Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:12, шпаргалка
64 билета по "Истории государства и права"
Формирование научных концепций истории отечественного государства и права в российской историографии XVIII в.
Развитие историко-правовой науки в XIX–нач.XIX вв. Работа М. Ф. Владимирского-Буданова «Обзор истории русского права».
История отечественного государства и права в исследованиях советских историков.
Современная российская историография истории отечественного государства и права.
Различные подходы к трактовке образования др.русского гос-ва. Норманнская теория. Отношение к ней различных исторических школ.
форма древнерусского государства. Неоднозначность в ее определении.
Образование государства Золотая Орда, его форма и система права.
Монголо-татарское «иго». Правовое положение русских княжеств. Дискуссии по данному вопросу.
Освещение влияния Золотой Орды на формирование русской государственности в историко-юридической литературе.
Великое княжество Литовское («Другая Русь») [XIV–XVI вв.].
Различные подходы к трактовке событий в России в кон. XVI – нач. XVII вв. Понятие «смутное время». Причины «смуты».
Самозванство как специфический феномен русской истории. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
Происхождение династии Романовых. Правление Михаила Романова.
К вопросу о роли земских соборов в государственной системе и форме правления в России в середине XVII в.
Дискуссии по проблемам истории российского абсолютизма.
Особенности российского абсолютизма при Петре I.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
«Неоабсолютизм» второй половины XIX – начала ХХ вв.
Превращение российского государства в многонациональную державу (XVI–XIX вв.). Проблема соотношения добровольности и принуждения в её формировании.
Проекты М. М. Сперанского «европеизировать» государственную систему России и их судьба.
Реформы 60–70-х гг. XIX в. Чего хотел Александр II?: версии и гипотезы.
Возникновение российского парламентаризма. Учреждение Государственной Думы и реорганизация Госсовета в годы Первой русской революции.
К вопросу о двоевластии после Февральской революции 1917 г.
Теоретические основы формирования советской государственности.
Становление механизма советского государства после Октябрьской революции.
Форма правления и сущность формирующегося советского государства: юридическое закрепление и реальность.
Несоветские правительства в годы гражданской войны (1918–1920 гг.).
Национально-государственное строительство после Октябрьской революции. Альтернативные проекты объединения советских республик. Образование СССР и его конституционные основы.
Деформация госаппарата в 1930 – начале 1950-х гг. Формирование двухструктурной партийно-советской власти (по принципу «опричнина» – «земщина»).
Первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма в период хрущёвской оттепели.
Доктрина «общенародного государства» по Конституции СССР 1977 г. и её несостоятельность.
Попытка внедрения в советскую систему принципов европейской демократии в период «перестройки» и её результаты.
Проблема двоевластия в России после распада СССР и поиск путей её решения.
Административные реформы второго Президента России В. В. Путина.
Проблемы развития российской государственности на современном этапе.
Различные подходы к трактовке источников возникновения древнерусского права. «Русская правда» – проблемы источниковедения.
Источники (формы права) в период феодальной раздробленности. Происхождение «Псковской судной грамоты».
Источники права Московской Руси (конец XV – середина XVII вв.). Соборное уложение 1649 г.
Специфические черты законодательства Петра I и Екатерины II.
Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
Источники права в советский период.
Становление института собственности в древнерусском праве (по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте»).
Юридическое закрепление феодальной собственности на землю и ее недра по законодательству Петра I и Екатерины II.
Понятие права собственности и права владения по своду законов Российской империи 1832 г.
право собственности в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Регламентация права собственности по советскому и современному законодательству.
Обязательственное право в Древней Руси и в период феодальной раздробленности.
Обязательства и договоры в Российской империи (ХVIII – середина ХIХ вв.).
Обязательственное право в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Противоречивый характер обязательственных правоотношений в советском государстве.
Наследственные правоотношения по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте».
Внедрение принципов единонаследия и майората при Петре I и их реализация в ХVIII в.
Порядок наследования движимого и недвижимого имущества в XIX в.
Нормы наследственного права при советской власти и в современной России.
Семейно-брачные правоотношения в Древней и Средневековой Руси.
Брак и семья в период утверждения и расцвета абсолютизма (XVIII в.).
Семейное право России XIX – начала XX вв.
Правовое регулирование семейно-брачных отношений в советский и современный периоды.
Понятие «преступление» в истории российского уголовного права.
Эволюция видов преступлений в истории российского уголовного права.
Трансформация системы наказаний в уголовном праве России.
Судебные органы и процесс в период феодализма (IX – середина XIX вв.).
Судебная реформа 1864 г. и ее значение.
Организация судоустройства и судопроизводства в советском и современном российском государствах.
На территориях, занятых «белыми» армиями, ликвидировались Советы, восстанавливалась деятельность местных органов власти, действовавших до октября 1917 г. (земств, городских дум), а также прежних судов. Власть сосредоточивалась в руках Главнокомандующего армией, который опирался на различные вспомогательные органы – советы, совещания, комитеты.
В апреле 1920 г. в Крыму (Севастополь) начало действовать Правительство Юга России (председатель А. В. Кривошеин). Им велась разработка земельного вопроса. Основными принципами земельной реформы стала частная собственность на землю, посредничество государства в земельных сделках. Все наделяемые землей должны были получить ее в собственность за выкуп. Земли, включенные при советской власти в коммуны, намечалось перераспределить между частными лицами. Предполагалось, что реформа будет распространена на все пространство России после победы над большевиками.
Будущее России было сформулировано Правительством Юга России в следующих декларациях: государственный строй России должно определить Учредительное собрание; равенство гражданских и политических прав граждан; объединение различных частей России «в одну широкую федерацию, основанную на свободном соглашении»; восстановление производительных сил «на основах, предоставляющих широкое место личной инициативе»; признание международных обязательств, заключенных предыдущими правительствами России; выполнение обязательств по выплате долгов.
На территориях, оккупированных войсками иностранных государств, устанавливался военный режим и применялись нормы права этих государств (применительно к условиям военного времени).
Однако нескоординированность военно-политических акций «белых» армий и режимов, изменение внешнеполитической ситуации (революция в Германии, прекращение интервенции со стороны союзных государств и поддержки ими «белых» армий), внутриполитическая стабилизация в самой России привели к поражению «белого движения».
Основы национально-государстве
Советское государство, учитывая конкретные факторы, сочло всё же возможным признать независимость Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы и Тувы.
Советская Россия признала государственную независимость также Украины, Белоруссии, где были образованы советские республики.
В апреле 1920 г. в Азербайджане была установлена советская власть. В ноябре 1920 г. советской республикой была объявлена и Армения. В феврале 1921 г. Грузия также была провозглашена советской республикой.
Что же касается народов, оставшихся в пределах России, то для них по Конституции РСФСР 1918 г. предусматривалась возможность создать советские национальные республики. В конце 1918 г. образуется Трудовая Коммуна немцев Поволжья, в 1919 г. – Башкирская и Крымская автономные республики, в 1920 г. – Карельская Трудовая Коммуна, Чувашская автономная область, Киргизская АССР, которая затем была переименована в Казахскую, Туркестанская АССР, Калмыцкая, Марийская автономные области и Автономная область вотякского района (удмуртов).
В 1920 г. возникли Дальневосточная республика, Хорезмская и Бухарская, а в 1921 г. Тувинская народные республики.
Таким образом, на месте бывшей Российской империи после её распада образовались три группы государств. Польша, Финляндия, Прибалтика, избрали путь капиталистического развития. Народы России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении и Азербайджана образовали независимые советские республики. Третью группу государств составили Хорезмская, Бухарская и Тувинская республики как народные, переходные к социалистическим государствам.
Взаимоотношения между независимыми советскими республиками, которые образовались на месте Российской империи после октября 1917 г., прошли ряд этапов. Первый – годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. На втором этапе, который начался ориентировочно с конца 1920 г. и продолжался до августа 1922 г., военно-политический союз дополнился хозяйственным и дипломатическим. Третий этап начался с августа 1922 г. и продолжался до 30 декабря 1922 г. Его содержанием стало непосредственное объединение советских республик в единое государство.
При решении вопроса о форме государственного устройства при политическом объединении советских республик выдвигалось несколько альтернативных проектов: 1) проект конфедерации – предлагал объединить советские республики на конфедеративной основе, сохраняя договорные связи; 2) проект автономизации (Сталин), согласно которому Украина, Белоруссия, Грузии, Армения и Азербайджан должны были войти в состав РСФСР на правах автономных республик; 3) проект образования СССР (Ленин).
Октябрьский (1922 г.) Пленум ЦК РКП(б) одобрил ленинские предложения. Решение об образовании СССР было принято I Всесоюзным съездом Советов 30 декабря 1922 г. В состав СССР первоначально вошли 4 союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР развивался и пополнялся новыми субъектами.
В условиях сталинского тоталитарного режима репрессиям подверглись целые народы.
На протяжении всего периода существования СССР Россия выполняла роль донора по отношению к союзным республикам.
Это неминуемо вело к
снижению жизненного уровня населения
РСФСР. Россия в СССР играла не роль
метрополии, а находилась в серьёзной
экономической и политической зависимости
от союзных государственных
1930-е годы – сложное время в истории Советского государства. В 1929 г. начался мировой экономический кризис, в который были втянуты многие капиталистические страны.
Свертывается НЭП, реализуется курс на проведение форсированной индустриализации, административным путем осуществляется массовая коллективизация сельского хозяйства.
По Конституции СССР
произошли изменения в
Высшим органом управления был Совет народных комиссаров СССР. После Великой Отечественной войны, 15 марта 1946 г. был принят закон, по которому Совнарком СССР был переименован в Совет министров, а наркоматы – в министерства.
В Конституции СССР 1936 г. получила некоторое отражение идея разделения властей, что должно было показать её демократичность.
Одной из новелл Конституции СССР 1936 г. являлось изменение наименования Советов. Если раньше они именовались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, то теперь они стали называться Советами депутатов трудящихся, поскольку, как говорилось тогда в официальной пропаганде, эксплуататорские классы были ликвидированы и общество стало состоять из двух дружественных классов – рабочего класса и колхозного крестьянства.
В действительности никакого «разделения властей», конечно, не было, так же как не соответствовало реальности провозглашение советского государства республикой Советов.
Немаловажные процессы во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. происходит и в самой партии. Сталин к середине 1930-х годов сосредотачивает в своих руках все властные полномочия и фактически устанавливает режим личной власти. Назовем признаки личной власти Сталина:
1) Сталин единолично принимает все важнейшие партийные и государственные решения, которые затем оформлялись в постановления Политбюро, Пленумов ЦК ВКП(б), советских органов и законодательные акты.
2) Сталин формирует
преданный ему партийный
3) Занимая пост Генерального секретаря ЦК ВКП (б), Сталин использует такой важный рычаг власти как право номенклатурного подбора кадров на все важнейшие государственные и хозяйственные посты.
4) В руках Сталина была сосредоточена и информационная (идеологическая) власть.
5) Сталин осуществлял
непосредственное руководство в
6) Важнейшей опорой диктатора становятся правоохранительные органы. В ходе реорганизации они в значительной мере утрачивают правоохранительную природу, на первый план в их деятельности выдвигается карательная направленность. В 1930 г. был образован ГУЛАГ (Главное управление лагерей), который представлял систему исправительно-трудовых лагерей, приспособленных к массовому использованию труда заключенных, приговоренных к сроку лишения свободы свыше 3 лет.
формирование единого мощного репрессивного аппарата было завершено учреждением в 1934 г. НКВД СССР, которому были подчинены все силовые структуры (кроме армии). В 1953 г., после смерти Сталина создано – МВД СССР, который возглавил первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Л. П. Берия. В 1954 г. органы госбезопасности были выведены из системы МВД и был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ СССР).
В 1934 г. при НКВД было образовано Особое совещание, которое было наделено полномочиями в административном порядке (без суда) применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря и даже приговаривать к высшей мере наказания. Особое совещание рассматривало дела заочно, в отсутствие обвиняемого, который не имел право обжаловать где-либо вынесенное решение.
Период с 1953 г. до октября 1964 г. представлял собой первую попытку реформировать тоталитарную политическую систему в СССР. Необходимость ее реформирования была обусловлена общей политической и экономической ситуацией в стране. Чем дальше отодвигалась война, тем отчетливее зрело понимание, что действовавшая политическая система не дает прогнозируемого партийными органами эффекта.
Поскольку данный период был связан с деятельностью Н. С. Хрущева на высших партийных и государственных постах, он часто называется хрущевской «оттепелью».
Хрущевская «оттепель» была непоследовательной и противоречивой. Реформы государственного механизма, предпринятые Хрущёвым, базировавшиеся на субъективной, волюнтаристской основе, по многим направлениям оказались неудачными.
В реорганизации государственного механизма в период хрущевской «оттепели» можно выделить ряд звеньев.
Первое звено –
реорганизация правоохранительн
Второе звено –
реорганизация органов
В мае 1957 г. был принят закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», заменивший отраслевой принцип управления территориальным. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», которым предусматривалось усиление роли Советов в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечении общественного порядка и прав граждан, соблюдении законности.
Информация о работе Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"