил 102,4% к объему оборота оптовой торговли за 2009 год.  Рассматривая динамику оборота оптовой торговли в разрезе отдельных типов организаций, следует отметить, что в крупнотоварном секторе и в сфере малого бизнеса нарастание объемов продаж в 2010 году происходило равномерно. При этом значительно активизировали деятельность по оптовой торговле предприятия с численностью работающих до 15-ти человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Информация о работе Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов