Региональный потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:08, реферат

Описание работы

Региональный потребительский рынок - сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.

Работа содержит 1 файл

Тенденция развития потребительских региональных рынков.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

Региональный  потребительский  рынок

     Региональный  потребительский рынок - сложная  пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов  и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.

     Региональный  потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношении. Поэтому  основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка - спрос, предложение, цена и конкуренция - должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства.

     Спрос на региональном потребительском рынке  проявляется в форме пространственно  распределенных потребностей населения региона, выраженных в денежной форме. Предложение проявляется в виде пространственно рассредоточенной совокупности товаров и услуг, которые продавцы могут поставить на рынок, при том или ином уровне цен. Цены на региональном потребительском рынке существенно различаются в пространстве, что обусловлено влиянием системы региональных факторов.

     Региональный  потребительский рынок выполняет  ряд важных функций в экономике  региона:

     1) обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;

     2) устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;

     3) играет роль сигнальной системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;

     4) определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров;

     5) осуществляет распределение  потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами, населения региона;

     6) обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях.

     Региональный  потребительский рынок включает в себя три укрупненных сегмента: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг.

     Теория  поведения потребителей главное внимание уделяет формированию спроса под влиянием социальных, экономических, психологических факторов, потребительских предпочтений и мотиваций на основе изучения механизмов принятия покупателями решений о покупках товаров.

     В рамках концепции геомаркетинга региональный потребительский рынок рассматривается с позиции определения размеров рыночных зон и пространственных характеристик спроса и предложения потребительских товаров и услуг. Новейшие исследования развития регионального потребительского рынка в рамках концепции геомаркетинга связаны с изменениями и структурными сдвигами в потреблении и торговле.

     Сторонники  институционального подхода рассматривают  региональный потребительский рынок  как совокупность фирм, вовлеченных  в куплю-продажу потребительских товаров в пределах определенной рыночной зоны. Институциональная структура регионального потребительского рынка включает фирмы, осуществляющие торгово-посредническую деятельность, хранение, транспортировку, реализацию товаров, страхование, кредитование торговли и др. В отечественной экономической литературе получила распространение воспроизводственная концепция регионального потребительского рынка, в соответствии с которой этот рынок рассматривается как территориальная организация сферы обращения во взаимодействии с региональным производством, распределением и потреблением.

     Представители воспроизводственного подхода при  изучении регионального потребительского рынка исходят из теоретических  положений о роли рыночных процессов  в региональном воспроизводстве, о социально-экономической среде и локальных воспроизводственных, циклах, определяющих внутреннее экономическое пространство, об открытом характере региональных рынков и внешнем экономическом пространстве.

Для регулирования  процессов развития регионального потребительского рынка необходимо выявить экономические интересы различных субъектов, взаимосвязи между ними и определить методы воздействия на поведение отдельных субъектов.

     Расширение  ассортимента потребительских товаров, а также рост импорта усиливают конкуренцию на региональном потребительском рынке и осложняют реализацию товаров.

     Нормальное  функционирование регионального потребительского рынка предполагает соблюдение пропорции  между ростом денежных доходов и  развитием сферы обращения, где  происходит реализация основной массы денежных доходов населения. Нарушение этих пропорций приводит к тому, что часть денежных доходов населения реализуется па пределами региона, а также накапливается в виде наличных денег.

     Первичному  распределению денежных доходов населения предшествует образование денежных фондов производственной сферы региона, Обращение денег населения сопровождается формированием денежных фондов организаций торговли и сферы услуг региона.

     Ускоренный  рост налично-денежной массы в сфере  обращения, вызванный рыночными реформами, вызывает диспропорции в сфере обращения потребительских товаров и услуг.

     Важным  фактором, влияющим на товарно-денежное обращение в регионе, становится межрегиональная миграция денег. Ввоз и вывоз денег из региона идет по нескольким каналам: торгово-посредническими фирмами, использующими наличные деньги для расчета за товары; населением в связи с поездками в отпуск и командировки; предпринимателями, привозящими товары из других регионов для реализации на рынке; сезонными рабочими из других регионов и др. Все регионы России по признаку среднедушевого дохода населения могут быть разбиты на 3 группы.

     I группа — регионы со среднедушевым  доходом населения ниже среднероссийского  уровня.

     II группа — регионы со среднедушевым  доходом населения, превышающим среднероссийский уровень в пределах 20 %.

     III группа — регионы с высоким  среднедушевым доходом населения.

     Различия  в уровне денежных доходов населения  регионов России во многом обусловлены  отраслевой структурой хозяйства и  характером структурных преобразований в экономике регионов.

     Значительны региональные различия и в структуре  использования денежных доходов. Выделяются две группы регионов. В первой группе, с удельным весом расходов на покупку  товаров и оплату услуг ниже среднероссийского уровня, наблюдается недостаточно высокий уровень развития региональных потребительских рынков, рыночной инфраструктуры и высокий уровень миграции денег.

     Вторая  группа регионов, где удельный вес  расходов на покупку товаров и  оплату услуг выше среднероссийского уровня, характеризуется относительно высоким уровнем развития потребительского рынка и рыночной инфраструктуры и меньшими значениями показателей миграции денег.

     Наряду  с отмеченными тенденциями в  ряде регионов России наблюдается стагнация производства продовольственных и непродовольственных товаров. Реформа цен в начале 90-х годов, с одной стороны, и спад производства потребительских товаров- с другой, создали сложную ситуацию на потребительском рынке, привели к обесценению рубля, ускорению темпов роста цен на потребительские товары. Неполноценность денег, с которыми выходил на рынок покупатель, отрицательно повлияла на социально-экономическое развитие регионов.

     В результате реформ повышение оптовых  и розничных цен дало сильный  импульс ускорению инфляции, резко ухудшило материальное положение населения и не вызвало стимулов к росту производства товаров и услуг.

     Важным  фактором, влияющим на развитие потребительского рынка является изменение цен  на потребительские товары. 

Развитие  региональных потребительских рынков в эпоху глобализации

     В современных условиях развития региональных потребительских рынков глобализация оказывает существенное влияние  на деятельность хозяйствующих субъектов, требуя ее корректировки. Проблемам  влияния процесса глобализации мирохозяйственных процессов на развитие потребительского рынка посвящены работы отечественных и зарубежных авторов. В эпоху глобализации статический подход к среде, где функционируют российские регионы, сменяется динамическим, акцентирующим внимание на неустойчивости мировой экономики.

     Можно выделить следующие тенденции и  процессы глобализации, влияющие на развитие региональных потребительских рынков:

     1) ускорение движения международных факторов производства породило новые направления интернационализации производства и финансов;

     2) усиление динамизма процессов интернационализации непосредственно ведет к взаимопроникновению капиталов многих стран в разных формах и проявлениях;

     3) процессы глобализации способствуют укреплению взаимосвязей национальных экономик отдельных стран;

     4) происходит синхронизация развития экономики различных стран, включая проявления мирового финансово-экономического кризиса, в отдельных звеньях мировой финансово-экономической системы;

     5) в результате такого мирового развития сформировались могущественные автономные и инерционные силы, блокирующие все усилия национальных государств и международных организаций по преодолению кризисного развития;

     6) глобализация способствует формированию международных организаций, действующих на грани выхода из-под контроля мирового рынка.

     Развитие  глобализации и свободной торговли предполагают формирование единых правил ведения бизнеса, требуют корректировки существующих концепций развития региональных потребительских рынков, освоения новых технологий ведения бизнеса, новых профессиональных знаний.

     Одними  из ярких трансформационных процессов в сфере региональных потребительских рынков России в этих условиях явились: изменение в структуре собственности ; развитие сетевой торговли; развитие электронной коммерции; формирование новых моделей управления бизнесом; появление систем автоматической идентификации и др. Изменение структуры собственности на региональных потребительских рынках приводит к изменениям в экономических отношениях.

     Сегодня в России реально действуют такие крупнейшие западные торговые сети, как ИКЕА, Рамстор и др. Потенциал потребительского рынка России стал привлекать внимание западных компаний и «второго эшелона. Поэтому региональные операторы розничного рынка, очевидно, заинтересованы в создании конкурентных преимуществ по сравнению с другими ритейлерами, в освоении новых форматов магазинов, в дальнейшем ускоренном завоевании значительной части регионального рынка.

     Не  вызывает сомнения тот факт, что  конкуренция на российских региональных потребительских рынках становится жестче: количество новых участников увеличивается. С другой стороны, увеличение конкуренции также связано с ростом усилий операторов.

     Следствием  открытости региональных потребительских рынков является формирование конкурентной среды на них, что способствует, с одной стороны, их развитию, с другой, установлению барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов. Своеобразным трансформационным процессом в развитии региональных потребительских рынков является электронная коммерция. Новая методология ведения бизнеса имеет несколько сфер приложения: между различными видами бизнеса; между бизнесом и потребителем; между потребителями; между бизнесом и государственными органами; между государством и потребителями; в рамках отдельного бизнеса. Сдерживающим фактором на пути развития электронной коммерции на региональных потребительских рынках является отсутствие общепринятых стандартов электронного взаимодействия, а также профессиональных знаний ведения бизнеса и низкий уровень платежеспособного потребительского спроса. Развитие данных трансформационных процессов на региональных потребительских рынках требуют совершенствования идентификационных сетей. Появление систем автоматической идентификации значительно увеличило скорость, эффективность и точность обработки и сбора информации. Первые применения штрих-кодов, такие как точки розничной торговли, контроль за перемещением, проведение инвентаризаций, определили появление более широких отраслей применения.

Информация о работе Региональный потребительский рынок