Понятие формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Традиционно теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Содержание

Введение.
Понятие формы государства и ее структура.
Формы государственного устройства.
Унитарное государственное устройство.
Федеративное государственное устройство.
Конфедеративное государственное устройство.
Форма правления и ее виды.
4.1. Монархия.
4.2. Республика.
5. Форма государственного политического режима.
5.1. Тоталитарный политический режим.
5.2. Авторитарный политический режим.
5.3. Демократический политический режим.
6. Заключение.

Работа содержит 1 файл

тг.docx

— 65.97 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Введение.
  2. Понятие формы государства и ее структура.
  3. Формы государственного устройства.
    1. Унитарное государственное устройство.
    2. Федеративное государственное устройство.
    3. Конфедеративное государственное устройство.
  4. Форма правления и ее виды.

4.1. Монархия.

4.2. Республика.

5. Форма государственного политического режима.

5.1. Тоталитарный  политический  режим.

5.2. Авторитарный политический режим. 

5.3. Демократический политический  режим.

      6. Заключение.

 

 

 

 

 

 

1.Введение 

Для рассмотрения  такого сложного социального института, как «форма государства» теория государства и права выделяет особое место данному институту.

Традиционно теория государства  и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Сегодня в мире существует более двух сотен государств. Территория, население, власть представляют собой  содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще  всем государствам. Однако государства  весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства", позволяющей  дать ответы на вопросы: кому принадлежит  верховная власть в государстве? Как она организована территориально? Какими методами и средствами она  осуществляется?

Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют  об известной недооценке данной категории. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение "содержания" государства. Особенно его "классовую" сторону.

Долгое время считалось, что все прогрессивное в государстве относилось лишь к содержанию. Однако история многих стран дает нам примеры того, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве, в большей мере относится к его форме. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм - тяжелый социальный недуг нашего времени.

Между тем именно формальное начало выделило из нерасчлененного  единства социальных норм древности  право, именно форме обязано своим  появлением государство. Исследование формы государства было магистральным  направлением теории с самых азов. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.

Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства  неотделима от его формы, на что указывает  этимология - форма, эйдос, идея, морфэ. Заметим, что форма и у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием. Forma dat esse rei - форма дает бытие вещи - считали римские юристы.

Вопрос о форме государства, поэтому имеет важное теоретическое  и практическое значение. От того, как  организована и как реализуется  государственная власть, определяющим образом зависят эффективность  государственного руководства, и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы  государства имеет весьма существенный политический аспект.

 

 

 

 

    1. Понятие формы государства и ее структура.

 

Данное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым в последствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия "форма государства".

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также  его 
функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как 
именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе 
существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным 
человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, 
как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает 
форму, строго отвечающую его сущности.

 Нетрудно заметить, что содержание такого понятия как «форма государства» весьма четко привязывается к трём основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать и, соответственно, изучать. Вот почему форму государства можно определить как некое «устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения»1.

За всю историю развития государства и права были высказаны  десятки различных суждений по вопросу  о формах государства. Предлагались самые различные подходы к решению этой проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые мнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они друг от друга отличаются. 
Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон (427—347 г. до н.э.) исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» — царская власть и «незаконная» — олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свои формы. 
Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, может вырождаться в свою противоположность — тиранию. Это самая худшая форма государства, считал Платон, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Тиран всегда захватывает власть «от имени народа» или «как ставленник народа».2 
Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах, причем не только на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, но и в последующие столетия. Значительное внимание исследованию формы государства уделяется юристами и в настоящее время. Также как среди их предшественников, между современными авторами нет единого взгляда о видах форм государства. Высказываются самые разные точки зрения, имеют место различные подходы к определению понятия и содержания форм государства. 
Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60—70 гг. было представление о форме государства, как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Существует два подхода к форме государства: 
1. Элементный подход Форма государства — это единство трех ее основных элементов: 
— формы правления, 
— формы государственного устройства, 
— политического режима. 
2. Системный подход 
Форма государства — это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности). 
В науке форма государства анализируется по преимуществу как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. На форму государства серьезно влияют культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности проживания, природные условия проживания. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями, партиями, церковью и другими организациями. 
Форма государства индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Внутренняя форма всегда содержательна и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя форма государства изменчива, она соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, 
структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе 
развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. 
Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому 
представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными 
историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму 
государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.

 

 

 

2. Понятие формы государства и ее структура.

Форма государственного устройства - способ территориальной организации  государства или государств, образующих союз. Оно представляет собой внутреннее деление государства на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают три основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное и конфедеративное.

Исходя из данного определения  можно выделить следующие признаки формы государственного устройства:

Во-первых, это один из элементов, характеризующий  форму государства.

Во-вторых, этот элемент показывает из каких частей состоит внутренняя структура государства.

В-третьих, определяет правовое положение  частей государства и взаимоотношение  их органов.

В-четвертых, показывает, как строятся отношения между центральными органами государственной власти и органами власти частей государства.

Форма государственного устройства наиболее полно раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.

На сегодняшний день выработаны две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств, так как в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое количество новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности.

Теория государства и права, как и любая наука, должна идти в ногу со временем и анализировать  новые явления, а не только систематизировать накопленный опыт. Для того , чтобы наиболее наглядно показать специфику форм межгосударственных объединений, необходимо дать краткую характеристику традиционному явлению - классическим формам государственного устройства.

3.1. Унитарное государственное устройство

Исторически унитарная форма  государственного устройства сложилась  самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные 
образования древности и средних веков обладали этой формой 
государственного устройства. Примером тому могут служить Римская 
империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские 
королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, 
появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в  
области государственного строительства многих стран иных форм 
государственного устройства -федераций и конфедеративных государственных союзов.

Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова “unus”, что

переводиться как один, единственный. «Унитарное государство – целостное

централизованное государство, административно-территориальные единицы  которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом»3.  В данной форме единая система высших органов и единая система законодательства (единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система), как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными - Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Унитарное государство отличается полным политическим единством. Оно  неделимо, каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми  правами и представительством в  органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

Все административно-территориальные  единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Население унитарного государства  имеет единую государственную

принадлежность. Никакие  административно-территориальные образования

собственного гражданства  не имеют. Для унитарного государства  характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Также, действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве  используется одноканальная система  налогов. Как

Информация о работе Понятие формы государства