Конституционно-правовые основы многопартийности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучения вопросов правового регулирование многопартийности в современной России.
В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи исследования:
- выявление условий возникновение многопартийности в России,
-выявление степени эффективности действующего законодательства в Российской Федерации для развития политических партий.
- определение особенностей правовых механизмов реализации принципов многопартийности на современном этапе развития России

Содержание

Введение…………………………………………………………………......
Глава 1. Политические партии: причины возникновения, типология, функции
Основные признаки политических партий...…………………………..
Типология и функции политических партий……………………………….
Глава 2. Политические партии России история и современность.
2.1. Многопартийность в дореволюционной России………………………………
2.2.Конституционно-правовой статус в современной России...…………………….
2.3. Парламентские выборы в России в1990 г………………………………
2.3.1. Выборы в органы законодательной ( представительной ) власти в субъектах Российской Федерации согласно Федеральному закону ………………………...
2.4.Конституционно-правовые основы многопартийности в России…………….
Глава 3. Правовой статус политическая партия «Единая Россия»…………………
3.1. Основные цели партии…………………………………………………………..
3.2.Членство в партии ……………………………………………………………….
3.3.Структура партии………………………………………………………………..
3.3.1. Региональное, местное отделения……………………………………………….
Заключение………………………………………………………….……..…
Список используемых источников………………….…………

Работа содержит 1 файл

СЕВЕРО1.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что российские политические объединения выступали в качестве основных субъектов избирательного процесса уже в трех избирательных кампаниях по выборам в федеральный парламент, а также являлись активными участниками выборов в законодательные органы субъектов Российской Федерации, правовые основы российской многопартийности начали формироваться после опубликования и вступления в силу в силу Федерального Закона «О политических партиях». 
Таким образом, сделан существенный шаг на пути решения важнейшей общественно-политической задачи, связанной с более четким определением роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества.

Сегодня только на федеральном уровне зарегистрировано 43 политических партий, 36 политических организаций и 105 политических движения. .                ( Приложение №   )

Согласно Федерального Закону № 95 от 11.07.2001 года политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в политическую партию образование организационного комитета необязательно.

Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется.

В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических партий Законом предусматриваются требования к их уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно Закону членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии — по месту постоянного или преимущественного проживания.

В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических партий Законом определяется порядок формирования денежных средств и иного имущества политической партии, а также порядок представления партией ежегодно финансовых отчетов.

В качестве одного из видов государственной поддержки политических партий предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов, как это предусмотрено действующим законодательством. Такая форма финансирования политических партий достаточно широко распространена в мировой практике. Государственное финансирование политической партии (за счет средств федерального бюджета) осуществляется при условии, что выдвинутый этой партией либо избирательными блоком, в состав которого входила партия при проведении выборов, федеральный список кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы или кандидат на должность Президента Российской Федерации получил не менее 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, либо по одномандатным избирательным округам по выборам в Государственную Думу было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией или избирательным блоком. Выделение бюджетных средств в указанных целях предусматривается начать с 2004 года.

Другими источниками финансирования партии являются , членские взносы и пожертвования юридических и физических лиц. В законе существуют ограничения при приеме пожертвований. Общая сумма ежегодных пожертвований от одного физического лица не должна превышать 10  минимальных размеров оплаты труда от одного юридического лица 100 минимальных размеров оплаты труда.. Также не допускаются пожертвование от иностранных предприятий, органов государственной власти , военных организаций, анонимных жертвователей и юридических лиц зарегистрированных менее , чем за один год до внесения пожертвований. 

Политическая партия обязана ежегодно не позднее 20 марта года , следующего за отчетным , предоставлять в налоговые органы РФ сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в отчетном году по форме утвержденной приказом МНС России от31.01.2003г.№ БГ-3-06/41                                ( Приложение №.   ) и относятся к некоммерческим организациям.

Поскольку политические партии играют особую роль в организации электоральных процессов, Законом установлено, что политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти, но определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах:

а) выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

б) выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах одномандатных избирательных округов;

в) выдвинутого ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации;

г) выдвинутых ею (в том числе в составе  избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;

д) выдвинутых ею (в том числе в составе  избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

е) выдвинутых ею (в том числе в составе  избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.

В случае если в течение пяти лет после  создания партии ее участие в выборах  не соответствует установленным  критериям, такая политическая партия подлежит ликвидации.

Законом предусмотрены и иные основания  ликвидации политической партии, а  также основания приостановления  ее деятельности. В связи с принятием  Федерального закона «О политических партиях» предусмотрено внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях», а также в федеральные законы, устанавливающие гарантии избирательных прав граждан и регулирующие порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Не принижая огромной позитивной роли, которой  новый Федеральный закон должен сыграть в совершенствовании  общественно-политических отношений, нельзя не отметить и ряд внутренних противоречий, содержащихся в Законе, которые могут породить определенные проблемы на практике.

Закон запрещает создание и деятельность на территории Российской Федерации  политических партий иностранных государств и структурных подразделений  указанных партий. Членами российских политических партий не вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем Закон разрешает политическим партиям устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации.

Политическая партия, не отвечающая требованиям закона, обязана до 1 января 2007 года преобразоваться в общественное объединение иной организационно-правовой формы в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" либо ликвидироваться. В случае невыполнения указанных требований политические партии подлежат ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 20.12.2004 N 168-ФЗ).

С того исторического момента, когда была отменена статья 6 Конституции СССР и появление статьи 13,  прошло немного времени, но в политической жизни страны в отношении развития партийной системы произошли глобальные изменения. Партии в общественной жизни общества  в настоящее время  имеют первостепенное значение. В соответствии с законодательством партии могут выдвигать своего кандидата на должность главы государства в органы  законодательной (представительной власти) всех уровней. 

В соответствие с законом « О политических партиях» все политические партии должны осуществлять свое партийное строительство , иметь органы управления и финансирование в соответствии с законодательством. Те партии ,которые не будут соответствовать закону прекратят свое существование.   

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Роль в политической системе    Всероссийской  партия «Единая Россия»

        Всероссийская политическая партия «Единая Россия» в настоящее время является самой крупной , лидирующий партий в России и соответствует настоящему законодательству.  По состоянию на 01.05.2005гчисленность членов партии составляет 928 тыс. человек.*  Рассмотрим образование партии, структуру, членство партии, региональные и местные отделения. 

Всероссийская политическая партия "Единая Россия" (далее - Партия) является общероссийской политической партией, созданной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерация, Уставом и действующей на принципах добровольности, равноправия, самоуправляемости, законности и гласности, в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. 
              Партия создана путем преобразования в политическую партию Общероссийской общественной организации "Союз "ЕДИНСТВО" и "ОТЕЧЕСТВО и я осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации.  В настоящее время,  Партия  имеет наименования Всероссийская политическая партия «Единая Россия» и   является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, заключать договоры, контракты, соглашения, сделки и т.п., быть истцом и ответчиком в судах.

_________________________________________________________________

*Вестник «Единая Россия» №21 от30 мая 2005г.

Свидетельство о государственной регистрации нового названия выданное Министерством юстиции РФ №1037739350934 от31.01.2003г.

Информация о работе Конституционно-правовые основы многопартийности в России