Понятие формы государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

В древности форму государства ассоциировали лишь с формой правления. Платон в зависимости от преобладающего состояния общественного сознания различал, кроме, идеального государства, тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Распространено было деление форм государства в зависимости от числа правящих лиц( власть одного, власть немногих, власть большинства), также различение правильных и неправильных форм. Выдвигались проекты смешанной государственной формы, объединявшей достоинства «простых» форм (Цицерон).

Содержание

Понятие формы государств
Формы государственного устройства: их виды, признаки
Российское государство как федерация, принципы её построения
Задание
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ТГП 1 курс..docx

— 72.84 Кб (Скачать)


Оглавление:

  1. Понятие формы государств
  2. Формы государственного устройства: их виды, признаки
  3. Российское государство как федерация, принципы её построения
  4. Задание
  5. Список использованной литературы
  6.  

1. Понятие формы государства.

Понятие формы государства  является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Понятие формы государства многоаспектно и включает особенности внутренней организации государства, распределения компетенции между высшими органами власти, взаимоотношения государства и его территориальных единиц, систему методов осуществления государственной власти.1

В древности форму государства  ассоциировали лишь с формой правления. Платон в зависимости от преобладающего состояния общественного сознания различал, кроме, идеального государства, тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Распространено было деление форм государства в зависимости от числа правящих лиц( власть одного, власть немногих, власть большинства), также различение правильных и неправильных форм. Выдвигались проекты смешанной государственной формы, объединявшей достоинства «простых» форм (Цицерон).

Ш. Монтескье в работе «О духе закона»  указал, что каждая форма государства основывается на определённом принципе, тем самым наполнив понятие формы государства смыслом и политического режима.

В современной науке  форма государства рассматривается  как совокупность трёх элементов: формы правления, формы государственного

территориального) устройства, государственного (политического) режима.2

В различных странах  государственные формы имеют  свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно

современных,  имеет общие признаки, что позволяет дать  определение каждому элементу формы государства.

1.1.    Форма правления.

В   основе  классификации  государств  по   форме  правления  лежит  то, сколько человек находится у власти.

1) Монократическое правление - правление одного.  Это монархия и 
диктатура.

  1. Олигархия - правление немногих.
  2. Полиархия - правления многих в форме республики.

При   более   глубокой   классификации   учитываются   и   другие   выше названные признаки.

Форма   правления представляет собой структуру высших органов  государственной   власти,    порядок   их   образования    и   распределение компетенции   между   ними.   Форма   государственного   правления   дает возможность выяснить: как создаются высшие органы государства и каково их строение;

как    строятся    взаимоотношения    между    высшими    и    другими государственными органами;

как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

в   какой   мере   организация   высших   органов   государства   позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По   указанным   признакам   формы   государственного   правления

подразделяются   на:   монархические   (единоличные,   наследственные)   и республиканские (коллегиальные, выборные)3.

 

 

 

 

 

 

Монархия.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству. Основными

признаками  классической монархической формы  управления являются:

1. существование единоличного  главы государства, пользующегося  своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

,  2. наследственный порядок преемственности  верховной власти;

  1. представительство государства монарха по своему усмотрению;
  2. юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. В свою очередь монархия делится на: абсолютную, ограниченную (парламентскую), дуалистическую, теократическую, парламентскую.

Монархия - это форма правления, имеющая  следующие признаки:

1. Верховная власть принадлежит одному лицу (царь, император, 
король, султан, князь, эмир, шах, раджа, фараон и т.д.). При оценке формы 
правления конкретного государства необходимо через описание органов 
власти и управления на местах, порядка их формирования показать, что 
власть действительно принадлежит одному человеку.

2. Монарх получает власть, как правило, по наследству (история знает 
и выборные монархии — Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) и 
пользуется ею пожизненно.

Монархии классифицируются на виды в зависимости от наличия  в механизме государства других органов, связи с ними, ответственности перед народом на:

1.Абсолютная   (неограниченная)   монархия   —   это   такая   форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким другим

 

органом (концентрирует в своих руках  высшую законодательную, распорядительную, судебную, военную и религиозную  власть). Монарх безответственен перед обществом. Наоборот, члены общества являются его подданными (Например: монархия периода правления Петра 1 в России).

Возникновение абсолютизма  связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

Теократическая - монархия, при которой монарх соединяет в своих руках светскую и религиозную власть, называется.

Деспотия- это      разновидность      абсолютной      монархии,

отличающаяся произволом (неправовыми  формами осуществления функций монархом), жестокостью монарха (метод осуществления функций) при полном бесправии подданных4. Часто деспот является собственником всего того, что имеется в его стране. Поэтому все люди (и рядовые подданные и элита) являются его рабами.

 

Такая форма правления  была типична для стран Востока  древнего мира и средневековья.

2.Ограниченные монархии — это формы правления, при которых, наряду с монархом, существуют другие высшие органы государства, ограничивающие в какой-то мере его власть.

К ним относятся:

сословно-представительная монархия — разновидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограничена каким-либо сословно-представительным органом (Боярская Дума и Земский Собор в России, Генеральные штаты во Франции, Парламент в Англии, Кортесы в Испании), состоящим из представителей разных сословий (землевладельцев, купцов, ремесленников, духовенства);

конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется  следующими основными признаками:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или 
    партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер   партии,    обладающий   наибольшим   числом   депутатских   мест, 
    становится главой государства;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха 
    фактически отсутствует, она является символической;
  •  

законодательные     акты     принимаются     парламентом     и     формально подписываются монархом;

правительство  согласно  конституции  несет  ответственность  не     перед монархом, а перед парламентом.

Примерами   такой   монархии   можно   считать   -   Великобританию, Бельгию, Данию  и др.

конституционная монархия — это разновидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией и какими-то представительными органами (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Испания, Япония). Выделяют два вида конституционной монархии:

1.Парламентская монархия — это форма правления, при которой

монарх  существует,  но не правит.  Монарх утверждает все важнейшие

 решения правительства, но право выбора у него отсутствует.

Законодательная власть принадлежит  парламенту. Высшая исполнительная власть принадлежит правительству, формируемому парламентом и ему подотчетному. Парламент может выразить недоверие правительству. Но председатель правительства может распустить парламент. Он это делает, если надеется, что в новом парламенте его партия наберет больше голосов. В противном случае, правительству придется уйти в отставку.

Эта форма правления  только формально считается монархией. На деле у нее все признаки парламентской  республики (Например: Великобритания, Швеция по конституции 1974 г., Япония по конституции 1947 г. и т.д.).

2.Дуалистическая  монархия — это вид ограниченной монархии, при которой высшая законодательная и исполнительная власть в приблизительно равных пропорциях делится между монархом и парламентом (дуализм — это двойственность чего-либо). Как правило, парламент принимает законы, но они вступают в действие только после

 

утверждения их монархом. Последний сам может издавать законы в чрезвычайных ситуациях. Монарх может распустить парламент. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ), сейчас в Марокко. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия). Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного

правления.

 

Республика.

Республика - это такая  форма правления, при которой  верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и  других верховных 
    органов государственной власти;
  • осуществление   государственной   власти   не   по   своему  велению,   а  по 
    поручению народа;
  • юридическая     ответственность     главы     государства     в случаях, 
    предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти.
  •  

Республиканская форма  правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления.

Это форма правления, при  которой высшая власть в стране принадлежит представительным, выбранным на определенный срок, сменяемым и ответственным перед обществом органам или народному собранию. В республиках существуют такие формы ответственности государственных органов перед народом, как: отзыв депутата, уход в отставку правительства, роспуск парламента, отрешение президента от должности, снятие с должности судьи.

Классификация республик. Республики делятся на виды по следующим основаниям:

По степени демократичности:

  1. Демократическая    республика.    Отличается    участием    широких 
    народных  масс   в  формировании  органов  власти  (выборы  президента, 
    парламента),    контроле    за   их    деятельностью,    принятии    важнейших 
    государственных решений (референдумы, народные собрания).
  2. Недемократическая   республика   (аристократическая).   Отличается 
    участием  в  делах  государства  ограниченной  (по  какому-то  признаку) 
    группы общества.

Например: формирование представительных органов только свободными при рабовладельческом   строе   или   только   членами   партии   в   Советском государстве. /По классовой сущности:

  1. Рабовладельческие республики (республики Древнего Рима и Греции).
  2. Феодальные республики (Древний Новгород, Псков, Генуя).
  3.  
  4. Буржуазные республики. Отличаются концентрацией собственности 
    на основные средства производства в руках небольшой группы людей — 
    буржуазии,    которая,    обладая    экономической    властью,    захватывает 
    политическую и духовную власть над остальной частью общества.
  5. Социалистические республики. На наш взгляд, на деле нигде не 
    осуществленная форма правления (в том числе и в СССР) отличается 
    сознательным    участием    всего    населения    страны    в    формировании 
    государственных       органов,       контроле       за       их       деятельностью, 
    непосредственным принятием большинства важнейших государственных 
    решений (см. тема "Советское и социалистическое государство и право").

Информация о работе Понятие формы государств