Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание региональных особенностей потребительских рынков.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность потребительского рынка региона;
2. Изучить структуру потребительского рынка региона;
3. Изучить методологические основы статистического анализа потребительского рынка региона;
4. Провести экономико-статистический анализ потребительского рынка в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы статистического изучения потребительского рынка региона 4
1.1. Понятие и сущность потребительского рынка региона 4
1.2. Статистическая оценка структуры потребительского рынка региона 6
1.3. Методы статистического изучения потребительского рынка 9
ГЛАВА 2. Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов 19
2.2.Анализ структуры потребительского рынка России 19
2.2. Анализ динамики развития потребительского рынка Ростовской области 25
2.3. Сравнительный анализ развития потребительского рынка Ростовской области и регионов ЮФО 37
Заключение 43
Библиографический список 46

Работа содержит 1 файл

курсовая111.doc

— 554.50 Кб (Скачать)
 

     По  величине розничного товарооборота  на душу населения Ростовская область занимает 11-е место среди двадцати субъектов РФ, имеющих наибольший удельный вес в розничном товарообороте в целом по стране, Краснодарский край – 19-е место33.

     Лидирующее  положение области среди остальных  регионов ЮФО по показателю совокупного  товарооборота розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения во многом обусловлено ростом денежных доходов населения.

     В расчете на одного жителя Ростовской области размер денежных доходов населения превышает значение данного показателя в Волгоградской области на 5%, в Астраханской области – на 7%, Краснодарском крае – на 20%, в Ставропольском крае – на 26%.

     Потребительский рынок данных регионов Южного федерального округа является инвестиционно привлекательным как для местных, так и для столичных и иностранных операторов, о чем свидетельствуют стремительные темпы роста розничного товарооборота и изменения в инфраструктуре розничной торговли. По итогам 2009 г. самые высокие темпы роста объемов продаж  в Волгоградской области – 116% (в Ростовской области - 113%)34.

     По  темпам роста оборота общественного  питания, лидирует Ставропольский край – 119,9% (в Ростовской области - 113,1%), что обусловлено активным развитием сети предприятий общественного питания, в том числе входящих в состав гостиничных комплексов, в санаторно-курортных городах Кавказских Минеральных вод.

     В таблице 3.5. представлено распределение оборота розничной торговли в ЮФО по формам собственности за период 2007 – 2009 гг.

     Как видно из данных таблицы 3.5, на частную  форму собственности за весь анализируемых  период приходится около 90% оборота  розничной торговли в ЮФО.

     Если  ранее на Юге России традиционно  преобладала форма торговли на открытых рынках и базарах (удельный вес рынков в розничном товарообороте составлял 40%), то последние годы во всех вышеуказанных регионах наблюдается сокращение доли рынков в общем объеме продаж (до 25-30%) и увеличение удельного веса крупных и средних организаций (до 25%).

     Крупные форматы на потребительском рынке  регионов ЮФО осваивают, в основном, операторы г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и представители международных розничных сетей.

     Так, в г. Ростове-на-Дону открыты торговый комплекс «Метро» компании «Метро Кэш&Кэрри», гипермаркет «О-Кей» компании «Доринда». В Ростовской области и Краснодарском крае построены торговые и коммерческие центры «ИКЕА» шведской фирмы «ИКЕА МОС».

 Таблица 2.3.3.

 Распределение оборота розничной торговли в  ЮФО по формам собственности за период 2007 – 2009 гг.

 
 
Название региона
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Госу- 
дарст- 
вен- 
ная и  
муни- 
ципа- 
льная
Част- 
ная
Дру- 
гие  
фор- 
мы  
соб-ствен- 
ности
Госу- 
дарст- 
вен- 
ная и  
муни- 
ципа- 
льная
Част- 
ная
Дру- 
гие  
фор- 
мы  
соб-ствен- 
ности
Госу- 
дарст- 
вен- 
ная и  
муни- 
ципа- 
льная
Част- 
ная
Дру- 
гие  
фор- 
мы  
соб-ствен- 
ности
Российская  Федерация 2,2 86,3 11,5 2,1 86,2 11,7 1,8 85,5 12,7
Южный  
федеральный округ
1,9 90,0 8,1 1,8 90,7 7,5 1,4 90,9 7,7
Республика  Адыгея 3,7 95,9 0,4 3,3 96,2 0,5 2,1 97,4 0,5
Республика  Дагестан 1,4 93,6 5,0 2,7 96,9 0,4 0,7 98,8 0,5
Республика  Ингушетия 0,0 90,1 9,9 0,1 95,0 4,9 0,4 94,2 5,4
Кабардино-Балкарская  
Республика
1,3 90,0 8,7 0,9 91,1 8,0 0,8 89,3 9,9
Республика  Калмыкия 1,1 90,8 8,1 1,5 79,3 19,2 0,7 84,2 15,1
Карачаево-Черкесская  
Республика
1,1 92,4 6,5 0,7 93,0 6,3 0,8 94,0 5,2
Республика  Северная  
Осетия - Алания
5,1 92,8 2,1 5,0 92,9 2,1 4,8 93,2 2,0
Чеченская Республика 0,2 99,8 0,0 0,1 99,9 0,0 3,9 96,1 0,0
Краснодарский край 2,0 83,5 14,5 1,6 85,1 13,3 1,5 86,1 12,4
Ставропольский  край 1,3 94,9 3,8 1,2 95,1 3,7 1,0 95,1 3,9
Астраханская  область 1,2 86,3 12,5 1,0 84,8 14,2 0,7 91,7 7,6
Волгоградская область 3,1 92,6 4,3 3,6 94,1 2,3 3,4 92,4 4,2
Ростовская  область 1,3 91,4 7,3 1,1 90,5 8,4 0,8 89,0 10,2
 

     Развитие  инфраструктуры потребительского рынка  является также показателем роста  налогооблагаемой базы. Для таких  регионов, как Ставропольский край и Ростовская область торговля и сфера общественного питания являются значимыми бюджетообразующими отраслями экономики. Удельный вес налоговых поступлений от предприятий торговли и общественного области питания в общей сумме налоговых поступлений от всех отраслей по итогам 2009 г. в Ростовской области составил 12,5%, в Ставропольском крае – 14%, в Волгоградской области – 8,5%. В Астраханской области и в Краснодарском крае этот показатель значительно ниже – соответственно, 3,2% и 3,3%

 

Заключение

     Потребительский рынок региона следует рассматривать, как систему товарно-денежных и организационно-экономических отношений, формирующихся в процессе купли-продажи, для развития которых на данной территории имеются наиболее благоприятные природные и социально-экономические условия для ведения предпринимательской деятельности с целью удовлетворения конечных нужд и потребностей населения.

     Данное понятие определяется преимущественно как совокупность отношений между производителями, посредниками (как оптовыми, так и розничными), инфраструктурой обеспечения деятельности производителей и посредников, организациями, оказывающими потребительские услуги, и населением  как потребителем товаров и услуг.

     Сущность  потребительского рынка проявляется  в основных его экономических функциях. Потребительский рынок выполняет регулирующую, стимулирующую, посредническую, контролирующую, ценообразующую, информационную функцию, функции экономичности, социальную и другие.

     Потребительский рынок состоит из трёх основных элементов - рынка продовольственных товаров, рынка непродовольственных товаров и рынка платных услуг, которые, взаимодействуя друг с другом, удовлетворяют потребности населения и создают возможности для успешного функционирования экономики региона.

     Центральным показателем статистики потребительского рынка региона является товарооборот, под которым понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения к конечному потребителю.  

     Его рассматривают как показатель стоимости товарной массы, денежной выручки продавцов и расходов покупателей на приобретение товаров.

     Для изучения динамики товарооборота используются индексы товарооборота в фактических ценах и индексы товарооборота в сопоставимых ценах.

     В 2008 году оборот розничной торговли в Ростовской области составил 423,4 млрд. рублей, что на 16,2% выше уровня 2007 года (в целом по Российской Федерации рост объемов продаж в 2008 году составил 13%). Товарооборот в расчете на душу населения в 2008 году в Ростовской области сложился в сумме 99,5 тыс. рублей (в среднем по Южному Федеральному округу – 59,7 тыс. рублей). Оборот в сфере общественного питания сформировался в сумме 16,8 млрд. рублей, или на 24,2% больше, чем в 2007 году. Оборот общественного питания в расчете на душу населения составил 3,9 тыс. рублей (в среднем по Южному Федеральному округу – 2,7 тыс. рублей)

     В 2009 году ситуация в сфере торговли и услуг Ростовской области  формировалась под влиянием инфляционных процессов, роста безработицы, снижения реально располагаемых доходов населения и объемов потребительского кредитования.

     Снижение  покупательской активности населения  отразилось на динамике розничного товарооборота, снижение которого по всем каналам реализации по итогам 2009 года составило 15,3%, его общий объем сформировался в сумме 396,7 млрд. рублей.

     Товарооборот  в расчете на душу населения в 2009 году составил 93,5 тыс. рублей.

     По  итогам 2009 года оборот розничной торговли  пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями и непродовольственными товарами снизился по отношению к  уровню 2008 года, соответственно, на 13,9% и 16,5 % (в сопоставимых ценах). В целом в 2009 году удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 49%, непродовольственных – 51%.

     Итоги 1 полугодия 2010 года свидетельствуют о развитии положительных тенденций на потребительском рынке области. На фоне роста реальных доходов населения, а также замедления инфляционных процессов наблюдается восстановление потребительского спроса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

     Оборот  розничной торговли за январь-июнь 2010 года составил 221,4 млрд. рублей и  превысил уровень соответствующего периода 2009 года на 11,4%, при этом оборот торгующих организаций вырос  на 12,6%, продажи на розничных рынках и ярмарках увеличились на 3,4%. Товарооборот в расчете на душу населения является косвенным показателем социально-экономической ситуации как в регионе в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях. По итогам 1 полугодия 2010 г. в Ростовской области он составил 52,7 тыс. рублей.

     Благодаря росту доходов населения (по оценке Росстата реальные располагаемые денежные доходы в январе-мае 2010 года увеличились на 13,4%) и активизации потребительского кредитования возрос спрос на товары, не относящиеся к товарам первой необходимости: компьютерную технику, мобильные телефоны, холодильники, мебель, строительные материалы и т.д.

     Оборот  общественного питания в области  по итогам 1 полугодия 2010 г. сформировался  в сумме 9,3 млрд. рублей,  что составило 100,1% к уровню января-июня 2009 года.

     Таким образом, в Ростовской области потребительский  рынок достаточно развит, он насыщен продовольственными и непродовольственными товарами.  Однако наличие ряда проблем требует разработки мер по государственному регулированию потребительского рынка. Так, недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка препятствует полному и всестороннему удовлетворению потребительского спроса. Присутствуют диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы. Именно на решение этих проблем должны быть направлены усилия государственных органов Ростовской области.

 

Библиографический список

  1. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. –  М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.
  2. Курс экономики / Под ред. Б. А. Райзберга. - М.:   ИНФРА-М, 2006.
  3. Лысова Е.Г. Сущность и тенденции развития регионального потребительского рынка // Региональная экономика: теория и практика, №34(91), 2008.
  4. Николаева, М. А. Маркетинг товаров и услуг / М. А. Николаева - М.: Издательский дом «Деловая литература», 2008.
  5. Новоселов, А. С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики / А. С. Новоселов; отв. ред. В. В. Кулешов. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009.
  6. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году – М.: Минэкономразвития России, 2010.
  7. Основы региональной статистики / Под ред. Е.С. Завариной – М.: Финансы и статистика, 2008.
  8. Региональная статистика: Учебник для вузов / Под ред. Заровой Е.В., Чудилина Г.И. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  9. Регионы России. Социально-экономические показатели 2008. / Стат. сборник. – М.: Госкомстат,  2009.
  10. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009. / Стат. сборник. – М.: Госкомстат,  2010.
  11. Ростовская область в цифрах: Крат. стат. сб. – Ростов-на-Дону: Ростовстат, 2010.
  12. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юристь, 2005
  13. Сенчагов В.К., Морозов Ю.П., Борисов A.M., Губин Б.В., Вайсблат Б.И. Формирование и поддержание устойчивости регионального потребительского рынка. – М.: Институт экономики РАН, 2006.
  14. Социально-экономическая статистика. Учебник для вузов / Под ред. проф. Б.И. Башкатова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  15. Статистика рынка товаров и услуг. - 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. И. К. Беляевского. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  16. Тахумова О. В. Особенности формирования и развития регионального потребительского рынка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2006, № 4 (8), С. 47-52.
  17. Чобану К. Г. Региональная статистика в системе национального счетоводства. – М., 2004.
  18. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.И. Иванова. М.: ИНФРА–М, 2006.
  19. Ярных Э. А. Информационная инфраструктура и статистический анализ рынка товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  20. http://www.minregion.ru. - официальный сайт Министерства регионального развития РФ.
  21. http://www.donland.ru - официальный сайт Администрации Ростовской области.
  22. http://rostov.gks.ru - официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области

Информация о работе Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов