Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:12, шпаргалка

Описание работы

64 билета по "Истории государства и права"

Содержание

Формирование научных концепций истории отечественного государства и права в российской историографии XVIII в.
Развитие историко-правовой науки в XIX–нач.XIX вв. Работа М. Ф. Владимирского-Буданова «Обзор истории русского права».
История отечественного государства и права в исследованиях советских историков.
Современная российская историография истории отечественного государства и права.
Различные подходы к трактовке образования др.русского гос-ва. Норманнская теория. Отношение к ней различных исторических школ.
форма древнерусского государства. Неоднозначность в ее определении.
Образование государства Золотая Орда, его форма и система права.
Монголо-татарское «иго». Правовое положение русских княжеств. Дискуссии по данному вопросу.
Освещение влияния Золотой Орды на формирование русской государственности в историко-юридической литературе.
Великое княжество Литовское («Другая Русь») [XIV–XVI вв.].
Различные подходы к трактовке событий в России в кон. XVI – нач. XVII вв. Понятие «смутное время». Причины «смуты».
Самозванство как специфический феномен русской истории. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
Происхождение династии Романовых. Правление Михаила Романова.
К вопросу о роли земских соборов в государственной системе и форме правления в России в середине XVII в.
Дискуссии по проблемам истории российского абсолютизма.
Особенности российского абсолютизма при Петре I.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
«Неоабсолютизм» второй половины XIX – начала ХХ вв.
Превращение российского государства в многонациональную державу (XVI–XIX вв.). Проблема соотношения добровольности и принуждения в её формировании.
Проекты М. М. Сперанского «европеизировать» государственную систему России и их судьба.
Реформы 60–70-х гг. XIX в. Чего хотел Александр II?: версии и гипотезы.
Возникновение российского парламентаризма. Учреждение Государственной Думы и реорганизация Госсовета в годы Первой русской революции.
К вопросу о двоевластии после Февральской революции 1917 г.
Теоретические основы формирования советской государственности.
Становление механизма советского государства после Октябрьской революции.
Форма правления и сущность формирующегося советского государства: юридическое закрепление и реальность.
Несоветские правительства в годы гражданской войны (1918–1920 гг.).
Национально-государственное строительство после Октябрьской революции. Альтернативные проекты объединения советских республик. Образование СССР и его конституционные основы.
Деформация госаппарата в 1930 – начале 1950-х гг. Формирование двухструктурной партийно-советской власти (по принципу «опричнина» – «земщина»).
Первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма в период хрущёвской оттепели.
Доктрина «общенародного государства» по Конституции СССР 1977 г. и её несостоятельность.
Попытка внедрения в советскую систему принципов европейской демократии в период «перестройки» и её результаты.
Проблема двоевластия в России после распада СССР и поиск путей её решения.
Административные реформы второго Президента России В. В. Путина.
Проблемы развития российской государственности на современном этапе.
Различные подходы к трактовке источников возникновения древнерусского права. «Русская правда» – проблемы источниковедения.
Источники (формы права) в период феодальной раздробленности. Происхождение «Псковской судной грамоты».
Источники права Московской Руси (конец XV – середина XVII вв.). Соборное уложение 1649 г.
Специфические черты законодательства Петра I и Екатерины II.
Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
Источники права в советский период.
Становление института собственности в древнерусском праве (по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте»).
Юридическое закрепление феодальной собственности на землю и ее недра по законодательству Петра I и Екатерины II.
Понятие права собственности и права владения по своду законов Российской империи 1832 г.
право собственности в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Регламентация права собственности по советскому и современному законодательству.
Обязательственное право в Древней Руси и в период феодальной раздробленности.
Обязательства и договоры в Российской империи (ХVIII – середина ХIХ вв.).
Обязательственное право в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Противоречивый характер обязательственных правоотношений в советском государстве.
Наследственные правоотношения по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте».
Внедрение принципов единонаследия и майората при Петре I и их реализация в ХVIII в.
Порядок наследования движимого и недвижимого имущества в XIX в.
Нормы наследственного права при советской власти и в современной России.
Семейно-брачные правоотношения в Древней и Средневековой Руси.
Брак и семья в период утверждения и расцвета абсолютизма (XVIII в.).
Семейное право России XIX – начала XX вв.
Правовое регулирование семейно-брачных отношений в советский и современный периоды.
Понятие «преступление» в истории российского уголовного права.
Эволюция видов преступлений в истории российского уголовного права.
Трансформация системы наказаний в уголовном праве России.
Судебные органы и процесс в период феодализма (IX – середина XIX вв.).
Судебная реформа 1864 г. и ее значение.
Организация судоустройства и судопроизводства в советском и современном российском государствах.

Работа содержит 1 файл

Шпора на иогп.doc

— 602.50 Кб (Скачать)

Третье звено –  изменения в государственном  устройстве. Советы Министров союзных республик получили право самостоятельно утверждать планы производства и распределения промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями республиканских министерств и ведомств, промысловой кооперации.

После реабилитации народов, репрессированных в годы Великой Отечественной войны, были восстановлены Чечено-Ингушская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Карачаево-Черкесская автономная область, Калмыцкая автономная область (в июле 1959 г. она была преобразована в Калмыцкую АССР).

Однако принятые меры были неполными. Не были решены вопросы, связанные с возвращением на историческую родину и восстановлением автономии немцев Поволжья, крымских татар. В 1956 г. упраздняется Карело-Финская СССР, взамен была создана Карельская автономная республика, вошедшая в состав РСФСР. В апреле 1954 г., в нарушение Конституций СССР и РСФСР, Крымская область вместе с российским городом Севастополем были переданы в состав Украинской ССР.

Таким образом, начиная  со второй половины 1950-х гг. шёл непрерывный  поиск новых организационно-правовых форм реформирования механизма тоталитарного государства, проводились многочисленные перестройки его органов. Но многие реформаторские преобразования оказались нежизнеспособными и не продуманными. Негативное влияние на их осуществление оказали субъективистские и волюнтаристские подходы к ним первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва. Субъективизм – это отношение к чему-либо на основе личных взглядов и интересов. Волюнтаризм – использование волевых методов руководства без учёта объективных закономерностей общественного развития.

  1. Доктрина «общенародного государства» по Конституции СССР 1977 г. и её несостоятельность.

Попытки преодоления  кризисных явлений в развитии советской государственности предпринимались  и в дальнейшем. Важным шагом в  данном направлении стала Конституция  СССР 1977 г., которая партийными идеологами была названа Конституцией «развитого социализма». К 1977 г. стало ясно, что построить коммунизм к 1980 г., как это предусматривала Программа КПСС, нереально. Чтобы сгладить разрыв между теорией и практикой, и было решено ввести понятие «развитой социализм». В преамбуле Конституции обозначались основные признаки «развитого социализма»:

  1. на этапе «развитого социализма» социализм развивается на своей собственной основе;
  2. «развитой социализм» – это общество, в котором созданы могучие производительные силы и складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности;
  3. это общество зрелых социалистических общественных отношений;
  4. это общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся;
  5. это общество подлинной демократии.

Следует отметить, что  до принятия Конституции СССР 1977 г. идеологи КПСС относились к понятию  «общенародное государство» критически. Они считали «общенародное государство» изобретением буржуазной апологетики  в целях обмана народных масс. Однако при подготовке текста Конституции СССР 1977 г. они изменили отношение к нему. Изменение позиции мотивировалось тем, что в условиях «развитого социализма» сущность данного понятия качественно изменяется и оно вполне адекватно к новым реалиям.

В Конституции приводились  следующие критерии общенародности государства. 1) оно выражало волю и  интересы всех слоёв советского общества. 2) как отмечалось в ст. 2, «вся власть в СССР принадлежит народу. 3) организация  и деятельность общенародного государства должны были строиться в соответствии с принципом демократического централизма. 4) профсоюзы, ВЛКСМ, кооперативные и другие общественные организации получили право участвовать в управлении государственными и общественными делами. 5) наиболее важные вопросы государственной жизни должны были выноситься на всенародное обсуждение, а также ставиться на всенародное голосование (референдум). 6) граждане СССР получили право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Реальная действительность расходилась с вышеназванными критериями общенародного государства. Положение  о том, что вся власть в СССР принадлежит народу фактически опровергалась  ст. 6, которая узаконивала руководящую роль КПСС в советском обществе. Из данной статьи вытекало, что КПСС объявлялась высшей властной структурой.

Вместе с тем сама КПСС состояла из двух частей: рядовые  коммунисты и партаппарат. Рядовые  коммунисты практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные конференции – на городские, городские – на областные, областные – на съезд партии, съезд выбирал ЦК. При такой системе определяющая роль в принятии решений принадлежала партаппарату.

Формировалась партийно-государственная  номенклатура, в которой процветали протекционизм и кумовство: сам  Генсек сажал на высшие посты своих  друзей и родственников. Такая же картина сложилась в Грузии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии и других республиках, где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу.

В сложившихся условиях не могло быть и речи о проведении референдумов по наиболее важным вопросам государственной жизни, а попытки граждан использовать своё конституционное право вносить в государственные органы предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе было квалифицировано как диссидентское движение, к которому стали применяться уголовные санкции. Для борьбы с правозащитным движением было создано пятое Главное управление КГБ.

 

 

 

 

  1. Попытка внедрения в советскую систему принципов европейской демократии в период «перестройки» и её результаты.

В апреле 1985 г. руководителем  страны стал М. С. Горбачёв. В качестве государственной им была выдвинута концепция «нового политического мышления».

Исходя из «нового  политического мышления», М. С. Горбачёв предложил изменить идеологию марксизма-ленинизма. Основными принципами «нового политического мышления» стали:

  • отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую) и признание его единым и взаимозависимым;
  • объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не с позиции баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
  • признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными и идеологическими).

Применительно к концепции  «нового политического мышления» М. С. Горбачёв сформулировал свой стратегический замысел реформ, который вошёл в историю нашей страны под названием «перестройка». «Перестройка» предусматривала обновление социализма, разработку его новой современной модели. На первом этапе «перестройки» ставка делалась на восстановление ленинской модели социализма, которая была деформирована в период сталинизма.

Политический выбор  Горбачёва вылился в попытку  замены советской командно-административной модели социализма западной моделью «демократического социализма». Если раньше предполагалось, что советский социализм в основе своей здоров и нужно только «ускорить» его развитие, то теперь «презумпция невиновности» с советской («командно-административной») модели была снята и в ней были обнаружены серьёзные пороки. Главным реформаторским лозунгом стал лозунг «Больше демократии».

В действительности  новая  идеология и стратегия Горбачева  означала либерально-демократическую ревизию марксизма-ленинизма путем включения в советскую идеологию таких принципов, как гражданское общество, правовое государство, парламентаризм, разделение властей, естественные и неотъемлемые права человека, рыночная экономика, которые характеризовались Марксом и Лениным как буржуазные.

Однако и модель «демократического  социализма» оказалась несостоятельной. Попытка внедрения рыночных механизмов в советскую экономику на практике не могла иметь успеха, ибо в стране  совершенно отсутствовала инфраструктура, которая позволяла бы промышленным предприятиям пускаться в так называемое «свободное рыночное плавание.

Таким образом, концепция «перестройки» - потерпела крах. Постепенно в СССР стал оформляться курс, альтернативный концепции Горбачёва. Он получил название «движение российского радикализма» и был связан с именами Ельцина, Попова, Собчака, Травкина. Сначала радикалы следовали концепции «демократического социализма. Летом 1990 г. произошёл полный разрыв радикалов с социалистическими идеалами. Они вышли из рядов КПСС и перешли на антисоциалистические и антикоммунистические позиции. Радикалы продолжали рассматривать западную модель как образец для России, но теперь эта модель трактовалась как капиталистическая. Подавляющее большинство политических партий, созданных радикалами стали ориентироваться на построение «народного капитализма». Следствием этого курса стал и не только крах КПСС, но и смена политического строя, а также развал СССР.

  1. Проблема двоевластия в России после распада СССР и поиск путей её решения.

Становление российской государственности после распада  СССР проходило в драматичной обстановке. Главная причина драматизма состояла в сложившемся во второй раз в истории России ХХ в. двоевластии..

Противостояние между Президентом  и Парламентом впервые обозначилось при оценке экономической реформы, предпринятой в начале 1992 г. правительством Е. Т. Гайдара при поддержке Б. Н. Ельцина, которая ознаменовалась либерализацией цен на промышленные и продовольственные товары, установлением высоких налогов на предпринимателей и предприятия, резким сокращением расходов на образование, науку, медицину и иные сферы социального бытия.. Поспешность, значительные просчёты и ошибки в экономической политике привели к дальнейшему углублению экономического кризиса.

Для проведения экономических реформ Президент потребовал предоставления ему дополнительных полномочий, позволявших ему вносить необходимые изменения в законы и принимать иные оперативные меры по управлению экономикой. VII Съезд народных депутатов РФ в декабре 1992 г. отказался ему их предоставить. В ответ Президент 10 декабря 1992 г. выступил с обращением «К гражданам России и ко всем избирателям». Конституционному Суду РФ удалось тогда на время сбить накал противостояния. Но, как оказалось, ненадолго.

Конфликт вновь обострился в  марте 1993 г., когда VIII Съезд народных депутатов в очередной раз отказал Президенту в предоставлении дополнительных полномочий, подчеркнув, что «Россия должна отказаться от использования чрезвычайных мер»25 апреля 1993 г. по инициативе Б. Н. Ельцина был проведен всероссийский референдум, на который было вынесено 4 вопроса: 1) Доверяете ли Вы Президенту РФ Б. Н. Ельцину? 2) Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ? 3) Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ? 4) Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ? Референдум показал, что население доверяет Президенту и его реформам, в то же время оно не желает досрочно переизбирать народных депутатов, которые стояли в оппозиции к реформам и Президенту РФ.

В сложившейся обстановке Б. Н. Ельцин активизирует подготовку проекта новой  Конституции РФ.

21 сентября 1993 г. Президент обнародовал  указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В нём говорилось: 1) о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ; 2) о назначении на 11–12 декабря 1993 г. выборов в новый представительный орган РФ – Государственную Думу Фед. Собрания. На те же дни был назначен референдум по проекту новой российской Конституции; 3) до начала работы Фед. Собрания надлежало руководствоваться указами Президента или постановлениями Правительства.

Противост. Верховного Совета и Президента продолжалось до 4 октября 1993 г. и завершилось вооружённым захватом здания Верховного Совета и арестом Парламента.

Переворот, направленный на установление единовластия Президента, позволил ему  приступить к слому всей системы  Советов. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Государственную Думу и была принята Конституция РФ

 

 

  1. Административные реформы второго Президента России В. В. Путина.

Социально-экономическая  и политическая обстановка в России после принятия Конституции оставалась нестабильной. О нестабильности обстановки говорит тот факт, что до 2000 года многократно менялось правительство. В конце декабря 1999 г. уходит в отставку Б. Н. Ельцин.

Избранному в марте 2000 г. второму российскому Президенту В. В. Путину досталось тяжёлое наследство. В 1990-е годы ухудшилось геополитическое  положение России. В результате Беловежских соглашений 1991 г. её территория сократилась до масштабов Московского государства конца XVII в. Б. Н. Ельцин фактически отказался от завоеваний всех российских императоров, вместе взятых. Положение усугубилось в результате реформирования экономики в 90-е гг. Страна была отброшена на уровень слаборазвитых государств. Если СССР по валовому внутреннему продукту (ВВП) находился на 2–3 месте в мире, то Россия в конце ХХ столетия – лишь на 67-м.

В стране происходило  ослабление государства и падение  авторитета власти, в первую очередь центральной. И как уже не раз было в нашей истории, это немедленно вызвало усиление центробежных тенденций, укрепление провинциальных «князьков» и «бояр».   Начали разрушаться федеральные принципы, на которых было основано государство. Более 3,5 тыс. нормативных актов, принятых в субъектах Российской Федерации, не соответствовали Конституции и федеральным законам. В конституциях многих российских республик были положения, нарушавшие принцип верховенства Основного закона России.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"