Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:44, контрольная работа
Цель самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» - закрепление знаний, полученных на лекциях по темам курса, подготовка к семинарским занятиям и подготовка к зачету.
13.- Романо-германская правовая традиция характеризуется специфической формой правового мышления, а именно дедуктивным и абстрактным мышлением. Этим Романо-германское право отличается от системы индуктивного конкретного мышления в странах англо-американского права.
14. Своеобразная структура судебного решения также отличает Романо-германское право от англо-американского. В то время как опубликованное судебное решение в странах англо-американского права традиционно состоит из 15 структурных компонентов, структура опубликованного судебного решения в странах континентально-европейского права характеризуется анонимностью автора решения судов, неразглашением особого мнения судьи, анонимностью сторон и участвующих в деле адвокатов.
15.- Своеобразность употребляемых юридических фикций составляет еще одну особенность Романо-германского права.
16.- Специфическая юридическая терминология также отличает Романо-германское право от англо-американского.
17. Антиформализм права, т.е. нетерпимость к лишней формальности права, противопоставляет Романо-германское право англо-американскому.
18.- Специфическая правовая идеология является еще одной особенностью Романо-германского права и сводится к принципу коллективизма, т.е. подчинению интересов гражданина интересам общества.
4. Основные отрасли права
Современное романо-германское право по своей структуре подразделяется, во-первых, на публичное и частное право, а, во-вторых, на отдельные отрасли законодательства. К сфере публичного права относится конституционное, административное и уголовное законодательство. Во Франции сильно развита административная юстиция, основанная на деятельности Государственного Совета и подчинённых ему административных трибуналов. В Германии значительная роль принадлежит Федеральному Конституционному Суду, решения которого обязательны для всех субъектов права. В свою очередь к частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое законодательство. По отношению к гражданскому праву возможно существование двух основных подходов:
Нормы романо-германской правовой системы основаны на общем понятии и должном поведении. Степень обобщённости норм очень высока. По своей структуре нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Кроме того, возможно деление правовых норм на первичные (законы) и вторичные (подзаконные акты).
Рассмотрим кратко системы права некоторых стран Романо-германской правовой семьи:
Так во Франции отраслями публичного права являются:
- конституционное право, регулирующее вопросы, касающиеся формы и структуры государства, организации государства, его верховных органов и парламента, исполнительной власти и участия граждан в правительстве;
- административное право, включающее в себя нормы, регулирующие организацию государственных органов, не решающих чисто политические и судебные вопросы, и условия, в которых государственные органы осуществляют свои права и налагают обязанности на нижестоящих;
- финансовое право, регулирующее государственные расходы и доходы (налогообложение, займы, денежное законодательство);
- международное публичное право.
Частное право во Франции включает в себя:
- собственно гражданское право;
- торговое право, включающее и морское право;
- гражданское процессуальное право;
- уголовное право.
Имеются особые отрасли права, где нормы публичного и частного права, по существу, тесно переплетаются. Наиболее важными из них являются:
- трудовое право;
- сельскохозяйственное право;
- законы о промышленной собственности и авторское право;
- воздушное право;
- лесное право;
- горное право;
- страховое право;
- транспортное право;
- международное частное право.
Международное частное право определяет положение иностранцев, рассматривает коллизии прав и юрисдикции в гражданских делах. Хотя международное частное право традиционно считается составной частью частного права, некоторые затрагиваемые им вопросы, например определение национальности, по сути своей являются частью публичного права.
Гражданское процессуальное право и уголовное право иногда выделяются как санкционирующее право, так как они обеспечивают проведение в жизнь норм частного права. Эта традиционная точка зрения оспаривается некоторыми учеными, которые относят определенные отрасли — торговое, морское, сельскохозяйственное, воздушное, трудовое право, законы о социальном обеспечении и так называемое санкционирующее право (уголовное и гражданское процессуальное право) к отдельной группе «смешанных прав». Существует и другая точка зрения, согласно которой гражданское процессуальное право больше связано с публичным, нежели с частным правом.
В ФРГ разделение между частным и публичным правом было выражено несколько слабее, чем во Франции, что, в частности, находит свое отражение в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной и конституционной юстиции. Но в общих чертах схема схожа. Так в немецкой юридической науке отраслями публичного права принято считать:
- конституционное право,
- административное,
- налоговое,
- уголовное,
- уголовно-процессуальное,
- гражданское процессуальное право,
- церковное право,
- международное публичное право.
Право, регулирующее отношения между государственными органами, называется также государственным правом.
Частное право в ФРГ разделяется на:
- собственно гражданское право, содержащееся в гражданском кодексе и во вспомогательных законах,
- и особую часть частного права, в эту часть входят торговое право, законодательство о компаниях, законы об оборотных документах, авторское право, законы о конкуренции (включая патенты), торговые знаки и модели, международное частное право.
Трудовое право иногда считается составной частью частного права, но в большинстве случаев, его относят к области , которая не соответствует ни частному, ни публичному праву.
В большинстве европейских стран классификация отраслей права напоминает германскую (Швейцария, Испания, Австрия). Италия, Бельгия придерживаются французской схемы, как и Нидерланды, где, впрочем, делается оговорка: гражданское процессуальное право и законы о несостоятельных должниках составляют формальную часть частного права в отличие от субстантивной части частного права, куда входят собственно гражданское и торговое право. Одно из значительных отличий публичного права от частного состоит в том, что большая часть частного права кодифицирована, тогда как публичное право состоит по большей части из конституционных законов и иных законов, не носящих характера кодификации.
Усилившаяся административно-правовая активность государственных органов затронула такие отношения, которые ранее находились в исключительном ведении частного права. Так, в области аграрных отношений административно-правовое регулирование оказывает значительное воздействие на использование собственности (или долгосрочной аренды) путем введения земельного зонирования, принудительных сервитутов, ограничения инвестирования средств, установления квот на продукцию и другими путями. Произошло о вторжение государства в область договоров — ранее вотчину частного права. Появился институт обязательного договора, заключенного по предписанию государственных органов. Условия обычного договора также могут в ряде случаев устанавливаться и предписываться административным актом, как в случае установления цен и квот.
Одновременно с проникновением публичного права в сферу частного права расширение круга государственных обязанностей, особенно в области социальных и коммунальных услуг, породило обратную тенденцию — применение институтов и средств частного права при выполнении публично-правовых действий.
Соотношение общего и особенного в национальных правовых системах
стран романо-германской семьи можно увидеть и на примере соотношения гражданского законодательства и трудового права.
Общим для всех стран является то, что на первых этапах развития западного общества трудовые отношения весьма кратко регламентировались несколькими статьями гражданских кодексов (договор личного найма), и это открывало неограниченный простор для «хозяйской власти». Предприниматель практически произвольно определял длительность и условия труда, максимально эксплуатируя наемного рабочего. При этом, однако, в большинстве стран романо-германской правовой семьи трудовое право не кодифицировано, оно состоит из массы законов, декретов и установлений, касающихся различных вопросов. Во Франции была предпринята попытка свести трудовое законодательство в трудовой кодекс, но удалось это лишь частично, и поэтому то, что здесь называют сегодня трудовым кодексом, представляет собой компилятивное собрание разнообразных законодательных актов. Вместе с тем во Франции трудовой договор исключен из числа гражданско-правовых, а соответствующие нормы ГК потеряли силу.
Иное положение в ФРГ и Нидерландах, где нормы гражданских кодексов о найме труда до сих пор имеют практическое значение. Еще в большей степени это характерно для Италии.
По-разному решается и вопрос о существовании наряду с гражданским правом хозяйственного права.
Во Франции идея хозяйственного права родилась в результате вторжения государства в экономическую деятельность после Второй мировой войны. Появление значительного государственного сектора в народном хозяйстве, особенности организации и деятельности национализированных предприятий, принятие долгосрочных экономических планов — все это вызвало потребность в новой отрасли права, «способной перегруппировать и синтезировать, свести воедино экономические аспекты частного и публичного права». Однако до настоящего времени в этом отношении сделано было немного.
В Германии идея хозяйственного права возникла после Первой мировой войны. В его современном варианте оно охватывает ряд аспектов управленческой деятельности государства в вопросах производства, торговли и кредитно-денежных дел и в этом плане ближе к праву административному. Но и здесь общие принципы административного права в кодификацию не попадают. Она охватывает федеральный закон об административно-судебной процедуре (1960 г.), в основном правила рассмотрения дел в административных судах.
По-разному решается национальными правовыми системами и вопрос о соотношении гражданского и торгового права и соответственно Гражданского и Торгового кодексов.
В большинстве стран романо-германской правовой семьи имеется отдельный торговый кодекс: во Франции (1807 г.), Бельгии (1807 г.), Люксембурге (1807 г.), Испании (1829 г.; перераб. — 1885 г.), Португалии (1833 г.; перераб. — 1888 г.), Нидерландах (1838 г.), Австрии (1862 г.), Лихтенштейне (1865 г.), Германии (1897 г.), в Турции (1956 г.).
Вместе с тем, известны и исключения. Так, Швейцария отвергла идею отдельного торгового кодекса, и соответствующие положения сосредоточены в Обязательственном законе. Италия включила ранее действовавший Торговый кодекс (1882 г.) в новый Гражданский кодекс (1942 г.). В Нидерландах в процессе недавней кодификации также пришли к выводу о нецелесообразности отдельного торгового кодекса.
Наиболее существенные различия национальных правовых систем стран романо-германской семьи прослеживаются в области административного права. Это объясняется более тесной связью этой отрасли права со структурой органов государственного управления в рамках управленческой компетенции, что значительно варьируется в разных странах. Административное право больше зависит от политического и социального динамизма общества, чем многие другие отрасли буржуазного права. Наконец, не следует забывать и об очень широком масштабе отношений, охватываемых этой отраслью права. Возникнув исторически как «полицейское право», призванное обеспечить общественный правопорядок, оно получило затем в свое ведение почти все сферы государственного управления. Особенно возросла роль административного права в современных условиях.
Административное право почти повсеместно не кодифицировано. Даже в стране классической кодификации — Франции — административное право никогда не было должным образом кодифицировано. Здесь нет ничего, что напоминало бы наполеоновские кодексы, а имеющиеся кодексы представляют собой сведение воедино законодательных и регламентарных текстов, охватывающих, несмотря на то, что их число возрастает, лишь ограниченную часть отношений, регулируемых административным правом, многие разделы которого созданы судебной практикой.
Примерно таково же состояние источников административного права и в других странах романо-германской семьи. Естественно, что многочисленность законов и других актов порождает большее число различий и расхождений между отдельными странами, чем строгая кодификация. Точно также можно сказать, что чем значительнее роль судебной практики как источника права, тем больше правовые различия, ибо судебная практика больше подвержена влиянию изменяющихся условий, чем стабильные кодификации.
Контрольные вопросы:
1. Какова роль рецепции римского права в развитии романо-германской правовой семьи?
2. Какие обстоятельства