Понятие формы государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

В древности форму государства ассоциировали лишь с формой правления. Платон в зависимости от преобладающего состояния общественного сознания различал, кроме, идеального государства, тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Распространено было деление форм государства в зависимости от числа правящих лиц( власть одного, власть немногих, власть большинства), также различение правильных и неправильных форм. Выдвигались проекты смешанной государственной формы, объединявшей достоинства «простых» форм (Цицерон).

Содержание

Понятие формы государств
Формы государственного устройства: их виды, признаки
Российское государство как федерация, принципы её построения
Задание
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ТГП 1 курс..docx

— 72.84 Кб (Скачать)

6. Ассоциирование  одного  государства  с  другим  государством. 
Слабое  государство  присоединяется  к  сильному,  юридически  сохраняя 
свою самостоятельность (Пуэрто-Рико ассоциировано в США).

7. Союз  Белоруссии   и  России  -  объединение   двух   государств, 
которые имеют координирующие органы, договоренности о сотрудничестве 
в военной, культурной и экономической области.

Государства могут образовывать союзы:

1) Универсальные (ООН - Организация Объединенных Наций),

2) Специализированные: торговые (Всемирная торговая организация - 
ВТО); военные (НАТО, Варшавский договор), таможенные, культурные 
(ЮНЕСКО),        занятые        регулированием        трудовых        отношений 
(Международная организация труда - МОТ).

Объединения имеют свои органы управления и предлагают унификацию правовых норм для членов организации (формирование международного права).

Союзы могут быть территориальными: региональные (Организация Африканского Единства), субрегиональные, т.е. в части региона (Шанхайская организация сотрудничества - ШОС, объединяющая несколько азиатских государств.

 

3. Российское государство как  федерация, принцип её

построения.

Территориальная организация  государственной власти в России -одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность её действий в данной сфере - путь к централизму и унитаризму. Отсюда задача науки и практики - найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации16. Подписание Федеративного договора и новеллизация Конституции Российской Федерации позволяют говорить о новом содержании института

государственного (федеративного) устройства России17.

Россия формально является федеративным государством (ст. 1, 5 Конституции РФ), и состоит из равноправных субъектов. По количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире (32 субъекта, которые созданы на основе, проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом русское население).

право. 1991. № 11.С.31.

 

Субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Они имеют:

1) Свой основной закон (конституции в республиках, устав в других 
субъектах) и свое законодательство (п. 2 ст. 5 Конституции РФ).

V

  1. Свои высшие органы власти и управления (ст. 77 Конституции РФ).
  2. Свою территорию (п. 3 ст. 67 Конституции РФ).

Одновременно поддерживается целостность  федеративного государства. Имеются:

  1. Единая система государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции РФ). 
    Полномочия между федеративными органами власти и органами власти 
    субъектов Федерации разделены на основе законов и договоров (ст. 71-73).
  2. Единое федеративное законодательство.
  3. Единое гражданство (ст. 6 Конституции РФ).
  4. Единое экономическое пространство (ст. 8 Конституции РФ).

П. 1 ст. 5 Конституции РФ объявляет, что  все субъекты равноправны .

Российская     Федерация     -     нетипичная,     «отклоняющаяся»     от классических   образцов,   уникальная    форма   государственно-правового

f

устройства20. Российское государство - самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов:

 

 

    • Национально-территориального      (республики,       автономная 
      область, автономные округа);
    • Административно-территориального    (края,    области,    города 
      федерального значения).

Особый вид федераций - национально-территориальные, в основу формирование субъектов которого положен и национальный, и территориальный принципы.

>

Российская Федерация  включает в свой состав большое число  субъектов, что может привести к неуправляемому качеству. Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; л единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространение информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации. Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов на три группы:

  1. Предметы ведения Федерации;
  2. Предметы ведения субъектов Федерации;
  3. Предметы совместного ведения Федерации и её субъектов. 
    Гармонизация    федеральных    отношений    требует    гибкой    политики 
    межнационального  согласия.  В  этих  целях разрабатывается  концепции 

государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных  конфликтов, в основу которой будет  положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Задание.

  1. Дайте определение закона и назовите виды законов, существующих в РФ.
  2. В нормативных актах найдите:

а) статью, в которой содержится две нормы (или более);

б) альтернативную санкцию.

1. Закон - это нормативно-правовой  акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам) и является (наряду с Конституцией РФ) основным источником права. Закон принимается в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Совокупность законов  именуется законодательством. Если рассматривать в широком смысле под законодательством понимается совокупность всех нормативных актов, действующих в определённом государстве.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

  • федеральные законы;
  • законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

  • федеральные законы;
  • федеральные    конституционные    законы    (разновидность    федеральных 
    законов).

Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

 

Федеральный конституционный  закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта; о референдуме; -о судебной системе; о Конституционном собрании РФ и т.п.

Законы субъектов федерации  принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.

Существует  несколько классификаций законов:

  1. По сфере действия в федеративных государствах различают федеральные 
    законы и законы субъектов федерации.
  2. По времени действия законы подразделяются на временные и постоянные.
  3. По систематизированное™, кодифицированные и обычные.
  4. По юридической силе, конституционные и обычные.

2. В нормативных актах найдите:

а) статью, в которой содержится две нормы (или более);

б) альтернативную санкцию.

Норма права - это установленное  или санкционированное государством общеобязательное, формально определённое правило поведения, обеспеченное возможностью применения государственного принуждения.

Норма права — это  единичное правило поведения, но также в статье законодательства может содержаться сразу несколько таких правил поведения.

 

Например: в ст. 38 п. 2 Конституции  РФ «Забота о детях, их воспитание - равно право и обязанность  родителей», содержится кроме нормы, (1) указывающей на права родителей, еще норма, (2) обязывающая родителей воспитывать детей, а также норма, (3) обязывающая родителей заботиться о детях и (4) дающая право родителям заботиться о своих детях.

Санкция - это часть нормы права, указывающая на обязанность государственных органов принять какие-то меры к лицу, нарушившему правила поведения (диспозицию нормы). Эти меры предполагают наказание правонарушителя или восстановление прав потерпевшего за счет правонарушителя.

Санкция указывает, какие  неблагоприятные последствия могут  наступить при невыполнении (нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы.

Альтернативная санкция - указывает различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать - необходимое.

Например: п.1 ст. 159 УК РФ, «... наказывается штрафом в размере  до ста двадцати тьЛяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырёх месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.»

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г. // Российская газета - 
    №237.- 25.12.1993.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ 
    (принят   ГД   ФС   РФ   24.05.1996)   (ред.   от   10.05.2007)   //   «Собрание 
    законодательства РФ» - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.
  3. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., 
    Дмитриев  Ю.А.,  Саидов  А.Х.;  Под ред.  А.С.  Пиголкина.-М.:  Юрайт- 
    Издат,2006-613С.
  4. Денисов С.А., Курс лекций. Екатеринбург, 2004 г.
  5. Ильинский   И.П.,   Крылов   B.C.,   Михалёва   Н.А.   Новое   федеративное 
    устройство России // Государство и право. 1991. № 11.
  6. Теория' государства   и   права:   Учебник   отв.   Ред.   В.М.   Корельский, 
    В.Д.Перевалов-Издательство Уральской гос. Юр. Академии, 1996 г.
  7. Малько А.В., Теория государства и права: Учебник.- М.: Юристъ, 2000.- 
    304С. t
  8. Теория   государства   и   права:   Курс   лекций/под   ред.   Н.И.Матузова   и 
    А.В.Малько.-2-е изд., перераб. И доп. М.: Юристъ,2000 г.
  9. Курс лекций по теории права и государства. / Под. ред. профессора Н.А. 
    Катаева, профессора В.В. Лазарева; Уфимская высшая школа. - Уфа, 1994. 
    480 С.

Ю.Пустогаров В.В. Члены  федерации как субъекты международного права // Советское государство и право. 1992. № 1.

  1. Пустогаров   В.В.   Общественный   процесс   и   проблемафедерализма   // 
    Советское государство и право. 1991 № 6.
  2. Ржевский В.А. О юридической природе нового Содружества Независимых 
    Государств // Государство и право. 1992. № 1L

13. Синюков В.А. О форме федерации и России // Государство и право. 1993. 
№5.

 

14.Хропанюк  В.Н. Теория государства и права.  М. 1995.

  1. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997 г.
  2. Чиркин   В.И.   Конституционное   право   развивающихся   стран.   Основы 
    организации государства. М., 1992 г.

1 Теория государства и права:Учебник/Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина.-М.: Юрайт-Издат,2006-С. 223

2 Теория государства и права. Конспект лекций/К.А. Жинкин.- 7-е изд-Ростов н/|Д: Феникс, 2007. – с. 46

3 Теория государства и права: Курс лекций под ред. Н.И. Мутузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Юристъ., 2000г.- с. 81.

Информация о работе Понятие формы государств