Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа
В древности форму государства ассоциировали лишь с формой правления. Платон в зависимости от преобладающего состояния общественного сознания различал, кроме, идеального государства, тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Распространено было деление форм государства в зависимости от числа правящих лиц( власть одного, власть немногих, власть большинства), также различение правильных и неправильных форм. Выдвигались проекты смешанной государственной формы, объединявшей достоинства «простых» форм (Цицерон).
Понятие формы государств
Формы государственного устройства: их виды, признаки
Российское государство как федерация, принципы её построения
Задание
Список использованной литературы
2. Формы государственного
признаки.
«Форма государственного
устройства - это национальное
и административно-
в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
По форме государственного устройства
все государства можно подразде
Унитарное государство.
Унитарное государство - (единое - от лат. унус - один)
#
государство отличается полным политическим
единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные
административно-
Унитарное государство
такая форма государственного устройства,
при которой территория государства подразделяется
на
административно-
центральным органам власти и не обладающие
признаками
государственного суверенитета.
характеризуется-еле дующими признаками:
единые и общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие местные органы. Единые вооруженные силы; на его территории действует одна конституция, единая система
(
законодательства и одно гражданство;
единая экономика (обязательная
для всех административно-
его составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают (нет своих законодательных органов, самостоятельных воинский формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности); если на его территории проживают небольшие по численности национальности, то может допускаться национальная и законодательная автономия (Монголия с Баян-Уэнэйским аймаком, Судан с Южным регионом);
все внешние межгосударственные сношения осуществляются центральными органами, представляющими страну на международной арене.
То, что составные части унитарного
государства не обладают суверенитетом,
не отрицает наличия у них известной, и
иногда и
значительной самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть:
1. централизованным, если во главе местных
органов власти стоят
назначенные из центра
чиновники, которым подчинены
местные
органы самоуправления.
2. децентрализованным, если
местные органы, пользуясь
значительной самостоятельностью, полностью
избираются населением.
Федерация.
Федеративное государство (федерация) - соединённое, союзное (от лат. федус - союз) государство. Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств - членов федерации. Члены федерации могут иметь, кроме того, собственное законодательство, имеют собственные конституции, исполнительные и судебные органы, налоговую систему.10 Данная форма государственного устройства является также следствием
добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных
государственных образовании в одно союзное государство11.
Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:
федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)
В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:
а) территориальные (союзное государство);
б) национальные (союз государств);
в) территориально-
Основное различие между территориальными и национальными федерациями состоит в различной степени суверенности их
субъектов.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:
• центральная
власть обладает верховенством по отношению
к высшим
государственным органам членов федерации.
Конституционные нормы
устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.12
Национальная федерация
характеризуется более сложным
все субъекты современной национальной федерации обладают
признаками государственного суверенитета (свой парламент,
президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего
права устанавливать дипломатические отношения с любым другим
государством, заключать экономические политические и другие
договоры;
высшие государственные органы формируются из представителей
субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные
интересы
и в необходимых случаях
в основе национальной федерации лежит право наций на
самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей
государственности.
Территориально-национальная федерация.
Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных13.
Конфедерация.
Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, союзы ( от лат. конфедерацио - сообщество) суверенных государств. В отличии от федерации конфедерации создаются для достижения определённых, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения,
продолжают иметь собственное гражданство, систему органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов, государств-членов конфедерации, направляемых по их решению в распоряжение общего командования14.
Конфедеративное государство (конфедерация) форма
государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления (Например, Швейцария). Данная форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих интересов15. В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
нет ни общих государственных органов власти, ни единой армии, ни единой системы налогов, ни единого государственного бюджета, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и др.);
сохраняется гражданство членов конфедерации, хотя режим перемещения граждан между их территориями значительно упрощен;
тем не менее, возможна договоренность о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также о единой кредитной политике, на период существования конфедерации;
конфедеративные государства недолговечны, так как они либо распадаются по достижении общих целей (Германский союз 1815-1867гг., Австро-Венгрия 1867-1918), либо превращаются в федерации (США 1781-1787гг.)
Конфедерация-временное, нестойкое образование. Оно обычно создаётся как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию, либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства. Таким образом, конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
Также выделяют иные межгосударственные образования, такие как: империя, сообщество, содружество государств. СНГ, как межгосударственное образование.
Сложной формой государственного устройства можно считать Империи, включающие в себя автономные подвассальные государства (Польша, Финляндия в Российской империи).
Иные объединения государств.
Государства создают объединения. При этом они сохраняют свой суверенитет и могут выйти из объединения. Объединение государств создает надгосударственные органы. Виды объединений государств:
1. Личная и реальная уния: один монарх занимает
должности главы
государства в двух или более государствах
(уния между Саксонией и
Польшей в 1697-1763 гг.)
2. Содружество
наций, в которых номинально существует
один
монарх (Британское содружество наций).
Имеет признаки торгового союза.