Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:12, шпаргалка
64 билета по "Истории государства и права"
Формирование научных концепций истории отечественного государства и права в российской историографии XVIII в.
Развитие историко-правовой науки в XIX–нач.XIX вв. Работа М. Ф. Владимирского-Буданова «Обзор истории русского права».
История отечественного государства и права в исследованиях советских историков.
Современная российская историография истории отечественного государства и права.
Различные подходы к трактовке образования др.русского гос-ва. Норманнская теория. Отношение к ней различных исторических школ.
форма древнерусского государства. Неоднозначность в ее определении.
Образование государства Золотая Орда, его форма и система права.
Монголо-татарское «иго». Правовое положение русских княжеств. Дискуссии по данному вопросу.
Освещение влияния Золотой Орды на формирование русской государственности в историко-юридической литературе.
Великое княжество Литовское («Другая Русь») [XIV–XVI вв.].
Различные подходы к трактовке событий в России в кон. XVI – нач. XVII вв. Понятие «смутное время». Причины «смуты».
Самозванство как специфический феномен русской истории. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
Происхождение династии Романовых. Правление Михаила Романова.
К вопросу о роли земских соборов в государственной системе и форме правления в России в середине XVII в.
Дискуссии по проблемам истории российского абсолютизма.
Особенности российского абсолютизма при Петре I.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
«Неоабсолютизм» второй половины XIX – начала ХХ вв.
Превращение российского государства в многонациональную державу (XVI–XIX вв.). Проблема соотношения добровольности и принуждения в её формировании.
Проекты М. М. Сперанского «европеизировать» государственную систему России и их судьба.
Реформы 60–70-х гг. XIX в. Чего хотел Александр II?: версии и гипотезы.
Возникновение российского парламентаризма. Учреждение Государственной Думы и реорганизация Госсовета в годы Первой русской революции.
К вопросу о двоевластии после Февральской революции 1917 г.
Теоретические основы формирования советской государственности.
Становление механизма советского государства после Октябрьской революции.
Форма правления и сущность формирующегося советского государства: юридическое закрепление и реальность.
Несоветские правительства в годы гражданской войны (1918–1920 гг.).
Национально-государственное строительство после Октябрьской революции. Альтернативные проекты объединения советских республик. Образование СССР и его конституционные основы.
Деформация госаппарата в 1930 – начале 1950-х гг. Формирование двухструктурной партийно-советской власти (по принципу «опричнина» – «земщина»).
Первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма в период хрущёвской оттепели.
Доктрина «общенародного государства» по Конституции СССР 1977 г. и её несостоятельность.
Попытка внедрения в советскую систему принципов европейской демократии в период «перестройки» и её результаты.
Проблема двоевластия в России после распада СССР и поиск путей её решения.
Административные реформы второго Президента России В. В. Путина.
Проблемы развития российской государственности на современном этапе.
Различные подходы к трактовке источников возникновения древнерусского права. «Русская правда» – проблемы источниковедения.
Источники (формы права) в период феодальной раздробленности. Происхождение «Псковской судной грамоты».
Источники права Московской Руси (конец XV – середина XVII вв.). Соборное уложение 1649 г.
Специфические черты законодательства Петра I и Екатерины II.
Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
Источники права в советский период.
Становление института собственности в древнерусском праве (по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте»).
Юридическое закрепление феодальной собственности на землю и ее недра по законодательству Петра I и Екатерины II.
Понятие права собственности и права владения по своду законов Российской империи 1832 г.
право собственности в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Регламентация права собственности по советскому и современному законодательству.
Обязательственное право в Древней Руси и в период феодальной раздробленности.
Обязательства и договоры в Российской империи (ХVIII – середина ХIХ вв.).
Обязательственное право в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Противоречивый характер обязательственных правоотношений в советском государстве.
Наследственные правоотношения по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте».
Внедрение принципов единонаследия и майората при Петре I и их реализация в ХVIII в.
Порядок наследования движимого и недвижимого имущества в XIX в.
Нормы наследственного права при советской власти и в современной России.
Семейно-брачные правоотношения в Древней и Средневековой Руси.
Брак и семья в период утверждения и расцвета абсолютизма (XVIII в.).
Семейное право России XIX – начала XX вв.
Правовое регулирование семейно-брачных отношений в советский и современный периоды.
Понятие «преступление» в истории российского уголовного права.
Эволюция видов преступлений в истории российского уголовного права.
Трансформация системы наказаний в уголовном праве России.
Судебные органы и процесс в период феодализма (IX – середина XIX вв.).
Судебная реформа 1864 г. и ее значение.
Организация судоустройства и судопроизводства в советском и современном российском государствах.
22 марта 1917 г. при Временном правительстве было учреждено Юридическое совещание. Фактически в Юридическом совещании разрабатывались законопроекты по самым различным вопросам государственной политики.
Вышеизложенное дает
достаточные основания
Первое заседание Петроградского Совета рабочих депутатов состоялось 27 февраля 1917 г. в Таврическом дворце. В его состав входили представители революционной демократии: эсеры, меньшевики, большевики. Преобладали эсеры и меньшевики.
Поскольку выборные представительные органы фактически не работали, представляется не совсем точным называть форму правления, сложившуюся в России после Февральской революции, республиканской. Тем более, что Россия официально была провозглашена республикой только 1 сентября 1917 г. Причём данное провозглашение в значительной мере носило декларативный характер.
Попытки Всероссийского демократического совещания (14–22 сентября) сформировать Всероссийский представительный орган в лице Временного Совета республики (Предпарламента) не увенчались успехом. Предполагалось, что Предпарламенту станет подотчетно правительство, но на деле он стал лишь совещательным органом при Временном правительстве и заметной роли в укреплении государственной системы не сыграл. Временное правительство заявило о своем намерении осенью 1917 г. созвать Учредительное собрание, которое должно было окончательно решить вопросы о форме правления и форме государственного устройства, но до октября 1917 г. оно было не созвано. На наш взгляд, в период между двумя революциями 1917 г. в России существовала переходная форма правления от монархии к республике.
Теоретическая концепция социалистической государственности пришедшей к власти большевистской партии базировалась на марксистской основе. Рабочим России пришёлся по душе привлекательный лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Партия большевиков с целью привлечения народа на свою сторону также использовала и другие популярные марксистские лозунги: фабрики и заводы – рабочим, землю – крестьянам, власть – органам народовластия.
подходя к государству с точки зрения классовой теории и рассматривая его как диктатуру экономически господствующего класса, К. Маркс и Ф. Энгельс («Манифест коммунистической партии») обосновали ведущую роль рабочего класса в осуществлении социальных и государственных преобразований, показали неизбежность слома буржуазной государственной машины и необходимость построения государства на новых, социалистических принципах.
Дальнейшее развитие теория государственного строительства получила в работе В. И. Ленина «Государство и революция». Он подчёркивал, что победивший пролетариат должен полностью сломать буржуазный государственный аппарат насилия – орган эксплуатации трудящихся – и установить диктатуру пролетариата на весь переходный период от капитализма к социализму, между капиталистической и коммунистической стадиями общественного развития лежит период превращения одного в другое, государство переходного периода не могло быть ни чем иным, как диктатурой пролетариата.
При этом Ленин останавливался
на соотношении понятий «
В 30–40-е гг., когда сформировался режим личной власти Сталина, теоретические постулаты о пролетарском государстве несколько изменились. Основным идеологическим тезисом сталинизма стала необходимость усиления государственной власти как в переходный период, так и на социалистической фазе коммунистической общественно-экономической формации. Советское государство, утверждал Сталин, прошло лишь первую фазу, где его основной функцией было подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. На второй фазе роль государства и не снижается, оно должно выполнять функцию хозяйственно-организаторскую, культурно-воспитательную, функцию военной защиты страны от нападений извне, поскольку сохранялось капиталистическое окружение
Теоретическая концепция марксизма-ленинизма исходила из гипертрофированной роли государства в социалистическом строительстве. Реализация социалистических идей была связана с обоснованием монопольной роли государства на средства производства, неограниченного контроля над институтами гражданского общества, над личной жизнью многомиллионного населения страны.
Особенностью советской
государственности являлось также
то, что системе органов
Начало формирования механизма советского государства положил II Всероссийский съезд Советов, начавший свою работу 25 октября 1917 г. Съезд в 5 часов утра 26 октября принял написанное В. И. Лениным обращение «к рабочим, солдатам и крестьянам». В нём говорилось о том, что съезд берёт всю власть в свои руки и что на местах она переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Были приняты декреты о мире, о земле, был избран новый состав ВЦИК. Для управления страной был создан Совет Народных Комиссаров, который получил статус Временного рабоче-крестьянского правительства до созыва Учредительного собрания.
Структура механизма советского государства получила законодательное закрепление в Конституции РСФСР, утверждённой 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. Высшим органом государственной власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. В период между съездами высшая власть в Республике принадлежала Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК). Общее управление делами РСФСР принадлежало Совету Народных Комиссаров (СНК).
Согласно главы 9 Конституции (ст. 49–52) ведению Всероссийского съезда Советов подлежали все вопросы общегосударственного значения.
Особенностью становления
советской государственности
Центральными органами отраслевого управления стали народные комиссариаты (наркоматы).
Особо следует сказать о Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ), образованном 2 декабря 1917 г. На него была возложена разработка общих норм регулирования экономической жизни страны, объединение и согласование деятельности всех наркоматов экономического профиля.
Вопросами управления, распределения
сырья и готовой продукции веда
Поскольку старая армия распалась, а фронт с Германией сохранялся, СНК признал необходимым начать создание рабоче-крестьянской Красной армии. По Конституции 1918 г. была предусмотрена всеобщая воинская повинность, но с учётом классового принципа.
При конструировании модели советской государственной машины практиковалось образование чрезвычайных органов, которые создавались для решения конкретных задач в отдельные ответственные для советской власти периоды, когда требовалось применить усилия чрезвычайной важности для её защиты как со стороны внутренних, так и внешних противников. Чрезвычайные органы действовали либо параллельно с конституционными органами, либо подменяя, а нередко и подчиняя их себе.
7 декабря 1917 г. постановлением
СНК была образована
30 ноября 1918 г. в целях
укрепления боеспособности
Долгое время на местах параллельно с Советами действовали городские думы, земские учреждения и т. п. Отношения между ними зависели от соотношения политических сил. Если Советы были сильны, то старые учреждения поглощались ими на правах соответствующих отделов. Если местное население ещё поддерживало старые институты управления, то проводились перевыборы их состава. В Костромской и Казанской губерниях некоторые местные волостные земства просто сменили вывеску и стали называть себя Советами.
Чёткую структуру местных
органов установила лишь Конституция
РСФСР 1918 г. Органами власти на местах
стали съезды Советов (в соответствии
с административно-
Во всех официальных документах форма правления определялась как республика Советов. В ст. 1 Конституции говорилось: «Россия объявляется республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».
Советское государство было республикой Советов лишь с формально-юридической стороны. Конечно, определённые признаки республиканской формы правления были, но фактически же реальные отношения, возникшие после Октябрьской революции, дают иную картину. Советские органы не являлись властными структурами, а были лишь декоративными органами, оформлявшими власть партийных комитетов.
Поэтому исследователь И. В. Павлова характеризует форму правления в советском государстве как партийную республику, а С. А. Денисов – как теократическую олигархию с некоторыми чертами республики.
Пришедшая к власти большевистская партия декларировала советское государство по его классовой сущности как рабоче-крестьянское, мотивируя тем, что оно отражало и защищало интересы пролетариата города и деревни.
Действительно, советское государство предпринимает ряд шагов, отражавших интересы рабочих: 1) публично и всенародно провозглашается; 2) государство осуществляет наступление на буржуазию, национализирует основные средства производства; 3) после революции в Петрограде у частных торговцев конфискуются запасы продовольствия, которые распределяются между рабочими и т. п.
По мнению современных российских и зарубежных исследователей (С. А. Денисова, О. Ю. Винниченко, Михаила Восленского, Альфреда Мейера, Дж. Гетти), советское государство по своей сущности было бюрократическим и отражало интересы советской бюрократии. Если говорить о структуре слоя советской бюрократии, то он (слой) состоял из двух пластов: 1-й – партийная элита; 2-ой – хозяйственная бюрократия. Подчёркивая бюрократическую сущность советского государства, некоторые исследователи используют понятия «супербюрократия» (О. Ю. Винниченко), «бюропатология» (американский политолог Альфред Мейер).
Что касается общесоциальной стороны сущности советского государства, то объективный, непредвзятый подход показывает, что в практической деятельности государственных органов советской власти было и немало позитивного: впервые в мире законодательно вводится 8-часовой рабочий день, организуется социальное страхование, ликвидируется неграмотность, налаживается здравоохранение, создаётся развитая многоотраслевая экономика, преодолевается технико-экономическая отсталость страны и т. д. Вместе с тем народ по-прежнему был лишён каких-либо властных полномочий и имел лишь декларированные, а не фактические демократические права и свободы, в стране был установлен авторитарный политический режим, применявший массовые репрессии по отношению к оппонентам советской власти. Бескомпромиссная неуступчивая политика правящей большевистской партии во многом спровоцировала гражданскую войну и иностранную военную интервенцию.
При освещении гражданской войны необходимо не только анализировать советский опыт государственного строительства, но и показывать деятельность несоветских государственно-политических образований: правительств «белого движения» и правительств «демократической контрреволюции».
«Белое движение», основу которого составили офицеры старой армии, было неоднородным по своему составу, существовали серьезные расхождения между политическими силами, в него входившими, поэтому к государственной организации культивировались далеко неодинаковые подходы.
Военно-политическое размежевание территории России, занятой «белыми», было осуществлено между армиями Колчака, Деникина (позднее Врангеля), Юденича.
Летом 1918 г. меньшевиками и эсерами была предпринята попытка сформировать региональные правительства, которые вошли в историю под названием правительств «демократической контрреволюции». Деятельность правительств «демократической контрреволюции» отражала стремление умеренных социалистов найти «третий путь» развития русской революции. Главная идея их внутриполитической программы состояла в том, чтобы на основе демократических преобразований Февральской революции, возвратившись к ее истокам, опираясь на блок правых социалистов и кадетов, объединить широкие круги населения для возрождения России.
В сентябре 1918 г. на совещании в Уфе региональные правительства «демократической контрреволюции» попытались объединиться и создать Всероссийское временное правительство. Власть была передана в руки Директории (из пяти директоров) с центром в г. Омске. Однако в ноябре 1918 г. адмирал Колчак свергает Директорию и принимает титул Верховного правителя России. Таким образом, с правительствами «демократической контрреволюции» было покончено. К лету 1919 г. титул Верховного правителя за Колчаком признали союзники и «белые» генералы, контролировавшие другие регионы России. Однако это признание носило лишь формальный характер, ибо Колчак по-прежнему лишь контролировал территорию Сибири.
Информация о работе Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"