Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, лекция
Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепцировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.
Римское право.
Лекция №1 Понятие и основные черты римского частного права.
Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепцировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.
Последнее обстоятельство явилось основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней.
Трудно переоценить значение изучения римского права в подготовке квалифицированных юристов. Глубокое знакомство с его основными постулатами и системой их оформления формирует настоящее юридическое мышление, дает первые навыки научного юридического анализа конкретных жизненных ситуаций и поиска справедливых, юридически обоснованных способов разрешения возникающих в них коллизий. Именно поэтому римское право вновь стало общеобязательной учебной дисциплиной на всех юридических факультетах российских высших учебных заведений.
Предметом изучения «Римское частное право» являются важнейшие институты имущественного права (а в связи с ними также семейного права) периода так называемого принципата (первые три века н.э. — период классического римского права), а также периода абсолютной монархии (с конца III в. до середины VI в. н.э. включительно).
Прежде чем говорить о римском частном праве, необходимо выяснить, как понимали римские юристы сам термин «право». В римской юридической культуре понятие права имело много разных значений. Правом могли обозначаться правила поведения в человеческом обществе в отличии от нравов и обычаев. Право могло обозначать определенное цивилизованное, упорядоченное общество в отличии от варварства, бесправия. Правом обозначалось и так называемое субъективное право или юридически обеспеченная возможность выражать и защищать свои интересы. Например, право на выражение воли, на завещание, на защиту нарушенных прав. В тоже время, несмотря на множественность своих значений, римские юристы в основном рассматривали термин «право» в качестве так называемого юридического права, который обозначался термином «ius». Этот термин обозначал светское право, то есть нормы поведения, исходящие от управомоченных на их принятие государственных органов, носивших общеобязательный характер. В отличии от таких философско-юридических понятий, как «естественное право», «божественное право», юридическое право выражается в конкретных юридических нормах.
Таким образом, термином «римское право» обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации.
В современной романистике наиболее распространено выделение четырех периодов, связанных с античностью
1 период (VIII – III вв. до н.э.) – начальный период формирования римского права. В этот период право существует только в рамках патриархальной римской общины и только для её членов, неразрывно связано с юридической практикой жрецов – понтификов, пронизано формально-консервативным началом. Поскольку оно применимо только к членам римской общины (cives) право именуется цивильным (ius civiles).
2 период (III – II вв. до н.э.) – предклассический, переходный период, когда закладывались предпосылки будущего подъема юриспруденции.
3 период (I в. до н.э. – III в.н.э.) классический период, когда римское право достигает наивысшего развития. Наблюдается подъем юриспруденции, формирование универсальности норм, разработки большинства юридических понятий.
4 период (IV – VI вв.н.э.) – изменения в римском праве связны с систематизацией и кодификацией права. Наибольшую известность получили кодификации Юстиниана.
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место. Зародившись в период, когда Рим представлял собой маленькую общину среди многих подобных, римское право являлось тогда несложной архаической системой. По мере роста римская община распространяет свое влияние на всю Италию, а затем и Средиземноморье, превращается в огромное государство. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь на началах индивидуализма: свобода личности, свобода договоров, завещаний становятся краеугольными камнями римской правовой системы.
По мере того, как Рим превращается в политический центр Средиземноморья, возникает потребность в создании правовых норм для разрешения споров, которые можно было бы применять независимо от национальной территориальной принадлежности субъектов права. В силу этих причин римское право впитывает в себя обычаи международного оборота, которые веками вырабатывались в международных отношениях, придает им ясность и прочность, приобретает черты универсализма. В начале нашей эры римское право становится основой правовой системы всей цивилизации Средиземноморья.
С распадом римской империи многие варварские вожди продолжали применять в своих странах нормы римского права. Но многое из правового опыта в этот период остается невостребованным. В конце XI в., когда в Италии возрождается интерес к античной культуре, римское право привлекает к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованный от Рима, делал возможным использование римского права в качестве основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в точном юридическом инструменте особенно остро начинает ощущаться с развитием товарно-денежных отношений. В этих условиях происходило восприятие и освоение римского право в качестве действующего, получившее название рецепции римского права.
Постепенно римское право превращается в универсальную правовую систему, действующую наряду с законами монархов и местных обычаев. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно стало фундаментом правового развития народов континентальной Европы. Став базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, римское право изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли наиболее свободные от всяких случайных и национальных окрасок.
Изучение римского права важно не только тем, что дает широкую теоретическую подготовку в области права, но и тем, что способствует свободному владению понятийному аппарату. Многие термины и понятия римского права активно используются современной юриспруденцией, в том числе и российской. Кроме того, римское право, отличающееся точностью и четкостью формулировок, является блестящим образцом при освоении юридической техники.
Как наследие от римской юриспруденции, в современном правоведении принято говорить о делении права на частное и публичное.
Говоря о частном праве, необходимо выяснить, что понималось под ним в Древнем Риме. В Риме еще в древние времена различались две отрасли права – публичное и частное, ius publiсum и ius privatum. Классическое разграничение публичного и частного права было сформулировано римским юристом Ульпианом: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц».
С точки зрения этого определения под публичным правом следует понимать нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют положение государства и его органов. Сюда относятся система государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, нормативные акты государства. Современное деление права на публичное и частное имеет свои корни в римском праве и воспринято многими правовыми системами, хотя, естественно, в измененном виде.
В ряде случаев «публичное право» понималось и в смысле норм, которые имеют безусловно обязательную силу и не могут изменены путем соглашения частных лиц. В современном праве такие нормы называют императивными.
Частное право – это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. Частное право противопоставляется публичному праву и является областью, непосредственно вмешательство в которую государство ограничено. В этой области права преобладают нормы, предоставляющие самим заинтересованным лицам определять складывающиеся отношения. Такие нормы в современной теории называют диспозитивными.
В настоящие время термин «частное право» сохранился в некоторых государствах (Франция, Германия), где существует разделения на гражданское и торговое право. В государстве, где нет особого торгового права, обычно просто говорят о гражданском праве.
Термином «гражданское право» в современных системах права обозначают в основном ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном обществе. В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово «civilis». Однако термин «ius civile» (цивильное право) в римском праве не соответствует по своему содержанию современному термину гражданское право. Термином ius civile обозначалось прежде всего исконное национальное древнеримское право, распространяющие действие исключительно на римских граждан – квиритов (отсюда – квиритское право). В этом смысле ius civile противопоставляется ius gentium или праву народов, действие которого распространялось на все население Рима, включая т.н. перегринов, или иноземцев, не являющихся членами римской общины. Поскольку ius gentium регулировало имущественные отношения и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права. Право народов отличается большей свободой, избавлением от формализма, упрощением формы. Один из самых почитаемых римских юристов, Папиниан, писал: "Важно не то, что сказано, а что имелось в виду".
В республиканский период римской истории цивильное право и право народов развивалось параллельно, однако с течение времени они начали сближаться, оказывая взаимное влияние. В классический период различие ius civile и ius gentium утрачивает свою особенность после издания в 212 г.н.э. эдикта Каракаллы, который предоставил права римских граждан жителям провинций. При императоре Юстиниане право народов и цивильное право составили единую систему права, в которой преобладало ius gentium как более развитое право.
Наряду с системой цивильного права и права народов в Древнем Риме в практике преторов (так назывались одни из высших должностных лиц в государстве, наделенных властными административными и судебными полномочиями) и некоторых других магистратов, постепенно складывается и так называемое преторское право (ius praetorium или honorarium). Преторское право было реакцией на несоответствие старых традиционных и неповоротливых форм цивильного права новым экономическим реальностям. Оно было инструментом, позволяющим вносить в римскую правовую систему необходимые коррективы.
Таким образом, гражданскому праву в современном понимании этого слова соответствовала совокупность трех правовых систем античного Рима – цивильного права, права народов и преторского права. А в качестве единого термина для этой совокупности наиболее подходящим является частное право – ius privatum. Исходя из этого, можно определить предмет курса римского права. Им является правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регулировавшая отношения между частными лицами. Основными институтами римского права являются право собственности и другие ограниченные права, вещи, договоры и иные обязательства. Сюда же относятся и вопросы защиты частных прав, в особенности учение об исках, имевших в римском праве исключительно важное значение.
Основное значение римского частного права состоит в его рецепции (от лат. receptio - схватываю, усвояю). Падение Западной Римской империи (последняя четверть V в.) завершило первую эпоху истории римского права.
Последующая историческая жизнь римского права свелась, во-первых, к прямому продолжению традиций римского права в Восточной Римской империи (Византийская империя); во-вторых, к его рецепции; в-третьих, к научному освоению философии и догмы римского права.
Достижения римского правового развития были отражены в Восточной Римской империи в VI в. в кодификации императора Юстиниана, которая дала новую жизнь римскому праву и дошла до нас как знаменитый Свод гражданского права (Corpus iuris civilis).
С падением Западной Римской империи многие варварские вожди (короли), установившие свою власть на ее территории, продолжали применять римское право.
Смешиваясь с национальным правом во второй половине I тысячелетия, оно сохранилось в праве Бургундского и Вестготского королевств, Франкского государства, в Испании. Здесь на основе кодекса Феодосия (первая половина V в.) были созданы обновленные систематизации: римский закон, собрание новелл Феодосия, эдикт Теодориха (V в).
Самым известным стал Римско-Вестготский закон, или сокращение Аллариха (Бревиарий), VI в. С утверждением королевского законодательства у варваров применение римского права сократилось, а к VIII в. кое-где его было запрещено применять.
Юстиниановская кодификация (Византия) VI в. несколько оживила правоведение, было сделано несколько переработок юстиниановского Свода - Эклога при Льве Исавре (740 г.); Прохирон Василия Македонянина (870-879 гг.), Базилика Льва Мудрого (886-911 гг.), когда весь Свод был слит в один кодекс из 60 книг на греческом языке.
Последняя переработка Свода Юстиниана - Шестикнижие Арменопула, официально введенное в Греции 15 августа 1830 г. В Молдавии и Бессарабии в 1401 г. были введены Василики (Базилики), наряду с которыми применялось и Шестикнижие Арменопула.
Впервые всеобщее применение римского права в Европе было официально осуществлено в XII в. по Закону Лотаря II (1125-1137 гг.). Германские императоры, считавшие себя преемниками римских, активно способствовали рецепции римского права.
Римское право вводилось как субсидиарное, но по объему занимало первое место. Будучи приспособлено к новым условиям, оно образовало "современное римское право", действовавшее в Германии до 1 января 1900 г.
Кодекс Наполеона (1804 г.) стал приспособлением старого римского права к капиталистическим отношениям. Он был воспринят в Бельгии, Голландии, на Пиренейском и Апеннинском полуостровах, в Польше, Румынии, в Центральной (кроме Мексики) и Южной (кроме Бразилии) Америке, Луизиане, Квебеке. Менее последовательно римское право нашло отражение в Германском гражданском уложении (ГГУ), 1896 г.