Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:08, реферат
Региональный потребительский рынок - сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.
Региональный потребительский рынок
Региональный
потребительский рынок - сложная
пространственно-экономическая
Региональный
потребительский рынок
Спрос
на региональном потребительском рынке
проявляется в форме
Региональный
потребительский рынок
1) обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;
2) устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;
3) играет роль сигнальной системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;
4) определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров;
5) осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами, населения региона;
6) обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях.
Региональный
потребительский рынок включает
в себя три укрупненных сегмента:
рынок продовольственных
Теория поведения потребителей главное внимание уделяет формированию спроса под влиянием социальных, экономических, психологических факторов, потребительских предпочтений и мотиваций на основе изучения механизмов принятия покупателями решений о покупках товаров.
В рамках концепции геомаркетинга региональный потребительский рынок рассматривается с позиции определения размеров рыночных зон и пространственных характеристик спроса и предложения потребительских товаров и услуг. Новейшие исследования развития регионального потребительского рынка в рамках концепции геомаркетинга связаны с изменениями и структурными сдвигами в потреблении и торговле.
Сторонники
институционального подхода рассматривают
региональный потребительский рынок
как совокупность фирм, вовлеченных
в куплю-продажу
Представители воспроизводственного подхода при изучении регионального потребительского рынка исходят из теоретических положений о роли рыночных процессов в региональном воспроизводстве, о социально-экономической среде и локальных воспроизводственных, циклах, определяющих внутреннее экономическое пространство, об открытом характере региональных рынков и внешнем экономическом пространстве.
Для регулирования процессов развития регионального потребительского рынка необходимо выявить экономические интересы различных субъектов, взаимосвязи между ними и определить методы воздействия на поведение отдельных субъектов.
Расширение ассортимента потребительских товаров, а также рост импорта усиливают конкуренцию на региональном потребительском рынке и осложняют реализацию товаров.
Нормальное функционирование регионального потребительского рынка предполагает соблюдение пропорции между ростом денежных доходов и развитием сферы обращения, где происходит реализация основной массы денежных доходов населения. Нарушение этих пропорций приводит к тому, что часть денежных доходов населения реализуется па пределами региона, а также накапливается в виде наличных денег.
Первичному распределению денежных доходов населения предшествует образование денежных фондов производственной сферы региона, Обращение денег населения сопровождается формированием денежных фондов организаций торговли и сферы услуг региона.
Ускоренный рост налично-денежной массы в сфере обращения, вызванный рыночными реформами, вызывает диспропорции в сфере обращения потребительских товаров и услуг.
Важным фактором, влияющим на товарно-денежное обращение в регионе, становится межрегиональная миграция денег. Ввоз и вывоз денег из региона идет по нескольким каналам: торгово-посредническими фирмами, использующими наличные деньги для расчета за товары; населением в связи с поездками в отпуск и командировки; предпринимателями, привозящими товары из других регионов для реализации на рынке; сезонными рабочими из других регионов и др. Все регионы России по признаку среднедушевого дохода населения могут быть разбиты на 3 группы.
I
группа — регионы со
II
группа — регионы со
III
группа — регионы с высоким
среднедушевым доходом
Различия в уровне денежных доходов населения регионов России во многом обусловлены отраслевой структурой хозяйства и характером структурных преобразований в экономике регионов.
Значительны региональные различия и в структуре использования денежных доходов. Выделяются две группы регионов. В первой группе, с удельным весом расходов на покупку товаров и оплату услуг ниже среднероссийского уровня, наблюдается недостаточно высокий уровень развития региональных потребительских рынков, рыночной инфраструктуры и высокий уровень миграции денег.
Вторая группа регионов, где удельный вес расходов на покупку товаров и оплату услуг выше среднероссийского уровня, характеризуется относительно высоким уровнем развития потребительского рынка и рыночной инфраструктуры и меньшими значениями показателей миграции денег.
Наряду с отмеченными тенденциями в ряде регионов России наблюдается стагнация производства продовольственных и непродовольственных товаров. Реформа цен в начале 90-х годов, с одной стороны, и спад производства потребительских товаров- с другой, создали сложную ситуацию на потребительском рынке, привели к обесценению рубля, ускорению темпов роста цен на потребительские товары. Неполноценность денег, с которыми выходил на рынок покупатель, отрицательно повлияла на социально-экономическое развитие регионов.
В результате реформ повышение оптовых и розничных цен дало сильный импульс ускорению инфляции, резко ухудшило материальное положение населения и не вызвало стимулов к росту производства товаров и услуг.
Важным
фактором, влияющим на развитие потребительского
рынка является изменение цен
на потребительские товары.
Развитие региональных потребительских рынков в эпоху глобализации
В современных условиях развития региональных потребительских рынков глобализация оказывает существенное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов, требуя ее корректировки. Проблемам влияния процесса глобализации мирохозяйственных процессов на развитие потребительского рынка посвящены работы отечественных и зарубежных авторов. В эпоху глобализации статический подход к среде, где функционируют российские регионы, сменяется динамическим, акцентирующим внимание на неустойчивости мировой экономики.
Можно выделить следующие тенденции и процессы глобализации, влияющие на развитие региональных потребительских рынков:
1) ускорение движения международных факторов производства породило новые направления интернационализации производства и финансов;
2) усиление динамизма процессов интернационализации непосредственно ведет к взаимопроникновению капиталов многих стран в разных формах и проявлениях;
3) процессы глобализации способствуют укреплению взаимосвязей национальных экономик отдельных стран;
4) происходит синхронизация развития экономики различных стран, включая проявления мирового финансово-экономического кризиса, в отдельных звеньях мировой финансово-экономической системы;
5) в результате такого мирового развития сформировались могущественные автономные и инерционные силы, блокирующие все усилия национальных государств и международных организаций по преодолению кризисного развития;
6) глобализация способствует формированию международных организаций, действующих на грани выхода из-под контроля мирового рынка.
Развитие глобализации и свободной торговли предполагают формирование единых правил ведения бизнеса, требуют корректировки существующих концепций развития региональных потребительских рынков, освоения новых технологий ведения бизнеса, новых профессиональных знаний.
Одними
из ярких трансформационных
Сегодня в России реально действуют такие крупнейшие западные торговые сети, как ИКЕА, Рамстор и др. Потенциал потребительского рынка России стал привлекать внимание западных компаний и «второго эшелона. Поэтому региональные операторы розничного рынка, очевидно, заинтересованы в создании конкурентных преимуществ по сравнению с другими ритейлерами, в освоении новых форматов магазинов, в дальнейшем ускоренном завоевании значительной части регионального рынка.
Не вызывает сомнения тот факт, что конкуренция на российских региональных потребительских рынках становится жестче: количество новых участников увеличивается. С другой стороны, увеличение конкуренции также связано с ростом усилий операторов.
Следствием открытости региональных потребительских рынков является формирование конкурентной среды на них, что способствует, с одной стороны, их развитию, с другой, установлению барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов. Своеобразным трансформационным процессом в развитии региональных потребительских рынков является электронная коммерция. Новая методология ведения бизнеса имеет несколько сфер приложения: между различными видами бизнеса; между бизнесом и потребителем; между потребителями; между бизнесом и государственными органами; между государством и потребителями; в рамках отдельного бизнеса. Сдерживающим фактором на пути развития электронной коммерции на региональных потребительских рынках является отсутствие общепринятых стандартов электронного взаимодействия, а также профессиональных знаний ведения бизнеса и низкий уровень платежеспособного потребительского спроса. Развитие данных трансформационных процессов на региональных потребительских рынках требуют совершенствования идентификационных сетей. Появление систем автоматической идентификации значительно увеличило скорость, эффективность и точность обработки и сбора информации. Первые применения штрих-кодов, такие как точки розничной торговли, контроль за перемещением, проведение инвентаризаций, определили появление более широких отраслей применения.