Особенности производства в суде присяжных

Автор: k********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:04, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является выявление особенностей производства в суде присяжных. Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
изучение процесса становления, развития и закрепления института присяжных заседателей в дореволюционной России, показана его реставрация в современном уголовном процессе с учетом новаций УПК РФ;
уяснение места и роли института присяжных заседателей в системе судебной власти в Российской Федерации;
исследование и систематизация основных исторических этапов развития суда присяжных заседателей в Российской Федерации;
исследование особенностей подготовки к разбирательству уголовного дела в суде присяжных заседателей;
изучение правовых основ судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СУДА ПРИСЯЖНЫХ 7
1.1. Становление и развитие суда присяжных в России и за рубежом 7
1.2. Возрождение суда присяжных в постсоветской России 18
1.3. Современная организация деятельности присяжных заседателей в
суде 27
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СТАДИЙ ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ 34
2.1. Подготовка к разбирательству дела в суде присяжных 34
2.2. Подготовительная часть судебного заседания 41
2.3. Особенности судебного следствия в суде участием присяжных заседателей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Работа содержит 1 файл

Диплом Особенности производства в суде присяжных.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

    Все эти "громкие" дела еще раз высветили  отмеченные выше недостатки нашей судебной системы, заставили усомниться в  ее независимости. Прежде всего это  касается судей и государственных  обвинителей, участвовавших в процессах, рассматривавшихся судом присяжных.

    В целом анализ деятельности суда присяжных  в России в течение нескольких лет, истекших с его восстановления, как представляется, позволяет объективно судить о его преимуществах и недостатках. Причем, по мнению многих, в том числе и самих профессиональных судей, преимущества его неоспоримы, а недостатки устранимы.

    Все вышесказанное указывает на то, что  в течение более чем 70-летнего  дореволюционного существования суд  присяжных оставался центральным  звеном в системе российского уголовно-процессуального права. Между тем в наши дни в Российской Федерации (вследствие того, что суд присяжных представляет собой альтернативную форму уголовного процесса), этот институт не является (и не может являться в принципе) центральным звеном в системе уголовного судопроизводства. Сегодня в России суд присяжных соединяет в себе как дореволюционные черты, так и особенности социалистического уголовного процесса с обвинительным уклоном. Однако в нем проявляются тенденции к использованию позитивных процессуальных норм зарубежного законодательства. В целом новому российскому законодательству нет смысла применять процедуру смешанного процесса. Российская модель суда присяжных заседателей должна заимствовать из зарубежного опыта те правила, которые наиболее эффективны в реализации гарантий прав и свобод человека и гражданина.

    Сегодня в масштабах России доля дел, рассматриваемых  судами присяжных (если брать суды первой инстанции), невелика. Однако этот показатель, как утверждает А.А. Ильюхов, возрастет после повсеместного распространения суда присяжных, что и наблюдается в наши дни30.

      Таким образом, благодаря разделению  функций между присяжными заседателями и профессиональными судьями и другим рассмотренным выше особенностям сложной процессуальной формы суда присяжных, функционирование этой формы судопроизводства способствовало решению после отмены крепостного права следующих задач судебной реформы:

     - обеспечению равенства всех  слоев населения перед законом  и судом, судебной защите их прав и свобод:

     - формированию в России самостоятельной судебной власти, независимой от законодательной и исполнительной властей;

     - демократизации и гуманизации  судебной системы, искоренения  в ней коррупции, жестокости, формализма, волокиты, неравенства перед законом и судом, судебных ошибок в виде незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности невиновных людей;

     - воспитанию в состязательном  уголовном процессе с участием  присяжных заседателей "духовной аристократии" среди следователей, прокуроров, адвокатов и судей, искоренения среди них казенно-бюрократического отношения к правам человека, чиновничьего и полицейского менталитета, формирования у них нового правового мышления, высокой нравственной и профессиональной культуры.

    Таким образом, начиная с 1991 года и по настоящее  время, благодаря утвержденной Концепции судебной реформы в РСФСР, провозгласившей право каждого на рассмотрение его дела судом присяжных, если ему грозит лишение свободы на срок свыше одного года, стоит отметить очередной исторический этап развития в России законодательства о присяжных заседателях. Обеспечение участия присяжных заседателей в рассмотрении гражданских и уголовных дел было предусмотрено сначала Конституцией РСФСР в редакции от 1 ноября 1991 г. (ст. 166), а затем Конституцией РФ 1993 г. (ст. 47) и принятым вслед за ней процессуальным законодательством.

1.3. Современная организация  деятельности присяжных  заседателей в  суде

 

    Концепцией  судебной реформы в РФ на суд присяжных  возлагались значительные надежды; предполагалось, в частности, что суд присяжных поможет решить следующие задачи: обеспечит общественную функцию правосудия в противовес репрессивному судопроизводству, ориентированному на защиту только  государственного интереса; позволит преодолеть обвинительный уклон в судебной деятельности и развить принцип состязательности сторон в процессе; позволит возродить сильную и независимую судебную власть и др.

    Целью суда присяжных было создание в его  лице средства разрешения нестандартных ситуаций, где из-за тяжести возможных последствий опаснее погрешить против справедливости, нежели против веления абстрактной правовой нормы.

    Основным  источником нормативно-правового регулирования  осуществления правосудия с привлечением присяжных заседателей является Конституция РФ. В Конституции Российской Федерации институту суда присяжных заседателей посвящены три статьи – ст. 20 и 47 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» и ст. 123 главы 7 «Судебная власть».

    Возрождение в России суда с участием присяжных  заседателей –  одно из направлений  судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой форме судопроизводства31. Концепция судебной реформы 1991 года предусматривала право на суд присяжных для всех категорий дел, по которым подсудимому грозил срок лишения свободы свыше 1 года.

    Нормативно-правовое регулирование производства в суде присяжных заседателей осуществляется «Декларацией прав и свобод человека и гражданина»32, в которой рассмотрение дела в суде присяжных впервые было названо объектом самостоятельного права человека, привлекаемого к уголовной ответственности. Производство в суде с участием присяжных заседателей отражено и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации с оставлением прежней подсудности и количественного состава коллегии. С 1 января 2004 г. суд присяжных был единственной формой участия представителей общественности в отправлении уголовного правосудия. Принадлежность суда присяжных судебной системе закреплена в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»33, Закон РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР»34, Федерального закона № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»35.

    Коллегия  присяжных заседателей, осуществляя  судебную власть в рамках судебного заседания по конкретному уголовному делу (итогом чего является факт вынесения вердикта), призвана давать не юридическую оценку деяния, а его социально-нравственную оценку с позиций того, представляют ли при данных конкретных обстоятельствах деяние, совершенное подсудимым, и сам подсудимый общественную опасность, в связи с чем он и должен (или не должен) нести уголовную ответственность.

    Правовой  статус определяется в науке как  юридически закрепленное положение личности в обществе. Статус присяжного заседателя определяется как юридически закрепленное положение лица при исполнении им определенных обязанностей (присяжного заседателя). Присяжный заседатель приобретает права и обязанности при включении в списки присяжных заседателей. До этого лицо является «включенным в списки кандидатом в присяжные заседатели»36. Присяжным заседателем может быть лишь гражданин Российской Федерации. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации (ст. 120, 122), Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 9, 10, 16), Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»37 (ст. 1, 2), Федеральным законом от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ст. 12), Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»38 (ст. 16).

    Присяжным заседателем может быть лицо, соответствующее  критериям, указанным в УПК РФ (существуют также критерии отбора, указанные в Федеральном законе «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», однако в законе указаны критерии отбора кандидатов в присяжные заседатели; так как отбор кандидатов в присяжные заседатели хронологически предшествует отбору присяжных заседателей, то присяжные заседатели должны соответствовать и критериям Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», и УПК РФ).

    Присяжными  заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в  присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела (организацию и порядок деятельности коллегии присяжных заседателей (а не составление общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели) регламентирует УПК РФ). Иными словами, процесс организации участия присяжных заседателей начинается с отбора кандидатов в присяжные заседатели. Затем из кандидатов в присяжные заседатели отбираются уже присяжные заседатели для участия в судопроизводстве по конкретному уголовному делу. Процесс организации судопроизводства с участием присяжных заседателей урегулирован УПК РФ.

    Судебное  следствие в суде с участием присяжных  заседателей начинается со вступительных  заявлений государственного обвинителя и защитника. Вступительные заявления сторон предназначены для того, чтобы с самого начала присяжные имели представление как о версии обвинения, так и о версии защиты, с тем чтобы в ходе судебного следствия они могли критически оценивать доказательства как в пользу одной, так и другой версии. При определении порядка исследования доказательств, необходимо руководствоваться ч. 1 («Очередность исследования доказательств определяется стороной, представляющей доказательства суду») и ч. 2 («Первой представляет доказательства сторона обвинения. После исследования доказательств, представленных стороной обвинения, исследуются доказательства, представленные стороной защиты») ст. 274 УПК. Защита не вправе высказывать свое мнение относительно того, в каком порядке прокурору представлять доказательства.

    Несмотря  на то, что вопрос об исключении из материалов дела недопустимых доказательств должен решаться на стадии предварительного слушания, закон, во-первых, не запрещает сторонам в обход предварительного слушания поднимать вопрос о недопустимости доказательств непосредственно в ходе судебного следствия, а во-вторых, согласно ч. 7 ст. 235 УПК РФ сторона вправе при рассмотрении дела по существу повторно заявить ходатайство о признании исключенного доказательства допустимым. Зная о том, что в деле имеются какие-то доказательства, собранные следствием и исключенные судьей, присяжные не могут полно и объективно оценить все фактические обстоятельства дела и правильно ответить на вопросы, которые перед ними поставит председательствующий перед удалением их в совещательную комнату. Поэтому даже заявление ходатайства об исследовании ранее исключенных доказательств ограничивает возможности участия присяжных в исследовании всех имеющихся в деле доказательств и дачи им полной, всесторонней, объективной оценки для вынесения справедливого и обоснованного вердикта по вопросам фактических обстоятельств дела.

    Судебный  департамент при Верховном Суде Российской Федерации –  это федеральный  государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей39.

    Задача  Судебного департамента –  способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»40 указывает функции Судебного департамента. При этом Управления судебного департамента также выполняют некоторые функции, например: 1) осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»; 2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи; 3) изучает организацию деятельности районных судов и принимает меры по ее совершенствованию; 4) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов и др.

    Необходимо  обратить внимание на то, что одной  из функций Судебного департамента при Верховном суде РФ осуществляет подбор кандидатов на должности судей  в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Поскольку Судебный департамент при Верховном Суде РФ осуществляет не только подбор кандидатов на должности судей, ему необходимо передать функцию по осуществлению подбора присяжных заседателей из числа кандидатов в присяжные заседатели, принимая во внимание также указанные организационные полномочия Судебного департамента при Верховном суде РФ, а также то, что в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» исполнителем мероприятий по введению суда присяжных заседателей был именно Судебный департамент при Верховном суде РФ.

    Подводя итоги, следует отметить, что в  настоящее время процессуальное законодательство требует реформирования. Данное положение касается и положений, регламентирующих производство в суде присяжных заседателей. Например, интересна точка зрения А.Х. Энеева, предлагающего изложить ч. 13 ст. 328 УПК РФ в следующей редакции: «Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в пункте 2 части пятой статьи 327 настоящего Кодекса, а также потерпевшим или его представителем путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела»41.

Информация о работе Особенности производства в суде присяжных