Конституционно-правовые основы многопартийности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучения вопросов правового регулирование многопартийности в современной России.
В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи исследования:
- выявление условий возникновение многопартийности в России,
-выявление степени эффективности действующего законодательства в Российской Федерации для развития политических партий.
- определение особенностей правовых механизмов реализации принципов многопартийности на современном этапе развития России

Содержание

Введение…………………………………………………………………......
Глава 1. Политические партии: причины возникновения, типология, функции
Основные признаки политических партий...…………………………..
Типология и функции политических партий……………………………….
Глава 2. Политические партии России история и современность.
2.1. Многопартийность в дореволюционной России………………………………
2.2.Конституционно-правовой статус в современной России...…………………….
2.3. Парламентские выборы в России в1990 г………………………………
2.3.1. Выборы в органы законодательной ( представительной ) власти в субъектах Российской Федерации согласно Федеральному закону ………………………...
2.4.Конституционно-правовые основы многопартийности в России…………….
Глава 3. Правовой статус политическая партия «Единая Россия»…………………
3.1. Основные цели партии…………………………………………………………..
3.2.Членство в партии ……………………………………………………………….
3.3.Структура партии………………………………………………………………..
3.3.1. Региональное, местное отделения……………………………………………….
Заключение………………………………………………………….……..…
Список используемых источников………………….…………

Работа содержит 1 файл

СЕВЕРО1.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

Партия социалистов-революционеров (эсеров) придерживалась более общего варианта социализма, который в российских условиях неизбежно приобретал заметный "крестьянский" оттенок. Объединительные конференции эсеровских организаций юга и центральной России состоялись в 1901 г. Принятая на съезде программа конечной целью партии объявляла достижение социализма, понимаемого как обобществление собственности и хозяйства, уничтожение классов и эксплуатации, осуществление "планомерной организации всеобщего труда". Программа признавала, что развитие России совершается в капиталистических формах, но считала, что российский капитализм имеет особенности, позволяющие вести с ним борьбу "по частям", опираясь прежде всего на крестьянство. Первым ударом по капитализму, по мнению эсеров, должно было стать изъятие земли из товарного обращения и превращение ее в общенародное достояние ("социализация") c уравнительным распределением земельных участков между крестьянами. продолжения террора вновь получили большинство в руководстве ПСР. Концентрация лучших эсеровских сил на индивидуальном терроре, а также на попытках продолжать, несмотря ни на что, подготовку к вооруженному восстанию осуществлялась, разумеется, в ущерб организационно-пропагандистской работе.   

Анархистское движение занимало крайнюю позицию на левом фланге политического спектра России. Основными требованиями анархистов были непосредственный переход к коммунизму и уничтожение любой государственной власти

Конституционно-демократическая партия. Ее политическим идеалом была парламентская конституционная монархия британского типа. Кадеты выступали за введение в России демократических свобод и строгое соблюдение прав личности, требовали создания ответственного перед Думой правительства, всеобщего избирательного права, реформы местного самоуправления и суда. Аграрный вопрос они предлагали решать через принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп, а рабочий вопрос - путем предоставления свободы профсоюзов, стачек и введения, где это возможно, 8-часового рабочего дня.  
   К Конституционно-демократической партии принадлежал цвет либеральной интеллигенции, либеральные помещики и представители средней городской буржуазии. Основную массу членов КДП составляли представители среднего городского слоя (конторщики, приказчики, ремесленники, служащие, учащиеся) и состоятельная интеллигенция (адвокаты, профессора, инженеры). В целом же тон в партии задавала либеральная интеллигенция. Именно в силу этого кадетская партия наиболее последовательно и принципиально отстаивала необходимость либерального, буржуазно-демократического пути развития России - в отличие от октябристов, для которых сиюминутные выгоды класса российской буржуазии, заинтересованной в сохранении многих чуть ли не средневековых пережитков, зачастую затмевали общие перспективы развития страны в либеральном русле. Кадеты имели прочную социальную опору в среднем классе, однако их позиции в рабочей среде и крестьянстве были весьма слабыми.

Вся история развития российской многопартийности в отсутствие внешних ограничений представляла собой стремительное движение влево. Это появилось, прежде всего, в сравнительной численности партий.   К середине 1917 г. в Партии социалистов-революционеров состояло около 700 тыс. человек, в РСДРП (большевиков) - около 400 тыс., в РСДРП (меньшевиков) - более 140 тыс., в то время как численность кадетской партии составляла 70-80 тыс.траны. 1917 г. в союзе с левыми эсерами она насильственным путем захватила верховную власть, а к середине 1918 г. установила в стране однопартийную диктатуру. В ходе гражданской войны (1918-20 гг.) все конкуренты и противники большевиков были устранены с политической арены. В борьбе за это большевики активно прибегали к репрессиям, причем не только по отношению к представителям "имущих классов", но и к рабочим и крестьянам, которых они сами объявили своей социальной базой. В итоге к 1920 г. российская многопартийность как политический институт была ликвидирована. Во многих отношениях этот процесс можно считать актом самоликвидации - в вызванной гражданской войной поляризации политических сил, когда инициатива в противостоящем большевикам лагере переходила ко все более правым силам (от меньшевиков и эсеров - к кадетам и даже монархистам), многие рядовые члены социалистических партий в конце концов делали свой выбор в пользу отхода от активной политической деятельности и даже вступления в РКП(б). Логическим следствием "пожирания" одной политической организацией всех прочих явилась последующая эволюция однопартийной системы во главе с большевистской партией в сторону все большей нивелировки. Сначала, в 1921 г., в РКП(б) были официально запрещены все платформы и фракции. В 1923-29 гг. в компартии были разгромлены все попытки неподчинения "генеральной линии" центрального руководства. В 30-х годах уничтожалась уже сама возможность возникновения инакомыслия как в обществе, так и в партии.  

Подводя итог развития многопартийности в  дореволюционной России, следует отметить, что партии того времени имели четко поставленные цели и задачи, а также опирались на определенные слои (классы) общества; они  партии защищали интересы крестьян, другие рабочих, третьи буржуазии.      

2.2.Конституционно-правовой статус партий в современной России. 
Политическая жизнь России  в конце 80-х г, отличается нестабильностью и своеобразием. Однопартийная система просуществовала в СССР почти шесть с половиной десятилетий- с начала 20 –х годов до 80-х г. приближалась к своему закату. По инициативе М.С. Горбачева и его сторонников в руководстве КПСС был взят курс на демократическое обновления включая переход к многопартийности. Таким образом, в конце 80-х гг. в недрах российской политической системы вызрели глубинные социальные и экономические предпосылки для возникновения новых субъектов политического процесса - альтернативных политических партий и движений. Советское общество вплотную подошло к созданию многопартийности как института гражданского общества.

В декабре 1990 г. решением Съезда народных депутатов СССР была изменена статья 6 Конституции СССР, прежде закреплявшая монопольное право КПСС на руководство советским обществом. В новой редакции этой статьи право на участие  в выработке политики Советского государства , в управлении государственными и общественными делами признавались как за КПСС, так и за другими партийными, профсоюзными, молодежными и иными общественными организациями и массовыми движениями. Впредь не допускались создание и деятельность только тех партий и организаций, которые ставили своей целью насильственное изменение советского конституционного строя  и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной национальной и религиозной розни.       

Прежде чем данное событие свершилось, в советском обществе произошли серьезные изменения. Стали развиваться разные независимые общественные движения , которые в последствии стали базой для создание новых партий.

Постепенно в течение 1988-1990 гг. проходил переход от множества политических образований к достаточно организованным, но не многочисленным по своему составу группам, объединившимся  вокруг собственных программ и имеющиеся свои газеты. На этой основе стали возникать одна за другой партии и движения различной идеологической направленности.      

Страна переживает переходный период своей истории, главное содержание которого состоит в окончательном преобразовании отголосков тоталитарной политической системы со всеми ее институтами, структурами и отношениями в совершенно новую политическую систему независимо от того, как ее называть - демократической, квазидемократической, авторитарной, президентской и т.д. Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить переходный характер: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции.

Отечественный опыт показал, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть — от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни и т.д. Монополия на власть создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество.

Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным.

многопартийность в России проходит несколько этапов. Первый этап нередко условно называют "неформальной волной" (1986 - весна 1988 г.).

. Период "неформального общественного движения" (1986-88 гг.)   

Возникновение и развитие "неформального общественного движения" в 1986-88 гг. было обусловлено глубинными сдвигами в общественно-политической жизни России. Явившись реакцией общества на инициированные "сверху" перемены, неформальные движения, несмотря на свой неофициальный характер, поначалу действовали в русле политики, проводимой правящим политическим режимом. В деятельности неформалов не было организованного протеста авторитарной системе, вызов ей содержался в самом факте существования альтернативных движений, слабо вписывающихся в официальную систему государственных и общественных организаций. В своем развитии неформальное движение принимало различные организационные формы: движения молодежной контр-культуры, национально-культурные и экологические объединения. Однако прообразами первых политических партий и своеобразными "инкубаторами" для будущих политических лидеров стали разного рода общественно-политические кружки и дискуссионные клубы: Всесоюзный социально-политический клуб, Клуб социальных инициатив, семинар "Демократия и гуманизм", историко-политический клуб "Община", Клуб социально-политических инициатив, "Мемориал", "Гражданское достоинство" и др.  
   В период 1986-88 гг. названные организации еще не имели четко выраженной политической платформы. Поэтому на базе этих объединений еще не могли образоваться организации партийного типа. Помимо идеологической расплывчатости программных установок этому препятствовал и крайне низкий уровень организационной политической  культуры.    

К началу 1988 г. неформальное движение в СССР вступило в стадию генерализации, на которой различными неформальными организациями были предприняты попытки к объединению на основе критического отношения к социально-политической действительности. В этом году в результате стихийных массовых акций по всей стране стали формироваться народные фронты. .) В апреле 1988 г. был создан Народный фронт Эстонии, летом 1988 г. - Московский народный фронт, объединивший более 25 организаций.  
   Особенностью народно-фронтовского этапа развития многопартийности явилась организационная разобщенность и региональная раздробленность: вплоть до конца 1989 г. региональные народные фронты не имели единого координирующего органа. Центрами создания народных фронтов в регионах являлись, как правило, крупные промышленные города. Членов этих протопартийных организаций объединяло отношение к ряду наиболее актуальных проблем общественной жизни (борьба с бюрократизмом, разделение полномочий партийных и советских органов, вопросы межнациональных отношений и т.д.) и, одновременно, фактическое отсутствие перспективной программы действий. В реальности их политическая платформа "сводилась к набору декларативных общедемократических лозунгов, против которых не выступала практически ни одна политическая сила в стране".  
   В 1988 г. началось создание неформальных движений четко обозначенной антисистемной политической ориентации. Наиболее рельефно она проявилась у первой оппозиционной политической организации - партии "Демократический союз" (лидер - В.Новодворской)  учредительный съезд состоялся  - 7-9 мая 1988 г.). Программа данной политической организации включала в себя изменения общественного и политического строя революционным путем, формирование представительной парламентской демократии, многообразие форм собственности.  

полюсе политического спектра возникают организации внешне оппозиционные правящему режиму, но фактически выступающие в качестве "групп поддержки" его наиболее консервативно настроенных представителей. К этим группам можно, в частности, отнести уже упоминавшуюся "Память", идеологию которой в период с 1986 по 1989 г. можно квалифицировать как "национал-большевистскую".  
   Состоявшиеся весной 1989 г. выборы народных депутатов СССР способствовали окончательному приданию неформальному движению политического характера. В этот временной отрезок создаются протопартийные структуры, сформированные на основе постоянно функционирующих групп поддержки народных депутатов демократической ориентации (Б.Ельцина, Т.Гдляна, С.Станкевича, А.Мурашева, И.Заславского,                 Ю.Черниченко и др   

Таким образом, еще в конце 80-х гг. политическая система СССР во многом утратила свой однопартийный характер. Связано это было не только с появлением альтернативных объединений, но и со скрытым размежеванием внутри самой правящей партии - КПСС, в недрах которой вызревали различные идейно-политические течения: реформистское, демократическое крыло в лице "Демократической платформы в КПСС" (впоследствии ее актив влился в состав ряда демократических партий), "центр" во главе с М.Горбачевым и ортодоксально-коммунистическое крыло ("Движение коммунистической инициативы", "Марксистская платформа в КПСС"). Каждое из этих направлений, в свою очередь, распадалось на ряд различающихся по степени радикализма политических группировок.    

Закономерным итогом данного этапа развития российской многопартийности явилось решение Съезда народных депутатов РФ об отмене шестой статьи Конституции СССР (январь 1990 г.), фактически признающее право на существование за другими, кроме КПСС, политическими партиями. Скрытой целью этого решения было стремление обеспечить - за счет создания малочисленных политических партий, заведомо неспособных составить конкуренцию КПСС, - переход от однопартийной системы к системе с доминирующей политической партией. Первостепенная роль в политической системе отводилась КПСС, так как  многочисленные карликовые партии выглядели своего рода политическими аутсайдерами, в силу понятных причин не имевшими ни устойчивой организационной структуры, ни доступа к средствам массовой информации, ни серьезного политического представительства.

Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти.

Информация о работе Конституционно-правовые основы многопартийности в России