Форма государства: понятие, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- изучить особенности республиканской формы правления, выявить ее преимущества и недостатки.
Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо разрешить следующие задачи:
1) дать определение республиканской формы правления и раскрыть ее общие признаки;
2) рассмотреть виды республиканской формы правления;
3) проанализировать особенности развития республики

Работа содержит 1 файл

kursach_po_pravu (1).doc

— 112.50 Кб (Скачать)

 

Содержание 
Введение

 

Значимость проблемы исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и выводы помогут нам разобраться с понятием и значимостью с такой формой правления, как республика. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Главными признаками любой республики является коллективность правления; все высшие органы государственной власти (собрания, советы и т.д.) имеют сложную структуру, наделяются определёнными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону; принятие же решения осуществляется, как правило, путём голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.

Актуальность данного исследования заключается в том, что республиканская форма правления - самая популярная среди развитых и развивающихся стран, а потому необходимо знать ее особенности, характерные черты, знать разницу между республикой и монархией. Так же следует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась (IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах), и самое главное то, что она появилась и в таком культурно – правовом развитом государстве как Рим. То есть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по достоинству оценить превосходство республики над другими формами государственного правления и воплотить в жизнь идею построения именно республиканской формы правления. Именно поэтому множество ученых, начиная с античности и кончая сегодняшним днем в своих юридических работах, огромное место уделяли проблемам формы правления государства и в особенности проблеме республики, так как почти во все исторические этапы республика должна была постоянно бороться за свое существование.

Объектом моей курсовой работы является республиканская форма правления.

Предметом исследования- особенности республиканской формы правления в Российской Федерации .

 Цель курсовой работы- изучить особенности республиканской формы правления, выявить ее преимущества и недостатки.

 Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо разрешить следующие задачи:

1) дать определение республиканской формы правления и раскрыть ее общие признаки;

2) рассмотреть виды республиканской формы правления;

3) проанализировать особенности развития республики;

4) изучить зарубежные страны с республиканской формой правления;

5)ознакомиться с формой правления нашего государства;

6)выявить взаимодействие формы правления и стабильности в государстве.

При написании данной работы были использованы труды и  учебные пособия таких известных  ученых - правоведов как Алексеев С.И., Архипов В.К. Бабаев, Н.Н. Вопленко, Р.Т. Жеругов, С.А. Комаров В.Н  
1 Общая характеристика формы правления

 

    1. Форма государства: понятие, структура

 

Регулирующее, упорядочивающее  воздействие на общество, поведение  человека, групп, общностей государство  осуществляет с помощью норм права  и специального аппарата в лице органов законодательной, исполнительной, судебной, контрольной власти. В связи с этим способы формирования, структура высших органов государственной власти, принципы их взаимодействия между собой и местными органами власти, средства властного воздействия, которые они используют, не только представляют собой теоретическую проблему, но и имеют большое практическое значение.

Эффективность форм организации  и функционирования государственной  власти в обществе в значительной мере зависит от способности существующих властных институтов, адекватно реагировать на возникающие у населения потребности и удовлетворять их.

«Организационно-правовая форма институтов власти, их назначение, средства и методы, которые используются при этом, должны быть понятными обществу, соответствовать существующей политической культуре, дабы не вызвать реакции отторжения. » - Марченко М.Н. [5,с. 76.]

От формы государства  в значительной степени зависит  сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Форма государства выступает как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.

Форма государства - это  способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.

Структура формы государства:

1. Форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.

В различных странах  государственные формы имеют  свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

2. Форма государственного устройства (государственного единства) - совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой.

3. Политический режим (государственный режим) - совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

Следует отметить, что  все три стороны (свойства) формы  государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три  аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают, неповторимы облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти - в сторону ли демократии или, наоборот, автократии - неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. 

Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т. д.

Как показывает исторический опыт, форме правления наряду с  известным консерватизмом присуща  и подвижность. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

1. Способы формирования  высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);

2. Структура органов  верховной власти (законодательные  органы- парламент; исполнительные  органы - президент, премьер, правительство;  судебные органы; глава государства  - монарх, президент);

3. Распределение компетенции  между высшими органами государственной  власти;

4. Принципы взаимоотношения  органов верховной власти;

5. Взаимоотношения государственных  органов с населением.

Формы правления различаются  в зависимости от того, как осуществляется верховная власть.

 

  1. Республиканская форма правления

 

    1. Предпосылки возникновения республиканской формы правления.

 

Республика (от лат. "respublica" - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной  власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). Республиканская форма правления - это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики – Афины V - IV вв. до н.э., Спарта - V - IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика - V - IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики - Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии); Новгород и Псков (в России).

 Первой формой республиканского  устройства в истории России  являлось вече (от "вещать") - народные  собрания в городах Киевской  Руси, ставшие формой ограничения  власти князей в интересах  городских верхов. Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монголо-татарского нашествия и последующее укрепление великокняжеской власти повлекли устранение вечевых учреждений к концу XIV в.; исключение составили Великий Новгород и соседние ему Псков и Вятка, где вечевой строй достиг наибольшего развития и был ликвидирован в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств".Утверждение Республиканской формы правления в ее современном понимании приходится на период перехода от аграрного строя к индустриальному. Исторически первыми республиками стали США (1787 г.) и Франция (1792 г.). В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917 г. Тот факт, что республике в период буржуазных и национально-освободительных революций отдавали в большинстве случаев предпочтение перед монархией, а также и то, что современная модель монархической формы правления приобрела многие черты республиканской, свидетельствует об эффективности последней. В то же время надо иметь в виду, что возможно «псевдореспубликанское» государственное устройство, которое при сохранении присущих республике внешних форм характеризуется нелегитимностью власти. К примеру, фашистская Германия второй половины 1930-х гг., современные монократические республики в некоторых странах Латинской Америки.

Конституция РФ (ч.1,ст.1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления.

 

 

    1. Разновидности республиканской формы правления

 

Республика (от лат. Respublika – публичное, общенародное дело ) – это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа).

Республике присущи  следующие признаки:

- Существование единоличного  и коллегиального главы государства  — президента и парламента. Парламент  представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять  исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

- Выборность на определённый  срок главы государства и других  верховных органов государственной  власти. Так, президент и парламент  должны избираться народом на  определённый срок.

- Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства. (ст.93,КРФ).

В случаях, предусмотренных  конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

Юридическими свойствами республиканской формы правления  являются:

1. Ограничение власти  главы государства, законодательных  и исполнительных государственных  органов конкретным сроком;

2. Выборность главы  государства и других верховных органов государственной власти;

3. Ответственность главы  государства в случаях, определенным  законом;

4. Представительство  главы государства интересов  государства в международных  отношениях по поручению избирателей;

5. Обязательность решений  верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6. Преимущественная защита  интересов граждан, взаимная ответственность.

В настоящее время  из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Современные республики бывают трех видов:

- президентская республика;

- парламентская республика;

- парламентско-президентская  (смешанная) республика.

Классификация республик  связана с тем, каким именно образом  осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам: как избирается парламент, как формируется правительство, какой объём правомочий принадлежит президенту.

Информация о работе Форма государства: понятие, структура