Конституционно-правовые основы многопартийности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучения вопросов правового регулирование многопартийности в современной России.
В связи с поставленной целью ставятся следующие задачи исследования:
- выявление условий возникновение многопартийности в России,
-выявление степени эффективности действующего законодательства в Российской Федерации для развития политических партий.
- определение особенностей правовых механизмов реализации принципов многопартийности на современном этапе развития России

Содержание

Введение…………………………………………………………………......
Глава 1. Политические партии: причины возникновения, типология, функции
Основные признаки политических партий...…………………………..
Типология и функции политических партий……………………………….
Глава 2. Политические партии России история и современность.
2.1. Многопартийность в дореволюционной России………………………………
2.2.Конституционно-правовой статус в современной России...…………………….
2.3. Парламентские выборы в России в1990 г………………………………
2.3.1. Выборы в органы законодательной ( представительной ) власти в субъектах Российской Федерации согласно Федеральному закону ………………………...
2.4.Конституционно-правовые основы многопартийности в России…………….
Глава 3. Правовой статус политическая партия «Единая Россия»…………………
3.1. Основные цели партии…………………………………………………………..
3.2.Членство в партии ……………………………………………………………….
3.3.Структура партии………………………………………………………………..
3.3.1. Региональное, местное отделения……………………………………………….
Заключение………………………………………………………….……..…
Список используемых источников………………….…………

Работа содержит 1 файл

СЕВЕРО1.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

                                                                                                                                           Таблица 3                 

 
Наименования политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов
 
В цифрах %
    19    
    2.       
«СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» 2408356 3,97%
    21    
    4.       
«Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» 2609823 4,30%
    33    
    16.  
«Родина»  (народно-патриотический союз)» 5469556 9,02%
    35    
    18.  
«ЛДПР» 6943885 11,45%
    37    
    20.  
«Политическая партия «Единая Россия» 22779279 37,57%
    40    
    23.  
«Коммунистическая партия Российской Федерации (кпрф)» 7647820 12,61%

Рассмотрев всю недавнюю историю многопартийности легко заменить, недаром в своей работе, мною проанализированы выборы в Государственную Думу, что от выборов к выборам избиратели выбирали в Государственную Думу партийные и предпартийные образования, которые охватывают преобладающую часть всего спектра политических предпочтений, существующих в обществе. Учитывая данные изменения в общественно-политической  жизни общества, внесены изменения  от18.05.2005г. № 51 -ФЗ в Федеральный Закон  «О выборах Депутатов Государственной Думы ________________________________________________________

аналитические данные центра информатизации ЦИК РФ  

Федерального Собрания Российской Федерации».

Новая редакция  предусматривает выборы в Госдуму  2007 года  на пропорциональную систему выборов  по партийным спискам всех 450  депутатов нижней палаты.     

Исходя из вышеизложенного, историю современной российской многопартийности можно подразделить на несколько  относительно коротких периодов:

1) развитие неформальных общественных организаций (1986-88 гг.);

2) период действия народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.);

3)"первая волна" партеобразования (1990-91 гг.);

4) "вторая волна" партеобразования после августовских событий 1991 г. (1991-93 гг.);

5) образования новых политических партий в период деятельности I Государственной Думы (конец 1993 - конец 1995 гг.), во II Государственную Думу (с конца 1995 г-2003г.) и III Государственной Думы ( конец 2003г.).

Первые два периода составляют этап своего рода "внутриутробного" развития российской многопартийности, а последующие - этап ее функционирования и развития, отразивший качественные изменения в природе политических партий.  
 

2.3.1 Выборы в органы законодательной ( представительной ) власти в субъектах Российской Федерации согласно федерального законодательства.

Провидимая  в настоящее время реформа системы выборов в РФ затронула и выборы в субъектах Российской Федерации должна привести всю систему выборов к общему знаменателю. Реформа системы выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации является составной частью общих изменений, происходящих в политической системе России. Общие цели этой реформы следующие:

уменьшить разнообразие систем выборов законодательных (представительных) 
органов государственной власти субъектов Российской федерации ;

повысить роль политических партий в избирательном процессе и тем самым 
стабилизировать деятельность законодательных (представительных) органов  власти субъектов Российской Федерации;

усилить ответственность депутатов (партийных групп) перед избирателями;

повысить  уровень  взаимодействия  законодательных  (представительных) и 
исполнительных   органов   государственной   власти   путем   большей   политической структурированности парламентов и их влияния на выбор главы исполнительной власти (высшего должностного лица) субъекта Российской Федерации;

Начиная с 1993 года, в 9 российских регионах смешанная система уже применялась для выборов региональных законодательных собраний (речь идет о Красноярском крае, Свердловской, Калининградской, Саратовской и Псковской областях, Республиках Марий-Эл и Тыва, Корякском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах).

Во всех этих случаях, за исключением Корякского АО, выборы проходили с использованием 5% барьера для допуска партийных списков к распределению мандатов. Наиболее интересен опыт Красноярского края и Свердловской области.

В Красноярском крае по партийным спискам избиралось чуть менее половины состава Законодательного Собрания края (20 из 42 депутатов) и выборы уже проходили дважды-в 1997 и 2001.

В Свердловской области существует двухпалатный парламент - Законодательное собрание области, состоящее из Областной думы (пропорциональная система выборов) и Палаты представителей (21 депутат, избираемый на основе мажоритарной системы). Полностью по партийным спискам избирается весь состав основной палаты Законодательного Собрания области - Областной думы (28 депутатов), причем действует принцип ротации - каждые 2 года избирается половина состава Областной думы; это означает что выборы по партийным спискам проходят начиная с 1996 года каждые два года (выборы уже проходили в 1996, 1998,2000,2002).

Таким образом, для двух этих важнейших регионов страны выборы по спискам являются доминирующими при избрании законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации.

В 2002 впервые по смешанной системе избрано Псковское областное собрание депутатов (по спискам - 11 из 33 депутатов). В иных регионах до 2003 по спискам избиралась незначительная доля депутатов, и списочные выборы имели скорее символическое, чем реальное значение для получения значимого большинства в региональном парламенте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга  Законодательное Собрание Санкт-Петербурга состоит из 50 депутатов. По состоянию на 01.05.2005года число депутатов составляет 49 . В Санкт-Петербургском парламенте имеются  следующие фракции: самая многочисленная из них это фракция  партии «Единая Россия» 23 депутата, остальные фракции немногочисленны и представляют следующие партии  «Родина», ЛДПР, СПС, Партия «Жизни»

Следующие выборы в Законодательное собрание необходимо проводить в соответствии с пунктом 16 статьи 35 Федерального закона от 12.07.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Пунктом 5 статьи 80 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»установлен срок для приведения законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с вышеуказанной нормой - до 14 июля 2003 года.

В настоящее время требования пункта 16 статьи 35 и пункта 5 статьи 80 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Санкт-Петербурге не выполнены; законодательство Санкт-Петербурга о выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не соответствует указанным выше нормам федерального законодательства, что вызвало острую необходимость в скорейшем выборе той модели избирательной системы, которая соответствовала бы новым требованиям федерального законодательства.

Весной 2005 года на рассмотрения в Законодательное собрание Санкт-Петербурга были внесены 3 законопроекта О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга» от 4 02.2004 №73-16 «О выборах депутатов Законодательного Собрания»  депутатами ЗС  И.Б. Артемьевым, А.И. Белоусовым, И.Б. В.А. Тюльпановым.  

Депутатами было предложено несколько вариантов .

Первая модель – смешанная система выборов , при ,которой 25 депутатов

избираются по одномандатным округам, 25 по спискам политических партий.

Вторая модель-смешенная система, предполагающая увеличение  численности депутатского корпуса до 100 человек ( 50 депутатов избираются по одномандатным округам , 50- по спискам политических партий по единому общегородскому округу.

За основу был принят законопроект В.А. Тюльпанова –представителя партии « Единая Россия», который предлагает в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга избирать 50 депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты,

Выдвинутые политическими , избирательными блоками. Во втором чтении в данный законопроект были внесены следующие поправка , устанавливающая  7% барьер прохождения партии. Законопроект прошел 2 чтения в Законодательном собрании, следовательно 3 чтение должно окончательно принять изменения и парламент  следующие выборы в Законодательное собрания будет проводить по новым правилам, которые   соответствуют Федеральному законодательству..     

2.4.Конституционно-правовые основы многопартийности в России  

В первое десятилетие существования суверенной России политические партии и общественные движения действовали на основании Закона СССР “Об общественных объединениях" от 9 октября 1990 г., затем Закона России “Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г., а также ряда других законодательных актов, регулировавших избирательный процесс. Специальный закон о политических партиях, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки, долгое время не удавалось принять. И только 11 июля 2001 г. был утверждён Федеральный закон “О политических партиях" № 95- ФЗ, который вступил в силу с некоторыми исключениями 14 июля 2001 г. В последствии в данный закон были внесены существенные изменения. Согласно этому закону, политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. (При этом закон не ограничивает выдвижение кандидатов в депутаты, а также кандидатов на выборные должности от избирателей Закон устанавливает жёсткие требования к созданию и регистрации политических партий. В частности, вообще не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. В политической партии должно состоять не менее 10 тыс.членов. С 2006 года вводиться новый порог численности 50 тыс. членов.    Региональные отделения партии должны быть более чем в половине субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделено обеспечению финансовой прозрачности деятельности политических партий. В этом плане закон предусматривает целый ряд норм, среди которых следует выделить государственное финансирование партий. Вместо существовавшей ранее системы авансового финансирования участников федеральных избирательных кампаний установлена система финансирования партий в зависимости от результатов федеральных выборов.

Информация о работе Конституционно-правовые основы многопартийности в России