Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:44, контрольная работа
Цель самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» - закрепление знаний, полученных на лекциях по темам курса, подготовка к семинарским занятиям и подготовка к зачету.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ |
ГОСУДАРСТВЕННОГО |
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ |
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» |
Учебно-методический комплекс дисциплины
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Специальность 030501.65
код ОКСО наименование
Санкт-Петербург
2006
Пояснительная записка
Цель самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» - закрепление знаний, полученных на лекциях по темам курса, подготовка к семинарским занятиям и подготовка к зачету.
План изучения темы, данный преподавателем во время лекции, предусматривает, что часть вопросов подробно освещается во время лекционного занятия, а другая часть – в процессе самостоятельной работы по теме. Поэтому, помимо подготовки по конспектам лекции, необходимо изучить рекомендуемую обязательную литературу по теме, а также некоторые из рекомендованных материалов из списка дополнительной литературы.
Материал, изложенный в данных рекомендациях, поможет сориентироваться в тех вопросах, которые предусмотрены для углубленного самостоятельного изучения, а также в самом общем виде систематизировать уже полученные знания и дополнить их новыми сведениями. Следует обратить особое внимание на новые понятия, раскрываемые в ходе изучения разделов, и на контрольные вопросы, указанные в конце каждой темы.
Самостоятельная работа
№ п/п |
Тема лекции |
Объем в часах по формам обучения | |
очная |
заочная | ||
1 |
Сравнительное правоведение как наука |
6 |
10 |
2 |
История сравнительного правоведения |
8 |
6 |
3 |
Классификация основных правовых систем современности |
6 |
8 |
4 |
Романо-германская правовая семья |
8 |
14 |
5 |
Англосаксонская правовая семья (семья общего права) |
8 |
14 |
6 |
Религиозные правовые семьи |
4 |
10 |
7 |
Традиционные правовые семьи |
4 |
10 |
8 |
Смешанные правовые системы |
6 |
9 |
9 |
Российская правовая система |
4 |
9 |
Всего |
54 |
90 |
Тема 1:
Сравнительное правоведение как наука
В мировой компаративистике существуют три различных представления о природе данной юридической дисциплины:
1) Научный метод – сравнительный метод изучения права без самостоятельного предмета (американская школа);
2) чистая наука, т.е. самостоятельная научная дисциплина со своим определенным предметом (ведущие германские компаративисты Цвайгерт и Кетц, отечественная школа - Тихомиров Ю.А., Марченко М.Н., Саидов А.Х. и др.);
3) вспомогательная дисциплина в рамках теории государства и права (теория сравнительного метода как часть общей теории права– Сырых и др.).
1. Понятие, объект и предмет сравнительного правоведения
Раскрыть следующие понятия: сравнительное правоведение, цели, объекты и предмет сравнительного правоведения.
Рассматривая природу сравнительного правоведения, укажем на то, что это юридическая наука, направленная на изучение приёмов и способов анализа права различных государств, их сопоставление и применение полученных результатов.
Сравнительное правоведение направлено на достижение следующих целей:
Объектами сравнительного правоведения являются:
Предмет сравнительного правоведения - это
1) методологические проблемы
2) сопоставительное
изучение основных правовых
3) обобщение
и систематизация результатов
конкретных сравнительно-
4) разработка
конкретных методических
5) исследование историко-
6) сравнительное изучение
2. Методология сравнительного правоведения и ее особенности
Раскрыть следующие понятия: методология сравнительного правоведения, общие правила сравнительного анализа; макро- и микросравнение; нормативное сравнение; функциональное сравнение; сравнение по степени современности.
Рассматривая методологию сравнительного правоведения, укажем на то, что в целом она представляет собой совокупность приемов и способов исследования объектов науки сравнительного правоведения. Каждый в отдельности и все они вместе взятые основываются на всеобщих и общенаучных методах. Сравнительное правоведение использует методологический арсенал правовой науки.. Другими словами, сравнительное правоведение отличается скорее специфическим предметом, чем специфическим методом.
Сравнительно-правовой метод есть необходимый, но отнюдь не единственный элемент методологического аппарата сравнительного правоведения. Ни один из методов на практике не действует в чистом виде, он всегда взаимосвязан, переплетен с другими методами.
Кроме собственно
сравнения и сопоставления
- формально-юридический (анализ сущностного содержания права той или иной страны);
- социологический (выяснение особенностей правопонимания в рамках отдельной правовой семьи или национальной правовой системы).
Изучая методологию
- правильный выбор объектов сравнительного анализа и корректная постановка целей, обусловленных его природой и потребностями субъекта сравнительного правоведения;
- сравнение на разных уровнях с использованием методов системно-исторического анализа и аналогии для выяснения внутренних связей и зависимостей в рамках сравниваемых правовых систем, а также развитие последних в конкретных государствах и обществах;
- правильное определение признаков сравниваемых правовых явлений, норм и институтов, а также установление общественных и государственных задач, решение которых обусловило их появление и развитие;
- выявление степени сходства и различий юридических терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах;
- разработка и применение критериев оценки сходства, различий и несопоставимости правовых явлений, норм и институтов;
- определение результатов сравнительно-правового анализа и возможностей их использования в нормотворческой деятельности и развитии законодательства.
При проведении сравнительного анализа законодательств различных государств также применяется определенная методика. Прежде всего определяется круг объектов сравнения, к которым относятся:
- нормативно-правовые акты;
- правовые институты и отрасли;
- отдельные нормы права;
- применение правил
законодательной техники и
Сравнение правовых
элементов различных систем (семей)
можно подразделить на нескольк
По форме анализа в ср. правоведении выделяют три направления сравнения правовых систем:
- макросравнение (или базисное сравнение) – это общий сравнительный анализ самой структуры правовой системы (истории, классификации, инфраструктуры, методологии и правовой культуры);
- микросравнение (или надстроечное сравнение) – сравнительный анализ специфических положений отдельных институтов материального или процессуального права разных правовых систем.
2) по целям сравнения – функциональное (практическое) и теоретическое:
- функциональное (практическое) сравнение ставит своей конечной целью практическое применение результата данного сравнения;
- теоретическое – это сравнение с целью академического применения результата сравнения.
3) по уровням сравнения: внутринациональное, историческое, межотраслевое, межсистемное, внутрисистемное:
- внутринациональное – это сравнение законов субъектов одного федеративного государства;
- историческое – сравнение действующего закона со старым или с проектом нового;
- межотраслевое – сравнение институтов или отраслей права одной страны;
- межсистемное – сравнение правовых систем разных правовых семей;
- внутрисистемное – сравнение правовых систем одной правовой семьи.
В традиционном
понимании сравнительное
Сравнительно-правовые
- нормативным;
- функциональным.
При нормативном сравнении отправным пунктом являются сходные правовые нормы, институты, законодательные акты. Иногда такой подход трактуется как формально-юридический (догматический) анализ.
Нормативное сравнение привело к двум существенным выводам:
Функциональное сравнение можно определить как исследование правовых средств и способов решения сходных или одинаковых правовых проблем различными правовыми системами.
Функциональное
сравнение начинается не с
признания определенных правовы
В функциональном сравнении правовые институты и нормы считаются сравнимыми, если они решают сходную социальную проблему, хотя и диаметрально противоположным образом.
Очень часто при
функциональном сравнении
При этом
решение одной и той же
Функциональное сравнение следует ограничивать от функционального подхода при сравнении объектов исследования. Необходимость функционального подхода при сравнении особо подчеркивал польский академик Розмарин. По его мнению, предметом сравнительного правоведения являются принадлежащие к разным системам правовые институты в функциональном аспекте, т.е. в развитии, динамике. При этом он вовсе не имел в виду функциональное сравнение, о котором идет речь здесь. Также следует отграничивать и от практического (функционального) сравнения, где конечная цель – практическое применение.