Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа
В древности форму государства ассоциировали лишь с формой правления. Платон в зависимости от преобладающего состояния общественного сознания различал, кроме, идеального государства, тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Распространено было деление форм государства в зависимости от числа правящих лиц( власть одного, власть немногих, власть большинства), также различение правильных и неправильных форм. Выдвигались проекты смешанной государственной формы, объединявшей достоинства «простых» форм (Цицерон).
Понятие формы государств
Формы государственного устройства: их виды, признаки
Российское государство как федерация, принципы её построения
Задание
Список использованной литературы
Оглавление:
1. Понятие формы государства.
Понятие формы государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Понятие формы государства многоаспектно и включает особенности внутренней организации государства, распределения компетенции между высшими органами власти, взаимоотношения государства и его территориальных единиц, систему методов осуществления государственной власти.1
В древности форму государства ассоциировали лишь с формой правления. Платон в зависимости от преобладающего состояния общественного сознания различал, кроме, идеального государства, тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Распространено было деление форм государства в зависимости от числа правящих лиц( власть одного, власть немногих, власть большинства), также различение правильных и неправильных форм. Выдвигались проекты смешанной государственной формы, объединявшей достоинства «простых» форм (Цицерон).
Ш. Монтескье в работе «О духе закона» указал, что каждая форма государства основывается на определённом принципе, тем самым наполнив понятие формы государства смыслом и политического режима.
В современной науке
форма государства
территориального) устройства, государственного (политического) режима.2
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно
современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
1.1. Форма правления.
В основе классификации государств по форме правления лежит то, сколько человек находится у власти.
1) Монократическое
правление - правление одного. Это монархия
и
диктатура.
При более глубокой классификации учитываются и другие выше названные признаки.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность выяснить: как создаются высшие органы государства и каково их строение;
как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
как строятся взаимоотношения
между верховной
в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления
подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные)3.
Монархия.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству. Основными
признаками классической монархической формы управления являются:
1. существование единоличного
главы государства,
,
2. наследственный порядок
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. В свою очередь монархия делится на: абсолютную, ограниченную (парламентскую), дуалистическую, теократическую, парламентскую.
Монархия - это форма правления, имеющая следующие признаки:
1. Верховная
власть принадлежит одному лицу (царь,
император,
король, султан, князь, эмир, шах, раджа,
фараон и т.д.). При оценке формы
правления конкретного государства необходимо
через описание органов
власти и управления на местах, порядка
их формирования показать, что
власть действительно принадлежит одному
человеку.
2. Монарх
получает власть, как правило, по наследству
(история знает
и выборные монархии — Объединенные
Арабские Эмираты, Малайзия) и
пользуется ею пожизненно.
Монархии классифицируются на виды в зависимости от наличия в механизме государства других органов, связи с ними, ответственности перед народом на:
1.Абсолютная (неограниченная) монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким другим
органом (концентрирует в своих руках высшую законодательную, распорядительную, судебную, военную и религиозную власть). Монарх безответственен перед обществом. Наоборот, члены общества являются его подданными (Например: монархия периода правления Петра 1 в России).
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.
Теократическая - монархия, при которой монарх соединяет в своих руках светскую и религиозную власть, называется.
Деспотия- это разновидность абсолютной монархии,
отличающаяся произволом (неправовыми
формами осуществления функций
Такая форма правления была типична для стран Востока древнего мира и средневековья.
2.Ограниченные монархии — это формы правления, при которых, наряду с монархом, существуют другие высшие органы государства, ограничивающие в какой-то мере его власть.
К ним относятся:
сословно-представительная монархия — разновидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограничена каким-либо сословно-представительным органом (Боярская Дума и Земский Собор в России, Генеральные штаты во Франции, Парламент в Англии, Кортесы в Испании), состоящим из представителей разных сословий (землевладельцев, купцов, ремесленников, духовенства);
конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
конституционная монархия — это разновидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией и какими-то представительными органами (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Испания, Япония). Выделяют два вида конституционной монархии:
1.Парламентская монархия — это форма правления, при которой
монарх существует, но не правит. Монарх утверждает все важнейшие
решения правительства, но право выбора у него отсутствует.
Законодательная власть принадлежит парламенту. Высшая исполнительная власть принадлежит правительству, формируемому парламентом и ему подотчетному. Парламент может выразить недоверие правительству. Но председатель правительства может распустить парламент. Он это делает, если надеется, что в новом парламенте его партия наберет больше голосов. В противном случае, правительству придется уйти в отставку.
Эта форма правления только формально считается монархией. На деле у нее все признаки парламентской республики (Например: Великобритания, Швеция по конституции 1974 г., Япония по конституции 1947 г. и т.д.).
2.Дуалистическая монархия — это вид ограниченной монархии, при которой высшая законодательная и исполнительная власть в приблизительно равных пропорциях делится между монархом и парламентом (дуализм — это двойственность чего-либо). Как правило, парламент принимает законы, но они вступают в действие только после
утверждения их монархом. Последний сам может издавать законы в чрезвычайных ситуациях. Монарх может распустить парламент. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ), сейчас в Марокко. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия). Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного
правления.
Республика.
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются:
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления.
Это форма правления, при которой высшая власть в стране принадлежит представительным, выбранным на определенный срок, сменяемым и ответственным перед обществом органам или народному собранию. В республиках существуют такие формы ответственности государственных органов перед народом, как: отзыв депутата, уход в отставку правительства, роспуск парламента, отрешение президента от должности, снятие с должности судьи.
Классификация республик. Республики делятся на виды по следующим основаниям:
По степени демократичности:
Например: формирование представительных органов только свободными при рабовладельческом строе или только членами партии в Советском государстве. /По классовой сущности: