Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа
В древности форму государства ассоциировали лишь с формой правления. Платон в зависимости от преобладающего состояния общественного сознания различал, кроме, идеального государства, тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Распространено было деление форм государства в зависимости от числа правящих лиц( власть одного, власть немногих, власть большинства), также различение правильных и неправильных форм. Выдвигались проекты смешанной государственной формы, объединявшей достоинства «простых» форм (Цицерон).
Понятие формы государств
Формы государственного устройства: их виды, признаки
Российское государство как федерация, принципы её построения
Задание
Список использованной литературы
По роли парламента в системе высших органов власти:
1 .Парламентарная республика.
Характеризуется тем, что
Парламентская республика
- разновидность современной
досрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными
финансовыми полномочиями,
поскольку он разрабатывает и
принимает государственный
2) Президентская республика.
Отличается тем, что парламент
Имеет место в США, Аргентине, Мексике.
j
3) Суперпрезидентские республики (сильный президент и слабый
парламент). Президент возглавляет правительство или назначает его, обладает правом роспуска парламента, осуществляет законотворческие функции. Граничит с диктатурой или монархией. Отечественная наука называет такие республики смешанными, исходя из того, что к чертам президентской республики прибавляется право президента распустить парламент, взятое из парламентской республики.
4) Наряду с парламентской, президентской,
смешанной республиками
существуют и нетрадиционные
(не вписывающиеся
в эту схему)
республики. В качестве примера можно привести советскую республику (СССР, республики СССР, некоторые социалистические страны). К нетрадиционным республикам можно отнести и республики народной демократии, очень близкие по своей сути к советским.
1. 2. Форма государственного устройства.
Под формой государственного устройства
понимают административно-
государства - территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объём и качество'прав и свобод граждан. Вовремя и правильно решённые вопросы государственного устройства, в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование, напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам могут стать одной из причин его распада5.
Государства, с точки зрения государственного устройства можно подразделить на:
• унитарные (единые государственные образования);
•»
• федерации(союзы
относительносамостоятельных в
правовом отношении
государственных образований: союзных
республик, автономных республик,
кантонов, штатов, земель и т.п.);
1. 3. Политический режим.
Политический режим - это совокупность
методов осуществления государс
Отмечается, что выделение государственного режима позволяет
взглянуть не только на структуру государства, но и на функционирование. В этом его значении. Иногда выделяют политический
режим общества, как характеристику всей политической системы, включающей помимо государства партии, движения, политическую активность населения. Это понятие более широкое, чем государственный политический режим, характеризующий только государство.
Выделение данного элемента формы государства позволяет охарактеризовать его жизнь, деятельность, политику. Оно видится во взаимосвязи с обществом. Здесь применяется функциональный подход, в то время как форма правления описывает государство в застывшем виде (институциональный подход)6.
Согласно названным основаниям, выделяют следующие виды политического режима:
Демократический политический режим.
Здесь граждане станы пользуются широкими правами и свободами
f
(право формировать органы власти, объединяться в политические партии, участвовать в решении важнейших государственных вопросов, свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и т.д.). Реальная
демократия предполагает наличие условий для реализации
провозглашенных прав. В основном методы осуществления государственных функций — ненасильственные. Конституция РФ закрепляет демократический политический режим в ст. 3, 13, 29 - 33.
Авторитарный (недемократический) политический режим.
Характеризуется запретом основных свобод граждан (указанных выше), бесправием народа с широким использованием насилия при осуществлении функций государства.
Тоталитарный политический режим.
Название произошло от латинского: totalis —"весь, полный. Это крайнее проявление авторитарного режима. Характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, духовной жизнью), объединением бюрократии в квазипартию, огосударствлением всех общественных организаций, неограниченным произволом органов государственной власти, навязыванием единой государственной идеологии.
Состояние хаоса.
Это предлагаемый автором вид режима. Он отличается слабостью государственной власти, неспособной ни запретить свободы гражданам своей страны (поэтому создается впечатление демократии), ни пресечь произвол одних в отношении других. Существующие свободы используются одной группой граждан (более сильной) в ущерб другим. Идет война всех против всех.
Например: режим в России в период после революций 1917 года. В 90-е годы XX века в России так же был хаос, а не демократия.
В ряде работ выделяют такие политические режимы, как деспотический, тиранический, либерально-демократический, фашистский7.
Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической , идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.
Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при
i
этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.
Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают:
либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п. Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.
При либерализме государственная
власть формируется путем выборов,
исход которых зависит не только от мнения
народа, но и от финансовых возможностей
тех или иных партий, необходимых для проведения
избирательных кампаний. Осуществление
государственного управления производится
на основе принципа разделения властей.
Система «сдержек и противовесов»
способствует уменьшению возможностей
для
злоупотребления властью.-
Государственные решения
При более глубоком анализе производят различие между государственным режимом и политическом режимом. Политический режим характеризует не только деятельность государства, но и поведение групп общества, его организаций.
Для демократического политического режима характерно не только признание государством демократических прав и свобод, отказ от насилия, но и реальное использование населением этих свобод, создание конкурирующих между собой партий, правозащитного движения, независимых от государства СМИ. При отсутствие этого режим остается авторитарным. Примером этого является Россия начала 21 в.