Автор: m***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:21, реферат
Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Задачи:
- Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
- Выявить формы теневых операций.
- Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
- Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение 3
1. Определение теневой экономики и учёт её показателей в статистике.
2. Методы учёта и стратегии измерения теневой экономики.
3. Теневая экономика в России.
3.1. Структура теневой экономики.
3.2. Регулирование официальной и теневой экономики
Заключение.
Библиографический список.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Дисциплина:
Статистика
ДОПУЩЕН к защите
«____»________2010 г.
_____________________
РЕФЕРАТ
На тему: Статистический анализ теневой экономики
СОЖЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Определение теневой экономики и учёт её показателей в статистике. 4
2. Методы учёта и стратегии измерения теневой экономики. 7
3. Теневая экономика в России. 11
3.1. Структура теневой экономики. 12
3.2. Регулирование официальной и теневой экономики 14
Заключение. 16
Библиографический список. 17
,,,,,
ВВЕДЕНИЕ
Проблема отражения теневой экономики в данных официальной статистики в последние годы вызывает повышенное внимание на международном уровне. С одной стороны, это вызвано активизацией теневой экономики, с другой стороны – тем, что даже в странах с хорошо организованной системой отслеживания деятельности и доходов экономических единиц, некоторая их часть остается за пределами статистического учета в силу не только их теневого характера, но и определенной ограниченности возможностей статистического наблюдения. Для описания всех видов экономической деятельности, прямо не учитываемой регулярным статистическим наблюдением, был предложен обобщенный термин – «ненаблюдаемая экономика».
В странах с переходной экономикой, в том числе в России, проблема статического отражения ненаблюдаемой экономики в настоящее время особенно актуальна, т.к. в ходе проведения экономических реформ и внедрения рыночных отношений масштабы этой части экономики возрастают, что обусловлено многими факторами:
Значительные
объемы неучтенной экономической деятельности
существенно влияют на объем, структуру
и согласованность
До
настоящего времени не существует единого
понятия теневой экономики, причем
понятие это различно как в
разных странах, так и у разных
авторов. Для каждой категории населения
понятие теневой экономики
Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
Одной из важных задач статистики национальных счетов в большинстве стран мира является обеспечение достоверности и полноты оценки валового внутреннего продукта (ВВП). Решение этой задачи требует организации систематического наблюдения за размером и динамикой теневой и неформальной экономики и других элементов прямо ненаблюдаемой экономики. Прежние системы национальных счетов (СНС), разработанные ООН, Евростатом и другими организациями, не содержали однозначных рекомендаций относительно учета теневой экономики. Новая их версия, принятая в 1993 г., предлагает практически целиком учитывать «теневую экономику» в составе производственной деятельности. На основополагающих концепциях и принципах Системы национальных счетов 1993 г. (СНС-93) и ключевых определениях теневой и неформальной экономики совместными усилиями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международного валютного фонда (МВФ), Статистического бюро Международной организации труда (МОТ), Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ) был подготовлен методологический документ «Измерение ненаблюдаемой экономики: Руководство»1
В «Руководстве» дается обобщение опыта различных стран по достижению полноты охвата экономических операций при составлении национальных счетов, получению сводных итогов по основным макропоказателям и пересмотру их динамических рядов. В нем описываются требования, предъявляемые к статистическим данным, оценивается программа сбора основных данных, рассказывается о принципах и методах разработки плана обследований, о стратегии применения методов измерения ненаблюдаемой экономики в различных странах. Подобно тому, как СНС-93 служит для всех стран международным стандартом, цель Руководства состоит в обеспечении такой основы для измерения, которая была бы применима практически во всех странах, вне зависимости от того, являются ли их статистические системы хорошо развитыми, или они находятся в стадии становления или в процессе перехода от плановой экономики к рыночной.
Концептуально «Руководство» основывается на СНС-93 и может рассматриваться как ее дополнение, в котором излагаются особые проблемы и методы измерения. При этом ряд определений и терминов были разработаны специально для данного Руководства. Предметной областью «Руководства» является экономическое производство в соответствии с его определением в СНС-93. Основное внимание в «Руководстве» сосредоточено на рекомендациях по получению всеохватывающих оценок ВВП.
В средствах массовой информации большое внимание уделяется возможности неполного учета видов экономической деятельности, и в сообщениях часто выдвигается предположение, что данные о ВВП и других макроэкономических показателях, которые публикуются национальными статистическими органами, не охватывают значительную часть экономики. Проблема состоит в том, что многие сообщения средств массовой информации основываются на методах исследования, которые имеют, по крайней мере, одно из двух основных слабых мест. Во-первых, в этих методах часто не удается точно определить, что именно подлежит измерению и, таким образом, возможно, остается неучтенным. Отсутствие точности в определении объекта измерения характеризуется большим разнообразием используемых терминов. В англоязычной литературе, например, (такая экономика называется неофициальной, подпольной и скрытой, во французской - подземной, неформальной, в итальянской - тайной, подводной, в немецкой - теневой. При этом в литературе ФРГ одни относят к теневой экономике лишь финансовые тайные сделки различного рода, другие считают, что она охватывает, прежде всего, криминальную деятельность, третьи объединяют в упомянутом секторе всех уклоняющихся от выплаты налогов, четвертые включают сюда не только финансовые операции, но и экономическую деятельность, результаты которой, по их мнению, должны учитываться в валовом национальном продукте, пятые идентифицируют теневую экономику с полулегальной или с нелегальной. Фигурирует и более широкое определение теневой экономики, как любой деятельности вне рамок официального сектора, от труда в домашнем хозяйстве и общинного производства в целях самообеспечения до различных форм подпольного предпринимательства. В России для обозначения рассматриваемого феномена используют разные определения: нелегальная, подпольная, криминальная, неформальная, теневая и т. п. Главная проблема наших исследований - в понимании теневой и неформальной экономики в одном случае как тождественных, в другом - как различающих; понятий. Во втором случае под теневой понимается экономика сугубо криминальная. Во-вторых, проблема состоит в том, что в основе многих методов оценки лежат неоправданно упрощенные предположения. Например, в так называемых «монетарных моделях» предполагается, что изменение в характере спроса на деньги может быть полностью объяснено изменениями неучтенных видов экономической деятельности и точно их отражает. Одна из причин, по которой эти макромодели привлекают к себе такое большое внимание, состоит в том, что национальные статистические организации недостаточно подробно объясняют свои собственные методы, вследствие чего пользователи считают, что необходимо использовать другие.
В Руководстве впервые приводится специально разработанное единое определение «ненаблюдаемая экономика» (теневая экономика) и подробно описываются ее составляющие.
Ненаблюдаемые виды деятельности в Руководстве подразделяются на:
- теневое производство, определяемое как те виды деятельности, которые являются в экономическом смысле производственными и вполне законными, но в то же время намеренно скрываются от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование или уклонения от следования определенным предусмотренным законодательством стандартам, нормам и административным процедурам;
- незаконное производство, определяемое как: (1) запрещенное производство товаров и услуг, продажа или просто владение которыми также запрещены законом, и (2) виды производственной деятельности, которые обычно являются разрешенными, но которые становятся незаконными, если они осуществляются производителями, не имеющими соответствующего разрешения;
- производство в неформальном секторе, определяемое как виды производственной деятельности, осуществляемые теми некорпорированными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения, и которые имеют какое-либо рыночное производство;
- производство домашних хозяйств для собственного конечного использования, определяемое как те виды производственной деятельности, в результате которых домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги;
- виды деятельности, неучтенные вследствие недостатков в программе сбора основных статистических данных.
Эти группы видов деятельности называются в «Руководстве» проблемными областями, а виды деятельности, по которым отсутствуют основные данные ввиду их принадлежности к одной или нескольким из этих проблемных областей, в совокупности по определению составляют ненаблюдаемую экономику (ННЭ).
Таким образом, теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Измерение теневой экономики связано с действиями по двум направлениям: (1) совершенствование непосредственного измерения с помощью программы сбора данных, которое приводит к уменьшению числа ненаблюдаемых видов деятельности, а следовательно, и к уменьшению неизмеренных видов деятельности; и (2) совершенствование косвенного измерения при составлении национальных счетов, в результате чего уменьшается число неизмеренных видов деятельности.