Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является описание региональных особенностей потребительских рынков.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность потребительского рынка региона;
2. Изучить структуру потребительского рынка региона;
3. Изучить методологические основы статистического анализа потребительского рынка региона;
4. Провести экономико-статистический анализ потребительского рынка в регионе.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы статистического изучения потребительского рынка региона 4
1.1. Понятие и сущность потребительского рынка региона 4
1.2. Статистическая оценка структуры потребительского рынка региона 6
1.3. Методы статистического изучения потребительского рынка 9
ГЛАВА 2. Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов 19
2.2.Анализ структуры потребительского рынка России 19
2.2. Анализ динамики развития потребительского рынка Ростовской области 25
2.3. Сравнительный анализ развития потребительского рынка Ростовской области и регионов ЮФО 37
Заключение 43
Библиографический список 46
По величине розничного товарооборота на душу населения Ростовская область занимает 11-е место среди двадцати субъектов РФ, имеющих наибольший удельный вес в розничном товарообороте в целом по стране, Краснодарский край – 19-е место33.
Лидирующее
положение области среди
В расчете на одного жителя Ростовской области размер денежных доходов населения превышает значение данного показателя в Волгоградской области на 5%, в Астраханской области – на 7%, Краснодарском крае – на 20%, в Ставропольском крае – на 26%.
Потребительский рынок данных регионов Южного федерального округа является инвестиционно привлекательным как для местных, так и для столичных и иностранных операторов, о чем свидетельствуют стремительные темпы роста розничного товарооборота и изменения в инфраструктуре розничной торговли. По итогам 2009 г. самые высокие темпы роста объемов продаж в Волгоградской области – 116% (в Ростовской области - 113%)34.
По темпам роста оборота общественного питания, лидирует Ставропольский край – 119,9% (в Ростовской области - 113,1%), что обусловлено активным развитием сети предприятий общественного питания, в том числе входящих в состав гостиничных комплексов, в санаторно-курортных городах Кавказских Минеральных вод.
В таблице 3.5. представлено распределение оборота розничной торговли в ЮФО по формам собственности за период 2007 – 2009 гг.
Как видно из данных таблицы 3.5, на частную форму собственности за весь анализируемых период приходится около 90% оборота розничной торговли в ЮФО.
Если ранее на Юге России традиционно преобладала форма торговли на открытых рынках и базарах (удельный вес рынков в розничном товарообороте составлял 40%), то последние годы во всех вышеуказанных регионах наблюдается сокращение доли рынков в общем объеме продаж (до 25-30%) и увеличение удельного веса крупных и средних организаций (до 25%).
Крупные форматы на потребительском рынке регионов ЮФО осваивают, в основном, операторы г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и представители международных розничных сетей.
Так, в г. Ростове-на-Дону открыты торговый комплекс «Метро» компании «Метро Кэш&Кэрри», гипермаркет «О-Кей» компании «Доринда». В Ростовской области и Краснодарском крае построены торговые и коммерческие центры «ИКЕА» шведской фирмы «ИКЕА МОС».
Таблица 2.3.3.
Распределение оборота розничной торговли в ЮФО по формам собственности за период 2007 – 2009 гг.
Название региона |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||||||
Госу- дарст- вен- ная и муни- ципа- льная |
Част- ная |
Дру- гие фор- мы соб-ствен- ности |
Госу- дарст- вен- ная и муни- ципа- льная |
Част- ная |
Дру- гие фор- мы соб-ствен- ности |
Госу- дарст- вен- ная и муни- ципа- льная |
Част- ная |
Дру- гие фор- мы соб-ствен- ности | |
Российская Федерация | 2,2 | 86,3 | 11,5 | 2,1 | 86,2 | 11,7 | 1,8 | 85,5 | 12,7 |
Южный федеральный округ |
1,9 | 90,0 | 8,1 | 1,8 | 90,7 | 7,5 | 1,4 | 90,9 | 7,7 |
Республика Адыгея | 3,7 | 95,9 | 0,4 | 3,3 | 96,2 | 0,5 | 2,1 | 97,4 | 0,5 |
Республика Дагестан | 1,4 | 93,6 | 5,0 | 2,7 | 96,9 | 0,4 | 0,7 | 98,8 | 0,5 |
Республика Ингушетия | 0,0 | 90,1 | 9,9 | 0,1 | 95,0 | 4,9 | 0,4 | 94,2 | 5,4 |
Кабардино-Балкарская Республика |
1,3 | 90,0 | 8,7 | 0,9 | 91,1 | 8,0 | 0,8 | 89,3 | 9,9 |
Республика Калмыкия | 1,1 | 90,8 | 8,1 | 1,5 | 79,3 | 19,2 | 0,7 | 84,2 | 15,1 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1,1 | 92,4 | 6,5 | 0,7 | 93,0 | 6,3 | 0,8 | 94,0 | 5,2 |
Республика
Северная Осетия - Алания |
5,1 | 92,8 | 2,1 | 5,0 | 92,9 | 2,1 | 4,8 | 93,2 | 2,0 |
Чеченская Республика | 0,2 | 99,8 | 0,0 | 0,1 | 99,9 | 0,0 | 3,9 | 96,1 | 0,0 |
Краснодарский край | 2,0 | 83,5 | 14,5 | 1,6 | 85,1 | 13,3 | 1,5 | 86,1 | 12,4 |
Ставропольский край | 1,3 | 94,9 | 3,8 | 1,2 | 95,1 | 3,7 | 1,0 | 95,1 | 3,9 |
Астраханская область | 1,2 | 86,3 | 12,5 | 1,0 | 84,8 | 14,2 | 0,7 | 91,7 | 7,6 |
Волгоградская область | 3,1 | 92,6 | 4,3 | 3,6 | 94,1 | 2,3 | 3,4 | 92,4 | 4,2 |
Ростовская область | 1,3 | 91,4 | 7,3 | 1,1 | 90,5 | 8,4 | 0,8 | 89,0 | 10,2 |
Развитие инфраструктуры потребительского рынка является также показателем роста налогооблагаемой базы. Для таких регионов, как Ставропольский край и Ростовская область торговля и сфера общественного питания являются значимыми бюджетообразующими отраслями экономики. Удельный вес налоговых поступлений от предприятий торговли и общественного области питания в общей сумме налоговых поступлений от всех отраслей по итогам 2009 г. в Ростовской области составил 12,5%, в Ставропольском крае – 14%, в Волгоградской области – 8,5%. В Астраханской области и в Краснодарском крае этот показатель значительно ниже – соответственно, 3,2% и 3,3%
Потребительский рынок региона следует рассматривать, как систему товарно-денежных и организационно-экономических отношений, формирующихся в процессе купли-продажи, для развития которых на данной территории имеются наиболее благоприятные природные и социально-экономические условия для ведения предпринимательской деятельности с целью удовлетворения конечных нужд и потребностей населения.
Данное понятие определяется преимущественно как совокупность отношений между производителями, посредниками (как оптовыми, так и розничными), инфраструктурой обеспечения деятельности производителей и посредников, организациями, оказывающими потребительские услуги, и населением как потребителем товаров и услуг.
Сущность потребительского рынка проявляется в основных его экономических функциях. Потребительский рынок выполняет регулирующую, стимулирующую, посредническую, контролирующую, ценообразующую, информационную функцию, функции экономичности, социальную и другие.
Потребительский рынок состоит из трёх основных элементов - рынка продовольственных товаров, рынка непродовольственных товаров и рынка платных услуг, которые, взаимодействуя друг с другом, удовлетворяют потребности населения и создают возможности для успешного функционирования экономики региона.
Центральным
показателем статистики потребительского
рынка региона является товарооборот,
под которым понимается объем продаж товаров
в стоимостном выражении во всех звеньях
в процессе их экономического движения
к конечному потребителю.
Его рассматривают как показатель стоимости товарной массы, денежной выручки продавцов и расходов покупателей на приобретение товаров.
Для изучения динамики товарооборота используются индексы товарооборота в фактических ценах и индексы товарооборота в сопоставимых ценах.
В 2008 году оборот розничной торговли в Ростовской области составил 423,4 млрд. рублей, что на 16,2% выше уровня 2007 года (в целом по Российской Федерации рост объемов продаж в 2008 году составил 13%). Товарооборот в расчете на душу населения в 2008 году в Ростовской области сложился в сумме 99,5 тыс. рублей (в среднем по Южному Федеральному округу – 59,7 тыс. рублей). Оборот в сфере общественного питания сформировался в сумме 16,8 млрд. рублей, или на 24,2% больше, чем в 2007 году. Оборот общественного питания в расчете на душу населения составил 3,9 тыс. рублей (в среднем по Южному Федеральному округу – 2,7 тыс. рублей)
В 2009 году ситуация в сфере торговли и услуг Ростовской области формировалась под влиянием инфляционных процессов, роста безработицы, снижения реально располагаемых доходов населения и объемов потребительского кредитования.
Снижение покупательской активности населения отразилось на динамике розничного товарооборота, снижение которого по всем каналам реализации по итогам 2009 года составило 15,3%, его общий объем сформировался в сумме 396,7 млрд. рублей.
Товарооборот в расчете на душу населения в 2009 году составил 93,5 тыс. рублей.
По итогам 2009 года оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями и непродовольственными товарами снизился по отношению к уровню 2008 года, соответственно, на 13,9% и 16,5 % (в сопоставимых ценах). В целом в 2009 году удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 49%, непродовольственных – 51%.
Итоги 1 полугодия 2010 года свидетельствуют о развитии положительных тенденций на потребительском рынке области. На фоне роста реальных доходов населения, а также замедления инфляционных процессов наблюдается восстановление потребительского спроса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Оборот розничной торговли за январь-июнь 2010 года составил 221,4 млрд. рублей и превысил уровень соответствующего периода 2009 года на 11,4%, при этом оборот торгующих организаций вырос на 12,6%, продажи на розничных рынках и ярмарках увеличились на 3,4%. Товарооборот в расчете на душу населения является косвенным показателем социально-экономической ситуации как в регионе в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях. По итогам 1 полугодия 2010 г. в Ростовской области он составил 52,7 тыс. рублей.
Благодаря росту доходов населения (по оценке Росстата реальные располагаемые денежные доходы в январе-мае 2010 года увеличились на 13,4%) и активизации потребительского кредитования возрос спрос на товары, не относящиеся к товарам первой необходимости: компьютерную технику, мобильные телефоны, холодильники, мебель, строительные материалы и т.д.
Оборот
общественного питания в
Таким образом, в Ростовской области потребительский рынок достаточно развит, он насыщен продовольственными и непродовольственными товарами. Однако наличие ряда проблем требует разработки мер по государственному регулированию потребительского рынка. Так, недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка препятствует полному и всестороннему удовлетворению потребительского спроса. Присутствуют диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы. Именно на решение этих проблем должны быть направлены усилия государственных органов Ростовской области.
Информация о работе Экономико-статистический анализ потребительского рынка России и её регионов