Автор: k********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:04, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является выявление особенностей производства в суде присяжных. Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
изучение процесса становления, развития и закрепления института присяжных заседателей в дореволюционной России, показана его реставрация в современном уголовном процессе с учетом новаций УПК РФ;
уяснение места и роли института присяжных заседателей в системе судебной власти в Российской Федерации;
исследование и систематизация основных исторических этапов развития суда присяжных заседателей в Российской Федерации;
исследование особенностей подготовки к разбирательству уголовного дела в суде присяжных заседателей;
изучение правовых основ судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СУДА ПРИСЯЖНЫХ 7
1.1. Становление и развитие суда присяжных в России и за рубежом 7
1.2. Возрождение суда присяжных в постсоветской России 18
1.3. Современная организация деятельности присяжных заседателей в
суде 27
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СТАДИЙ ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ 34
2.1. Подготовка к разбирательству дела в суде присяжных 34
2.2. Подготовительная часть судебного заседания 41
2.3. Особенности судебного следствия в суде участием присяжных заседателей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Кроме того, он предлагает внести следующие изменения, в ч. 1 ст. 253 УПК РФ:
«1. При невозможности судебного разбирательства вследствие неявки в судебное заседание кого-либо из вызванных лиц; в связи с необходимостью истребования новых доказательств; а также при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 329 УПК РФ, суд выносит определение или постановление о его отложении на определенный срок. Одновременно принимаются меры по вызову или приводу неявившихся лиц и истребованию новых доказательств».
Таким
образом, на протяжении своей истории
российский суд присяжных не оставался
статичным, а органично развивался в соответствии
с изменениями, происходившими в государственном
и общественном устройстве страны. Суд
с участием присяжных заседателей является
специфической формой организации суда,
заключающейся в том, что разрешение и
рассмотрение в судебном разбирательстве
одного дела осуществляется двумя раздельными
судебными составами. В один из них входит
жюри, состоящее из народных представителей,
а во второй - профессиональные судьи.
При этом присяжные разрешают вопрос о
виновности подсудимого, а другие принимают
юридическое решение о применении к данной
ситуации норм права на основе вердикта
присяжных. Таким образом, сущность суда
присяжных выражается в том, что решение
вопроса о виновности или невиновности
является исключительной прерогативой
народных представителей, а не профессиональных
судей.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения дел в установленном законом порядке42. Таким образом, можно сказать, институт присяжных заседателей занимает одно из основных мест в системе судебной власти Российской Федерации наряду с судьями, так как они осуществляют судебную власть.
Участие
граждан в отправлении
Суд присяжных – это не обособленный, не самостоятельный судебный орган, не отдельное звено вертикальной системы судов общей юрисдикции, а состав суда, принципиально отличающийся от традиционного; своеобразное "судебное присутствие", как сказали бы юристы XIX столетия43. В этот состав входят: один судья федерального суда общей юрисдикции и двенадцать присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК). Причем под судьей в данном случае понимается член Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, судья верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга или же судья окружного (флотского) военного суда. Иначе говоря, суды присяжных функционируют на уровне Верховного Суда РФ и на уровне среднего звена системы гражданских и военных федеральных судов общей юрисдикции, в стенах вышеупомянутых судебных органов и обладают той же подсудностью (ч. 3 ст. 31 УПК). Это дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, среди которых особое место занимают те, за совершение которых в качестве исключительной меры наказания может быть назначена смертная казнь: убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; геноцид (ч. 2 ст. 105, ст. ст. 277, 295, 317 и 357 УК).
Конституционный Суд РФ выражает специфику уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей в следующих формулировках: "присяжные заседатели не обязаны мотивировать свое решение, в том числе по основному вопросу уголовного дела - о доказанности или недоказанности виновности подсудимого в совершении преступления; принимая решение, присяжные заседатели, не будучи профессиональными судьями, основываются на своем жизненном опыте и сформировавшихся в обществе, членами которого они являются, представлениях о справедливости"44.
По всем без исключения уголовным делам, которые в связи с ходатайством обвиняемого, заявленным при окончании предварительного следствия, поступили в суд для рассмотрения с участием присяжных заседателей, обязательно предварительное слушание (п. 5 ч. 2 ст. 229 УПК), которое назначается лишь по истечении 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения, поскольку согласно ч. 3 ст. 229 УПК после направления дела в суд стороны, в том числе и обвиняемый, в течение указанного срока вправе ходатайствовать о проведении такого слушания (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. № 2345).
Предварительное слушание по уголовному делу, подлежащему рассмотрению с участием присяжных заседателей, проводится не ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения по обычным правилам, установленным для такой процедуры ст. 234 УПК (единоличное ведение судьей закрытого заседания с участием сторон, заблаговременно о нем извещенных). В отсутствие обвиняемого такое слушание допустимо лишь при наличии его ходатайства об этом и данных о том, что он подтверждает ранее заявленное ходатайство о рассмотрении его дела именно таким составом суда либо отказывается от него (ч. 3 ст. 234, ст. 325 УПК, абз. 1 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. N 23). Если в заявлении обвиняемого о проведении предварительного слушания в его отсутствие не имеется ходатайства о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей, вопрос об этом рассмотрению не подлежит и дело назначается к рассмотрению по существу другим составом суда (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. N 23). У явившегося же на предварительное слушание обвиняемого судья в каждом случае должен выяснить, подтверждает ли он заявленное на предварительном следствии свое ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей, а у других участников слушания - имеются ли у них возражения по этому поводу. Если обвиняемый или обвиняемые в момент окончания предварительного следствия ходатайств о рассмотрении их дела судом присяжных не заявили, сославшись на то, что свое решение по данному вопросу они намерены принять после ознакомления с обвинительным заключением, ситуация признается нормальной, соответствующей правам обвиняемых. Если хотя бы один из обвиняемых в подобной ситуации впоследствии, с поступлением уголовного дела в суд, заявил о своем желании, чтоб его дело рассматривалось с участием присяжных заседателей, такое ходатайство подлежит удовлетворению и уголовное дело в целом после предварительного слушания должно быть назначено к рассмотрению по существу с участием присяжных заседателей. Возвращение такого дела прокурору для решения вопроса о разделении уголовного дела Верховный Суд считает неправильным и подчеркивает: решение о таком выделении принимается следователем только в момент окончания предварительного следствия46. Словом, ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных, равно как и ходатайство об отзыве этого ходатайства, пусть даже неоднократно, может быть заявлено в любой момент, начиная с окончания ознакомления обвиняемого с материалами предварительного следствия и вплоть до назначения судебного заседания по результатам предварительного слушания уголовного дела в суде, включая и период нахождения уголовного дела с обвинительным заключением у прокурора. Все решает позиция подсудимого "перед лицом суда" в заседании, в котором происходит предварительное слушание.
Если по уголовному делу о преступлении (или преступлениях), совершенном (совершенных) группой лиц, один или несколько обвиняемых ходатайствуют о рассмотрении этого дела с участием присяжных заседателей, а другой или другие отказываются, и следователь не вынес постановления о разделении этого уголовного дела, то по смыслу п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК и согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ (п. 1 Постановления от 22 ноября 2005 г. N 23) судья по результатам предварительного слушания сам выделить в отдельное производство дело в отношении обвиняемых, отказывающихся от суда присяжных, не вправе; он обязан возвратить все следственное производство прокурору. Если же по этому поводу органами уголовного преследования (прокурор, следователь) вынесено законное и обоснованное постановление о невозможности такого выделения, судья с учетом мнения сторон обязан назначить судебное разбирательство с участием присяжных заседателей по всему уголовному делу в целом, в отношении всех обвиняемых.
После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор присяжных заседателей из находящихся в суде каждого субъекта РФ и каждом окружном (флотском) военном суде общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели путем случайной выборки, а также проверку наличия обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела (ч. 1 и ч. 2 ст. 326 УПК). Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом РФ отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда РФ из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленные для судов в субъектах РФ47.
По завершении отбора присяжных заседателей для участия в рассмотрении уголовного дела составляется предварительный список с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим данный список. Фамилии присяжных заседателей вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка. Включенным в предварительный список присяжным заседателям не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд (ч. ч. 4 - 6 ст. 326 УПК).
Согласно ст. 2 и 3 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" обязанности присяжного заседателя могут быть возложены только на лиц, которые отвечают следующим требованиям:
1.
Присяжными заседателями могут
быть граждане Российской
2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1)
не достигшие к моменту
2)
имеющие непогашенную или
3)
признанные судом
4)
состоящие на учете в
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3)
имеющие физические или
В
соответствии со ст. 7 Федерального закона
"О присяжных заседателях
1)
выявления обстоятельств,
2)
подачи гражданином
Информация о работе Особенности производства в суде присяжных