Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:44, контрольная работа
Цель самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» - закрепление знаний, полученных на лекциях по темам курса, подготовка к семинарским занятиям и подготовка к зачету.
И функциональное сравнение, и нормативное имеют право на существование, тем более в тесном сочетании, представляющем собой смешанное сравнение. Современный этап развития сравнительного правоведения настоятельно требует именно такого сравнения.
Кроме названных форм, уровней и видов сравнительного анализа в научной литературе по степени современности анализируемой правовой системы, выделяют также диахронное, синхронное, асинхронное и бинарное сравнение.
- Диахронное сравнение – это сравнение, носящее исторический характер, когда сравниваются существовавшие в прошлом правовые системы и их компоненты.
- Синхронное сравнение имеет дело с действующими правовыми системами, выявляя их тенденции к сближению. Иногда речь идет об анализе политических и правовых систем «сходных наций» и народов, проживающих в сходных условиях (например, правовые системы стран Латинской Америки).
- Бинарное сравнение – это сравнение двух параллельно развивающихся правовых систем, например, американской и японской.
- Асинхронное сравнение рассматривается как сравнительный анализ отличных друг от друга, но имеющих определенные черты сходства политических и правовых систем .
По объему сравниваемого правового материала можно выделить:
- внутреннее сравнение (анализ правовой системы одного государства);
- внешнее сравнение (сопоставление двух или более правовых систем или правовой семьи в целом).
3. Функции сравнительного правоведения
Раскрыть следующие понятия: задачи сравнительного правоведения; научная, образовательная, практическая функции сравнительного правоведения;
Сравнительное правоведение – относительно самостоятельное направление юридических исследований, цель которого – изучение зарубежных правовых систем и институтов, ориентированное на развитие своего национального права, на решение стоящих перед ним научно-прикладных проблем и задач.
Академическое применение сравнительного правоведения:
- способствует изучению
- облегчает понимание
- повышает культурный уровень обучающихся;
- разрушает правовую ксенофобию (болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами или явлениями).
Практическое применение сравнительного правоведения:
- сравнительное
- гармонизация частного права: способствует гармонизации и унификации норм национального частного и частно-процессуального права путем разработки международных конвенций, коллизионных норм, модельных законов и типовых договоров;
- гармонизация публичного права:
- в научном исследовании: помогает ученым использовать зарубежный опыт в своих работах;
- транснациональная юридическая практика: помогает частнопрактикующим юристам компетентно решать проблемы зарубежного права, возникающие в их работе;
- в судебных решениях: восполняет пробелы в праве при вынесении судебных актов посредством интерпретации с помощью компаративистского метода решений, вынесенных в иных правовых системах.
Научно-познавательная функция
По мере
развертывания сравнительно-
Теория права не дает характеристики основных правовых семей. Она дает преимущественно социально-экономическую и социально-политическую характеристику типов права без сколько-нибудь развернутой юридической детализации.
Сравнительное правоведение дает характеристику основных правовых систем, определяет их место и значение на правовой карте мира, изучает пути решения общих социальных проблем в различных правовых системах. Поэтому использование материалов сравнительно-правового исследования позволяет теории права подняться на более высокий уровень обобщений, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом.
История права изучает истоки правовых явлений, их генезис, т.е. этапы развития права в тесной связи с эпохой, эволюция развития права и его современное состояние, преемственность правовых явлений в процессе развития права. История права может носить узкий или широкий характер – от истории развития одного национального права и его отдельных разделов до истории права многих народов, всеобщей истории права. Особый интерес представляет изучение истории нескольких тесно связанных национальных правовых систем. В таких и подобных случаях неизбежен сравнительный подход к правовым явлениям – их сравнение, соотношение единичного с общим и особенным, установление закономерностей исторического развития правовых систем. Широкое использование сравнительного метода может превратить историю государства и права из науки об отдельных странах, какой она еще во многом является, в действительно всеобщую историю об общих закономерностях и специфических особенностях развития государства и права.
Сравнительное правоведение предоставляет в распоряжение международного публичного права инструментарий, позволяющий изучить многие его научно-прикладные вопросы. Сравнительный метод применяется при унификации международно-правовых норм, в образовании международно-правовых обычаев и формировании общих принципов международного публичного права.
Большой интерес к
Одним из основных направлений
сравнительного правоведения
Образовательная функция
Сравнительное
правоведение имело важное значение
и в университетском
Преподавание сравнительного
В разных странах в силу научных мировоззренческих традиций и установок различно само понимание задач и целей сравнительного правоведения. Во Франции и Германии сравнительное правоведение носит в значительной степени теоретико-философский характер. В США выдвигаются задачи более прагматического, эмпирического характера. В большинстве стран до сих сравнительное правоведение рассматривается как введение во французское, германское, английское право. Однако во Франции тенденции к обособлению сравнительного правоведения, утверждению его самостоятельности выражена очень ярко.
Практическая функция
Сравнительное правоведение –
незаменимый инструмент для
Во взаимодействии различных государств особую значимость приобретает сближение их правовых систем. В такой ситуации отличия, часто весьма резкие, между разными правовыми системами способны вызвать серьезные конфликты, причем в большей степени в области частного, семейного и имущественного права, чем в области публичного. Именно этим объясняется стремление людей сблизить юридические концепции и институты.
На настоящий момент
- органические (постоянные);
- относительно устойчивые;
- исторически-временные;
- ситуационные.
Для сравнительного
правоведения достаточно
Наибольший же интерес представляют те случаи, когда национальные юридические системы «молодых», недавно состоявшихся стран намеренно формировались с расчетом использовать достижения различных, подчас качественно разнящихся друг с другом юридических систем с тем, чтобы в национальном праве совместить оптимальные конструкции и формы, которые известны авторам юридических разработок и соответствуют их представлениям о «наилучшем праве».
4. Сравнительное правоведение как учебная дисциплина
Раскрыть следующие понятия: структура курса сравнительного правоведения; принципы и аксиомы сравнительного правоведения;
Сравнительное правоведение сведено в курс, построенный в определенном соответствии с известной книгой Рене Давида «Основные правовые системы современности».
Общая часть:
- Введение в теорию
- Классификация основных
- Проблемы унификации права.
Особенная часть:
- Основные правовые семьи:.
Изучение сравнительного
правоведения как научной
Относительно места и роли сравнительного правоведения в учебной программе юридического образовательного учреждения можно также отметить следующее:
- во-первых, независимо от позиции
в споре о природе и
- во-вторых, нельзя забывать, что сравнительное правоведение вышло за рамки сугубо научных споров. Сейчас знания, полученные при освоении сравнительного правоведения, могут широко применяться на практике;
- в-третьих, сравнительное
- в-четвертых, в истории
- следует в учебных курсах сравнительного правоведения рассматривать не только межсистемные аспекты права (например, континентального и англо-саксонского), но и его внутрисистемные особенности (например, двух правовых систем, входящих в одну правовую семью), а также внутринациональные особенности права субъектов одного федеративного государства; т.е. к изучению правовых систем должен применяться комплексный подход.
Контрольные вопросы:
1.Что такое сравнительное
2. Чем отличается сравнительное правоведение от зарубежного права?
3. В каких сферах юриспруденции применяется сравнительное правоведение?
4. Какие формы сравнения выделяют
5. Какие существуют приемы сравнительного анализа права?
Список рекомендуемой литературы:
Основная:
1. Марченко М.Н. Курс
2. Саидов А.Х. Сравнительное
Дополнительная:
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М: Международные отношения, 1996.
Марченко М.Н. Понятие сравнительного права (сравнительного правоведения) // Вестник МГУ. Сер. Право. 1999. № 1.