Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа
Единство любого государства составляют его содержание и форма. Если первое характеризуется сущностью и значением государства, то вторая определяет порядок создания высших органов власти, взаимодействия их между собой и народом, принципы и методы осуществления государственной власти. В связи с этим, можно сделать вывод, что форма государственного правления, будучи одной из наиболее значимых категорий теории государства и права, является важным элементом формы государства
Введение…………………………………………………………………………... 4
1 Форма правления: понятие, виды……………………………………………... 6
1.1 Понятие формы правления…………………………………………………... 6
1.2 Классификация форм правления……………………………………………. 7
1.3 Выбор формы правления………………………………………….................. 10
2 Характерные черты форм правления в современных государствах………... 13
2.1 Отличительные черты и характеристика форм правления зарубежных стран……………………………………………………………………………….. 13
2.2 Нетипичные формы правления в современных государствах……… …….. 17
3 Проблема определения формы правления в Республике Беларусь…………. 23
3.1 Характеристика и особенности формы правления в Республике Беларусь…………………………………………………………………………… 23
3.2 Сравнительный анализ форм правления Республики Беларусь и Франции…………………………………………………………………………... 27
Заключение……………………………………………………………………….. 29
Список использованных источников…………………………………………… 30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Форма правления: понятие, виды……………………………………………... 6
1.1 Понятие формы правления…………………………………………………..
1.2 Классификация форм правления……………………………………………. 7
1.3 Выбор формы правления………………………
2 Характерные черты форм правления в современных государствах………... 13
2.1 Отличительные черты и характеристика
форм правления зарубежных стран…………………………………………………………………
2.2 Нетипичные формы правления в современных государствах……… …….. 17
3 Проблема определения формы правления в Республике Беларусь…………. 23
3.1 Характеристика и
особенности формы правления
в Республике Беларусь…………………………………………………………
3.2 Сравнительный анализ форм правления
Республики Беларусь и Франции……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………… 30
ВВЕДЕНИЕ
Единство любого государства составляют его содержание и форма. Если первое характеризуется сущностью и значением государства, то вторая определяет порядок создания высших органов власти, взаимодействия их между собой и народом, принципы и методы осуществления государственной власти. В связи с этим, можно сделать вывод, что форма государственного правления, будучи одной из наиболее значимых категорий теории государства и права, является важным элементом формы государства [5, с.3].
Данная категория выделяет наиболее типичные черты, позволяющие объединить в несколько классификационных групп большинство государств мира как существующих в настоящее время, так и существовавших в историческом прошлом.
Долгое время под формой правления понималось число правящих лиц: монархия – правление одного; аристократия, олигархия – правление немногих; демократия – правление большинства.
В Новое время наиболее распространенной стала классификация государств по форме правления на монархии и республики. Данная классификация имеет силу и в настоящее время. Существует также внутренняя классификация монархий и республик, позволяющая выделить их отдельные разновидности.
Однако нельзя утверждать, что вопрос определения формы правления в современном мире полностью разрешен. Исследование организации высших органов государственной власти в современных странах, идущих по пути построения правового государства, показывает, что различия между монархией и республикой постепенно стираются. Представление о монархии как о власти одного человека уже не соответствует действительности. Возникает большое количество государств со смешанными формами правления. Возникает множество споров об определении формы правления в том или ином государстве.
Данные доводы позволяют говорить о практической стороне актуальности рассматриваемой темы. В научном плане данная тема исследована достаточно глубоко, однако данные исследования в большей мере приходятся на середину-конец ХХ века. Быстроизменяющаяся действительность ХХI века, эволюция в правовом и политическом аспекте современных государств требуют нового взгляда на определение и анализ форм их правления.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации высших органов государственной власти.
Предметом исследования являются понятия и категории теории государства и права, характеризующие форму правления, а также особенности формы правления в условиях становления правового государства в отдельных странах.
Цель исследования
заключается в комплексной
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать
понятие категории форма
- выделить виды
форм правления правового
- определить характерные черты форм правления в современных государствах;
- рассмотреть нетипичные формы правления, имеющие место в государствах в современном мире;
- проанализировать проблему определения формы правления в Республике Беларусь.
Методологической основой исследования явились общенаучные методы познания: исторический, логический, системный, сравнительный. Из частнонаучных методов в ходе исследования использовались методы сравнительно-правового анализа, формально-юридический метод.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых в области теории и истории права и государства: А.Ф.Вишневского, В.В.Лазарева, А.В.Мелехина, В.С.Нерсесянца, В.Н.Хропанюка, В.Е. Чиркина и др.
В качестве нормативной базы исследования использовалась Конституция Республики Беларусь, конституции зарубежных стран.
Научная новизна исследования состоит в современном подходе к определению форм государственного правления, учитывающим существующие правовые и политические особенности осуществления государственной власти в современных государствах.
1Форма правления: понятие, виды
1.1 Понятие формы правления
Организация и состав государственных учреждений представляют весьма большое разнообразие и этим обусловливается разнообразие и в общем строй государств. Но при этом нельзя не заметить, что разнообразие это может быть сведено к нескольким основным типам. Определение этих типов и выяснение основания их различия и составляет вопрос о формах государственного устройства или о формах правления.
Форма правления
представляет собой структуру высших
органов государственной
Она затрагивает вопросы о том, как построена верховная (суверенная) власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними и т.д. [13, с.246].
В узком смысле форма правления — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
Как важный элемент форма государства она показывает:
- как создаются высшие органы власти в государстве,
- их структуру,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Форма правления является самым старейшим элементом характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия[17, с.220], —как и устроено разделение властей.
В связи с вышеизложенным можно выделить основные критерии определения формы правления:
- способ передачи власти (наследование или путём выборов);
- ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства никакой ответственности не несет, в отличие от главы государства в республике);
- разграничение властных полномочий между органами государственной власти [14].
Категория формы правления близко связана с историческим типом государства. Та или иная форма правления в различных государствах как правило, определяется историческими условиями его формирования, давними политическими традициями.
1.2 Классификация форм правления
Классификация форм правления государства в зависимости от числа стоящих у власти, правящих лиц является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций. В процессе ее проведения используется количественный критерий. Если «высшее распоряжение государственной властью, – писал в связи с этим еще в конце XIX в. известный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов, – принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия»[7, с.132].
Количественный критерий подкупает своей простотой и непосредственностью, но отпугивает упрощенностью. Руководствуясь только им, весьма трудно провести различие между отдельными формами государства.
Еще Платон пытался свести различие форм правления к различию трёх добродетелей – мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать то в одном, то в другом государстве.
Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью, в процессе классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием также и другие критерии. В частности, он широко использовал такие критерии, как общая польза, благо и интерес.
В более поздний период Монтескье, рассматривая в качестве критериев классификации форм правления различные принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность – в основе аристократии, честь – в основе монархии и страх – в основе деспотии [11, с.186].
Помимо названных критериев в отечественной и зарубежной литературе, в особенности ранних лет, довольно широко использовались так называемые юридические критерии. Суть их, по общему признанию, сводилась к тому, что в процессе классификации форм правления за основу брались не количественные или любые иные факторы, а юридическое положение (статус) высших государственных органов.
По форме устройства все государства могут быть разделены, на монархии и республики, но различие их не в числе правящих лиц, а в их юридическом положении. В республике все лица, участвующие в распоряжении властью ответственны от последнего избирателя до президента, стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени. В монархии, напротив, имеется и безответственный орган власти – монарх [16, с.232].
Монархия (от греч. monarchia — власть одного) — это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования.
Основными признаками классической монархической формы
управления являются:
- существование
единоличного главы
своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
- наследственный
порядок преемственности верхов
- юридическая безответственность монарха [12, 189].
Двумя основными разновидностями монархии являются абсолютная монархия и представительная монархия.
В абсолютной монархии верховная власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские короли (до французской революции 1789 г.), российские императоры (до формирования Государственной Думы в начале XX в.) и т.д.
В представительной
монархии власть монарха ограничена
властью представительного
Двумя основными историческими форумами представительной монархии являются сословно-представительная монархия и конституционная монархия.
При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрания представителей различных сословий — духовенства, дворянства и верхушки нарождающегося третьего сословия (купцов, ремесленников и т.д.). Подобные сословно-представительные собрания, созыв и объем полномочий которых зависели от воли самого монарха, характерны для эпохи перехода от феодальной раздробленности к абсолютным монархиям.
Конституционная монархия как форма правления исторически приходит на смену абсолютной монархии [13, с.247].
При конституционной монархии власть монарха на основе конституции (или определенных правовых актов конституционного значения) ограничивается законодательной властью парламента как органа народного представительства. При этом члены нижней палаты парламента (палаты депутатов) избираются населением, а верхняя палата, как правило, формируется по принципу наследования, по назначению монарха и т.д.
На стадии неразвитой конституционной монархии, именуемой дуалистической монархией, вся исполнительная власть, включая право формировать правительство, назначать министров и других должностных лиц, принадлежит монарху. Он обладает также правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению. Полномочия парламента в
Информация о работе Форма правления: понятие, виды. Характерные черты в современных государствах