Конституционно-правовые основы многопартийности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучения вопросов правового регулирование многопартийности в современной России.
В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи исследования:
- выявление условий возникновение многопартийности в России,
-выявление степени эффективности действующего законодательства в Российской Федерации для развития политических партий.
- определение особенностей правовых механизмов реализации принципов многопартийности на современном этапе развития России

Содержание

Введение…………………………………………………………………......
Глава 1. Политические партии: причины возникновения, типология, функции
Основные признаки политических партий...…………………………..
Типология и функции политических партий……………………………….
Глава 2. Политические партии России история и современность.
2.1. Многопартийность в дореволюционной России………………………………
2.2.Конституционно-правовой статус в современной России...…………………….
2.3. Парламентские выборы в России в1990 г………………………………
2.3.1. Выборы в органы законодательной ( представительной ) власти в субъектах Российской Федерации согласно Федеральному закону ………………………...
2.4.Конституционно-правовые основы многопартийности в России…………….
Глава 3. Правовой статус политическая партия «Единая Россия»…………………
3.1. Основные цели партии…………………………………………………………..
3.2.Членство в партии ……………………………………………………………….
3.3.Структура партии………………………………………………………………..
3.3.1. Региональное, местное отделения……………………………………………….
Заключение………………………………………………………….……..…
Список используемых источников………………….…………

Работа содержит 1 файл

СЕВЕРО1.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

         Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений и лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик. В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились первые партии.

"Первая волна" партиобразования (1990-91 гг.). Возникновение антиномии "Демократы - КПСС"    

С признанием многопартийности в СССР возникла реальная возможность для институционализации различного рода неформальных объединений и реорганизации их в политические партии. Однако создание первых политических партийных объединений не сопровождалось их консолидацией. Более того, становление партий нередко происходило за счет разукрупнения уже имевшихся неформальных объединений. При этом базой для создания партий выступали не структуры народных фронтов, а политические клубы и кружковые объединения.   

Главные мотивы, которыми руководствовались учредители партий на этапе стихийной многопартийности - необходимость создания собственной политической базы и стремление занять идеологическую "нишу" в формирующемся политическом спектре. Значительное число образованных в тот период политических партий в качестве своей политической основы избрали определенные идейно-политические течения: социал-демократизм, либерализм, национал-патриотизм и т.д. Наиболее заметные политические организации, созданные в это время, принадлежали к либеральному (демократическому) течению. Так, в мае 1990 г. была создана Социал-демократическая партия Российской Федерации, которая, несмотря на свое название, была программно близка к прочим демократическим партиям. Ряд весьма известных партий породила "Демократическая платформа в КПСС". Раньше всех к решению о необходимости создания собственной партии пришла наиболее радикальная часть "ДП в КПСС" во главе с Н.Травкиным, учредившая в мае 1990 г. Демократическую партию России. В том же году, после осознания бесперспективности попыток склонить на свою сторону делегатов ХХVIII съезда КПСС, о своем намерении создать собственную партию заявило большинство делегатов Всесоюзной конференции "Демплатформы" (16-17 июня 1990 г.). Учредительный съезд этой партии прошел в ноябре 1990 г. Партия получила название Республиканской (РПРФ; лидеры - В.Шостаковский, В.Лысенко, С.Сулакшин). Последними "выходцами" из КПСС можно считать инициаторов создания Движения демократических реформ (А.Яковлева, А.Собчака, Г.Попова, А.Вольского, С.Шаталина, Э.Шеварднадзе и др.), создавших в июле 1991 г. оргкомитет учредительной конференции Движения демократических реформ. ДДР замышлялось как своего рода "буфер" между "демократическими коммунистами", оставшимися в рядах КПСС, и прочими представителями демократического движения, к этому моменту перешедшими в жесткую оппозицию компартии.   

В числе партий общедемократической (либеральной) ориентации, созданных в 1990-91 гг., следует отметить Партию свободного труда (учреждена в декабре 1990 г.; лидеры - И.Коровиков, В.Герман). Под вполне либеральными лозунгами начала свою деятельность Либерально-демократическая партия Советского Союза В.Жириновского (учреждена в марте1990г.).  
   Параллельно с организациями демократической ориентации интенсивно создавались организации национал-патриотической  направленности. На несколько течений и организаций раздробилась "Память".   
   В этот же период был создан ряд объединений с "ретроспективной" идеологией, т.е. объявивших себя прямыми наследниками дореволюционных политических партий (Конституционно-демократическая партия - Партия народной свободы М.Астафьева, Движение социалистов-народников, Союз русского народаи др.). Следует при этом отметить, что представления организаторов этих объединений о своих политических прототипах были довольно расплывчатыми и основывались не на контекстуальном изучении первоисточников, а скорее на отрывочных сведениях, почерпнутых из публицистики последних лет.

К этому периода относится и первые образования партийных фракций. Еще во время предвыборной компании кандидаты в  демократической ориентации     образовали избирательный блок «Демократическая Россия», получившая около трети мест в российском парламенте. После выборов избранные от блока депутаты образовали на Съезде народных депутатов одноименную фракцию.   Таким образом, если с организационной и институциональной точек зрения российская многопартийность делала только первые шаги, то в выполнении задачи политической структуризации общества она продвинулась достаточно далеко. Более того, к 1990 г. была полностью выполнена первая часть этой задачи: все возможные и невозможные идеологические ниши были заняты, и на первый план вышел вопрос о приходе новых политических сил к реальной власти. Актуальным стал вопрос не только об идейном, но и об организационном сплочении сил, оппозиционных КПСС. В роли же реальной оппозиции коммунистическому руководству страны выступали именно демократические партии, в 1990 г. объединившиеся в единую коалицию на базе движения "Демократическая Россия" (учредительный съезд - в октябре 1990 г.). Отделения "Демократической России" были созданы более чем в 300 населенных пунктах Российской Федерации. Входящие в нее политические партии были объединены не столько положительными задачами, сколько необходимостью противостояния Компартии. 

К этому периоду относится и появление  первого специального  законодательного акта   для  политических партий и общественных объединений -  закон Союза Советских Социалистических Республик от 9 октября 1990 года N 1708-1«ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

Вышеназванный закон дает понятие общественного объединения как  добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно - просветительские, физкультурно - спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.

Принципы создания и деятельности общественных объединений, взаимоотношение государство и общественных объединений. В первые, за всю историю развитие многопартийности государство берет на себя  соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и в соответствии с Конституцией гарантирует условия для выполнения ими уставных задач.

В законе конкретно  прописан порядок  образование общественных объединений и прекращение их деятельности. Детализированы уставные документы общественных объединений.

Устав общественного объединения предусматривает следующее:

1) название, цели и задачи общественного объединения;

2) структуру общественного объединения, территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приема в члены общественного объединения, выхода из него в случаях, когда объединение имеет фиксированное членство;

4) права и обязанности членов (участников) общественного объединения;

5) компетенцию и порядок образования руководящих органов общественного объединения и его организаций, сроки их полномочий;

6) источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций;

7) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

8) порядок прекращения деятельности общественного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения.

Устав общественного объединения не должен противоречить законодательству.

Регистрация устава общесоюзного общественного объединения осуществлялась Министерством юстиции СССР. Устав межреспубликанского общественного объединения -Министерством юстиции СССР или соответствующим органом одной из союзных республик.  Уставы других общественных объединений регистрируются государственными органами, на которые эта функция возложена законодательными актами союзных и автономных республик.

Для регистрации устава общесоюзного или межреспубликанского общественного объединения в месячный срок со дня принятия устава подается заявление, подписанное членами руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого. К заявлению прилагаются устав, протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания, принявшего устав, другие материалы.

Статья 16 закона отведена   конкретно политическим партиям. где определены права партий. Они имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Партии равны перед законом. Партии имеют право выдвигать кандидатов в народные депутаты, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, оформлять группы своих сторонников - депутатов в соответствующих Советах народных депутатов.

Появление множества партий в России еще не свидетельствует о наличии многопартийной системы. Речь может идти лишь о ее становлении и законодательном оформлении.  

                     Устранение КПСС с политической арены привело, вопреки многим ожиданиям, не к интенсивному развитию многопартийности, а к переходу апартийной системы в качественно новую фазу, когда прежней монопольно властвующей партии уже не существовало, а многопартийная протосистема все еще была отдалена от настоящей политики. На протяжении осени 1991 г. - лета 1992 г. российская партийная система пребывала в раздробленном состоянии - вследствие исчезновения биполярной системы координат. Вместе с тем этот короткий период был чрезвычайно важным для будущности российской многопартийности. Он ознаменовался идейно-политической индивидуализацией партий, их превращением из "групп скандирования" в самодостаточные объединения. Прежде всего, эти изменения коснулись содержания политических платформ партий и движений. Если ранее политические программы носили "книжный" характер, а политическое поведение партии определялось прежде всего негативным отношением к КПСС и лишь потом - расхождениями программного характера, то послеавгустовский период развития многопартийности обнажил эти разногласия и наполнил конкретным социально-политическим содержанием.   

Параллельно, на фоне стремительного падения интереса населения к политической жизни, произошло резкое уменьшение фактической численности политических партий, прежде всего за счет оттока рядовых членов, жизненные интересы которых не были напрямую связаны с политикой.  

В данный период времени  характеризуется  борьбой трех основных политических сил: демократов,  "право-левой" оппозиции и "центристов" Первый из этих лагерей сложился еще в предыдущий период (1990-91 гг.), второй начал складываться после августа 1991 г. из "обломков" КПСС, третий формировался из сторонников первого лагеря и частично из сил, ранее политически сил , готовых приспосабливаться к любому политическому режиму.

Демократы    

Ранее демократические партии объединялись на основе т.н. негативного консенсуса, их сплачивало наличие единого противника - КПСС. Теперь же основа для их объединения просто исчезла. . Раскол у демократов  произошел по причине как идейных, так и организационных разногласий. "Травкинцы", демохристиане и кадеты были недовольны тем, что их фактически оттеснили от руководства "ДемРоссией". Кроме того, они были не согласны с линией на "единую, но делимую Россию" и фактический роспуск СССР. 
   В период 1992-1993г.г. неоднократно предпринимались попытки  объединить распадающееся демократическое движение. Но сделать это официальное руководство "Демократической России" во главе с Л.Пономаревым,  В.Боксером и др. было не в состоянии.   
   Летом 1992 г. попытку объединения демократических сил сделали лидеры депутатской группы "Реформа" и парламентской Коалиции реформ, включавшей в себя фракции "Демократическая Россия" и "Радикальные демократы". 4-5 июля 1992 г. в Москве был проведен Форум сторонников реформ, в котором приняло участие около 40 организаций, в том числе "ДемРоссия", РДДР, РПРФ, Российская партия свободного труда и др., а также ряд общественных и предпринимательских структур. Платформой для сплочения всех этих организаций была заявлена безусловная поддержка реформ, проводимых правительством Гайдара. Было создано объединение "Демократический выбор". Однако ДВ ушел в небытие, так и не предприняв ни одной сколько-нибудь значимой акции  

Наконец, последняя попытка объединить демократические организации  была предпринята в конце марта 1993 г. Тогда был создан Общественный комитет демократических организаций России, в который вступили объединения, являющиеся коллективными членами "Демократической России" и "Новой России", а также ряд более мелких организаций.

."право-левая" оппозиция   

Августовские события и последовавший за ними роспуск компартии послужили толчком для образования самостоятельных политических партий, прообразы которых долгое время существовали внутри КПСС в виде платформ и идейно-политических течений. Теперь они получили возможность пуститься в "свободное плавание". При этом первыми организационно оформились не собственно коммунистическая, а социал-демократическая  Первая - в лице Социалистической партии трудящихся (учреждена в октябре 1991 г. частью бывших членов КПСС во главе с Р.Медведевым, А.Денисовым, Л.Вартазаровой и др.). Вторая - в лице Российского общенародного союза (учрежден в один день с СПТ; лидеры - руководители фракции "Россия" С.Бабурин и Н.Павлов). Чуть позже от поражения КПСС оправились ортодоксальные коммунисты, образовавшие в ноябре 1991 г. Российскую коммунистическую рабочую партию (В.Тюлькин, В.Анпилов, Р.Косолапов и др.) и сталинистскую Всесоюзную коммунистическую партию большевиков ( лидер-Н.Андреева).Наконец, уже в феврале 1993 г., после отмены Конституционным судом той части президентского указа от 7 ноября 1991 г., которая запрещала деятельность первичных организаций КПСС, был проведен II "объединительно-восстановительный" съезд КП РСФСР, получившей название Компартии РФ (лидер-Г.Зюганов).  
    Для КПСС такой основой позицией стало противостояние новому российскому руководству, прежде всего исполнительной власти, приступившей к реализации экономической реформы. .    

Информация о работе Конституционно-правовые основы многопартийности в России