Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:12, шпаргалка
64 билета по "Истории государства и права"
Формирование научных концепций истории отечественного государства и права в российской историографии XVIII в.
Развитие историко-правовой науки в XIX–нач.XIX вв. Работа М. Ф. Владимирского-Буданова «Обзор истории русского права».
История отечественного государства и права в исследованиях советских историков.
Современная российская историография истории отечественного государства и права.
Различные подходы к трактовке образования др.русского гос-ва. Норманнская теория. Отношение к ней различных исторических школ.
форма древнерусского государства. Неоднозначность в ее определении.
Образование государства Золотая Орда, его форма и система права.
Монголо-татарское «иго». Правовое положение русских княжеств. Дискуссии по данному вопросу.
Освещение влияния Золотой Орды на формирование русской государственности в историко-юридической литературе.
Великое княжество Литовское («Другая Русь») [XIV–XVI вв.].
Различные подходы к трактовке событий в России в кон. XVI – нач. XVII вв. Понятие «смутное время». Причины «смуты».
Самозванство как специфический феномен русской истории. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
Происхождение династии Романовых. Правление Михаила Романова.
К вопросу о роли земских соборов в государственной системе и форме правления в России в середине XVII в.
Дискуссии по проблемам истории российского абсолютизма.
Особенности российского абсолютизма при Петре I.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
«Неоабсолютизм» второй половины XIX – начала ХХ вв.
Превращение российского государства в многонациональную державу (XVI–XIX вв.). Проблема соотношения добровольности и принуждения в её формировании.
Проекты М. М. Сперанского «европеизировать» государственную систему России и их судьба.
Реформы 60–70-х гг. XIX в. Чего хотел Александр II?: версии и гипотезы.
Возникновение российского парламентаризма. Учреждение Государственной Думы и реорганизация Госсовета в годы Первой русской революции.
К вопросу о двоевластии после Февральской революции 1917 г.
Теоретические основы формирования советской государственности.
Становление механизма советского государства после Октябрьской революции.
Форма правления и сущность формирующегося советского государства: юридическое закрепление и реальность.
Несоветские правительства в годы гражданской войны (1918–1920 гг.).
Национально-государственное строительство после Октябрьской революции. Альтернативные проекты объединения советских республик. Образование СССР и его конституционные основы.
Деформация госаппарата в 1930 – начале 1950-х гг. Формирование двухструктурной партийно-советской власти (по принципу «опричнина» – «земщина»).
Первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма в период хрущёвской оттепели.
Доктрина «общенародного государства» по Конституции СССР 1977 г. и её несостоятельность.
Попытка внедрения в советскую систему принципов европейской демократии в период «перестройки» и её результаты.
Проблема двоевластия в России после распада СССР и поиск путей её решения.
Административные реформы второго Президента России В. В. Путина.
Проблемы развития российской государственности на современном этапе.
Различные подходы к трактовке источников возникновения древнерусского права. «Русская правда» – проблемы источниковедения.
Источники (формы права) в период феодальной раздробленности. Происхождение «Псковской судной грамоты».
Источники права Московской Руси (конец XV – середина XVII вв.). Соборное уложение 1649 г.
Специфические черты законодательства Петра I и Екатерины II.
Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
Источники права в советский период.
Становление института собственности в древнерусском праве (по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте»).
Юридическое закрепление феодальной собственности на землю и ее недра по законодательству Петра I и Екатерины II.
Понятие права собственности и права владения по своду законов Российской империи 1832 г.
право собственности в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Регламентация права собственности по советскому и современному законодательству.
Обязательственное право в Древней Руси и в период феодальной раздробленности.
Обязательства и договоры в Российской империи (ХVIII – середина ХIХ вв.).
Обязательственное право в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Противоречивый характер обязательственных правоотношений в советском государстве.
Наследственные правоотношения по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте».
Внедрение принципов единонаследия и майората при Петре I и их реализация в ХVIII в.
Порядок наследования движимого и недвижимого имущества в XIX в.
Нормы наследственного права при советской власти и в современной России.
Семейно-брачные правоотношения в Древней и Средневековой Руси.
Брак и семья в период утверждения и расцвета абсолютизма (XVIII в.).
Семейное право России XIX – начала XX вв.
Правовое регулирование семейно-брачных отношений в советский и современный периоды.
Понятие «преступление» в истории российского уголовного права.
Эволюция видов преступлений в истории российского уголовного права.
Трансформация системы наказаний в уголовном праве России.
Судебные органы и процесс в период феодализма (IX – середина XIX вв.).
Судебная реформа 1864 г. и ее значение.
Организация судоустройства и судопроизводства в советском и современном российском государствах.
«Соборное уложение» представляло качественно новый правовой документ в истории феодального права России, который существенно отличался от предшествующих памятников права. Во-первых, оно было значительно их объемнее. Если ПСГ состояла из 120 статей, «Судебник» 1497 г. – из 68, то структура СУ включала 967 статей, объединенных в 25 глав. Во-вторых, СУ превосходило предшествующие памятники права широтой охвата действительности того времени. В нем были зафиксированы нормы всех важнейших отраслей права. В-третьих, это был памятник права сформировавшегося, «зрелого» феодализма. В-четвертых, СУ – кодекс долговременного действия, основные нормы которого с определенной корректировкой сохраняли юридическую силу вплоть до принятия Свода законов Российской империи 1832 г. В-пятых, это был первый памятник права, напечатанный типографским способом.
Источниками СУ стали Судебник 1550 г., указные книги приказов, думские приговоры, решения Земских соборов, челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей. Анализ показывает, что около 60 статей Уложения возникло из челобитий выборных людей.
Из других источников следует назвать византийское законодательство.Русские кодификаторы коренным образом перерабатывали заимствуемые нормы или заимствовали только постановку определённого вопроса, а решение предлагали своё
Переход к абсолютизму характеризовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов часто были сами монархи. Особенно много внимания и сил законотворчеству отдавали Пётр I и Екатерина II. Говорили даже об их легисломании, то есть преклонении перед законом, чрезмерном увлечении законотворчеством.Издание огромного количества законодательных актов было обусловлено страстью к абсолютному, мелочному регламентированию всех сторон жизни общества и государства, что являлось отличительной чертой всех полицейских, тоталитарных государств, каким без сомнения была и петровская Россия.
При Петре I разнообразятся формы законодательных актов. Законы имели различные названия: манифесты, уставы, регламенты, указы. Причем каждая форма законодательного акта была в определенной мере связана с его целями и содержанием.
Петровское законодательство отличалось от предыдущего меньшей казуальностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой схемой и последовательностью. От формулировки закона Петр требовал ясности и четкости. Вместе с тем в петровских законах нашла отражение склонность к иноязычной терминологии, порой доводимая до абсурда. Немка Екатерина II, про которую говорили, что она хотела быть более русской, чем сами русские, проводила прямо противоположную политику: во всём законодательстве она последовательно восстанавливала русскую терминологию.
Пётр I требовал неукоснительного соблюдения законов, предписывая в указе 1722 г. «О храненении прав гражданских».
Постепенно законодательная деятельность начала приобретать цивилизационные формы. Это выразилось в том, что при Петре I законы стали обнародовать, рассылать на места (с 1714 г. – печатать). С 1722 г. судьям запрещалось самостоятельно толковать законы, они должны были реализовывать чётко выраженную в тексте волю законодателя.
Тенденция законодательной деятельности Петра I, выразившаяся в стремлении придать праву цивилизационные формы, требовала систематизации законодательства и побуждала к проведению кодификационных работ. Таким образом, система феодального права при абсолютизме начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов, к тому же кодифицированных, то есть система права превращается в систему законодательства.
Наиболее серьёзную попытку провести систематизацию русского законодательства предприняла Екатерина II, которая объявила себя последовательницей идей просветительства, заботящейся о благе народа. В 1766 г. она издала Манифест о проведении выборов в Уложенную комиссию, которая должна была подготовить новое Уложение. В неё вошли представители от всех сословий, за исключением помещичьих крестьян и так называемых кочующих инородцев, а также представители Сената, Синода, коллегий и других государственных учреждений. Екатерина II собственноручно разработала «Наказ о составлении проекта нового Уложения», который должен был стать программным документом работы Уложенной комиссии. Летом 1767 г. состоялось торжественное открытие заседаний комиссии. Однако её работа не дала практического результата.
Очередная попытка кодификации была предпринята в период правления Александра I. В 1804 г. кодификационная комиссия создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но эти уложения не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь гражданского кодекса Наполеона.
Работа по кодификации возобновилась при Николае I в 1826 г., когда при собственной канцелярии его императорского величества было создано специальное Второе отделение, а работу по систематизации законодательства фактически возглавил М. М. Сперанский, возвращённый в столицу с поста генерал-губернатора Сибири.
Николай I потребовал от Сперанского ничего в праве не изменять, а лишь привести его в порядок.
Результатом работы комиссии Сперанского явилась подготовка и издание двух сборников законодательства – Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи.
Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), опубликованное в 1830 г., представляло собой хронологический сборник законов российского государства, начиная с Соборного Уложения 1649 г. и заканчивая 12 декабря 1825 г., днём издания Манифеста о вступлении на престол Николая I. Первое издание состояло из 46 томов (40 томов основного текста и 6 томов вспомогательного). Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством, поэтому появилось его второе и третье издание. Второе издание, которое выходило ежегодно в 1830–1884 гг., включило законодательные акты с 1825 до 1881 гг. (55 томов и указатели). Третье издание выходило ежегодно с 1885 до 1916 гг., включив законодательные акты с 1881 до конца 1913 гг. (33 тома). Все издания в общей сложности составил 134 тома. Публикация Полного собрания законов Российской империи прекратилась после свержения самодержавия в 1917 г.
Одновременно с Полным собранием законов велась работа над Сводом законов Российской империи, который был рассмотрен Госсоветом в 1832 г., опубликован в январе 1833 г. и введён в действие с 1 января 1835 г. Он состоял из 15 томов. В дальнейшем Свод несколько раз переиздавался, в частности, полностью в 1842 г. и в 1857 г., в 1892 г. был дополнен 16 томом, куда вошли Судебные уставы 1864 г.
По своему содержанию и структуре Свод отличался от ПСЗ тем, что: 1) поскольку он был рассчитан не только на специалистов в области теории и истории юриспруденции, но и занимавшихся юридической практикой, постольку в нём были помещены только действующие законы; 2) законодательный материал в Своде был расположен не по хронологическому, а отраслевому принципу; 3) в основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, идущее от римского права.
Руководствуясь данным принципом, М. М. Сперанский в Своде подразделил все законы на две группы: государственные и гражданские. Государственные законы в свою очередь были разделены на четыре категории: 1) основные государственные законы (свод основных законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России), в настоящее время конституционные законы ;]; 2) учреждения (законы о центральных и местных органах власти и управления, о правовом статусе императора, Госсовета, министерств и т. д.) ; 3) законы государственных сил (уставы о податях, повинностях, пошлинах, уставы монетный, горный, о соли) ; 4) законы о состояниях (сословияхК государственным законам также относились уставы благочиния; законы уголовные
Для удобства пользования 15 томов Свода были опубликованы в 8 книгах. Государственным законам были посвящены 1–4 и 8 книги. Гражданские законы были изложены в 5, 6 и 7 книгах.
Свод сыграл огромную роль в развитии русского права. На его основе началось отраслевое деление права, поскольку в тома включались акты, объединённые отраслевым значением и смыслом. На базе Свода был разработан первый российский уголовный кодекс – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г
В первые годы после установления советской власти чёткого определения закона как главного источника права не было. Законодательные акты назывались по-разному: обращения, воззвания, декреты, постановления, декларации. Принципиальных различий между ними не было. При отсутствии нормативных актов вопросы решались, опираясь на революционное правосознание.
Законотворческими полномочиями располагали многие органы: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, а с 1919 г. – Президиум ВЦИК. В процессе правотворчества местные органы нередко принимали нормативные акты, противоречившие центральным нормативным актам. Более того, на местах иногда принимались местные уголовные и процессуальные кодексы.
Чёткое определение закона как источника права впервые было дано в Конституции СССР 1936 г. и конституциях союзных и автономных республик, принятых в 1937 г. Закон – это нормативный акт, изданный высшим законодательным органом – Верховным Советом СССР, а в субъектах федерации – верховными советами соответствующих республик. Все остальные акты, в том числе указы Президиума Верховного Совета СССР и президиумов верховных советов, республик, постановления правительств, рассматривались как подзаконные акты.
На практике нередко наблюдалась иная картина: подзаконные акты и после принятия Конституции 1936 г. часто играли роль законов. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, новеллы в праве в большинстве случаев оформлялись в виде указов Президиума Верховного Совета СССР, ибо сессии Верховного Совета проходили очень редко, лишь два раза в год. Во-вторых, указы подлежали утверждению на очередной сессии Верховного Совета СССР, после чего указ юридически превращался в закон. На практике утверждение указов стало чисто формальной процедурой, поскольку указы утверждались без обсуждения по докладу Секретаря Президиума Верховного Совета СССР.
С середины 30-х гг. получил
распространение такой
В советский период широко
распространённым видом обобщающего
нормативно-правового
Собственность в экономическом смысле как состояние принадлежности вещей определённым лицам и право собственности, которое возникает при регулировании действующих отношений нормами права. Право собственности юридически определяет право владения (фактического обладания), право пользования (извлечения доходов) и право распоряжения вещами (определение судьбы вещей).
В «Русской правде» не было специальных статей, где бы непосредственно говорилось о праве собственности и сам термин «собственность» отсутствовал. В то же время ст. 70 свидетельствует о том, что существовала общинная форма собственности (собственность «верви»).
Что собой представляла община? М. Ф. Владимирский-Буданов «Общиной в тесном смысле называется союз домов, имеющих общее (выборное) управление и общее владение и пользование землёй.Сущность права на имущество, состоявшего в непосредственном пользовании общины, заключалось не только в праве владения, но и в праве распоряжения: община могла отдавать в срочное или бессрочное содержание новым поселенцам участки необработанной или запустевшей земли .
Применительно к регулированию поземельных отношений помимо индивидуально-семейной и общинных форм собственности древнерусское законодательство обозначало государственные земли.
В «Русской правде» нет непосредственных сведений о собственности феодалов, но в то же время говорится о княжеском домене (домен в переводе с лат. – владение) – земельных массивах, принадлежавших лично князьям. Князья распоряжались землями в пределах домена по собственному усмотрению.
В летописях XII века прямо говорится о боярских вотчинах, которые создавались путем пожалований земель князем своим дружинникам.
В «Псковской судной грамоте» институт собственности получает более основательную разработку. Этому способствовал более высокий уровень развития гражданско-правовых отношений в Новгородском и Псковском государствах. Впервые вещи подразделяются на недвижимые («отчина») и движимые («живот»). К движимому имуществу грамота относила деньги, платье, украшения, хлеб, а также животных (коня, корову, собаку и другую скотину), к недвижимому – пахотную землю, лесные участки, рыболовные участки, клеть (кладовую), борть (пчельник).
Информация о работе Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"