Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа
Тема данной работы – источники конституционного права РФ. Источники конституционного права являются непременной составной частью конституционного права, поэтому данная тема довольно актуальна в наше время. Хотя такая тема, как источники права, уже давно освоена и иследованна в трудах С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, А.А. Белкина, Ю.П. Еременко. Затрагивалась она так же в трудах Н.С. Бондаря, Б.С. Крылова, посвященных специальным конституционным проблемам . Освещались вопросы источников конституционного права и в учебной литературе, написанные такими ученными, как: А.Е Козлов, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.
Но все же, мы можем говорить, о том, что с позиции последних лет российской истории тема источников конституционного права получает все большее развитие, ее изучение продолжает стимулироваться все новыми факторами.
Введение 3
Понятие источника конституционного права 5
Федеральные источники конституционного права 12
Региональные источники конституционного права 32
Заключение 42
Библиография 43
Еще уставы закрепляют статус соответствующего субъекта в составе Российской Федерации и определяют основы взаимоотношений с ней, полномочия субъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства субъекта.
Большинство уставов содержат подробный перечень прав и свобод
человека и гражданина, устанавливаемых Конституцией РФ. В некоторых
уставах закрепляются дополнительные права, действующие на территории соответствующего субъекта Федерации, им предусмотрены дополнительные гарантии для осуществления прав граждан, проживающих на территории данного субъекта. Так, например, Устав Ставропольского края содержит более расширенную трактовку прав и свобод. К указанным выше нормам – принципам здесь добавлена норма, обеспечивающая равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам (ст. 14). Устав Ставропольского края, единственный из всех такого рода правовых актов, определяет экономическую, финансовую и политическую основу обеспечения прав и свобод жителей края. Вместе с тем, поскольку права и свободы человека и гражданина уже установлены Конституцией РФ, многие уставы либо совсем не содержат норм о правах человека и гражданина (например, Устав Ленинградской области), либо отводят им весьма ограниченное место (например, Устав Саратовской области).
Обычно уставы регулируют правоотношения, связанные с организацией государственной власти. Они включают основные принципы
построения и функционирования
системы государственной власти
субъекта Федерации, отношения, связанные
с порядком образования и функционирования
государственных органов, их виды, структуру,
их правовой статус, формы деятельности
органов государственной
Все уставы содержат разделы, посвященные местному самоуправлению
в соответствующем субъекте Федерации.53 Как и конституции, уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ. Обеспечение такого соответствия относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Норма об обеспечении соответствия уставов Конституции РФ, о ее верховенстве закрепляется в различных формулировках во многих уставах. Уставы некоторых субъектов Федерации устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию РФ, принятии новых федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам.54
В отличи от конституций, уставы
субъектов Федерации при всем
разнообразии их форм и содержания,
как правило, соответствуют Конституции
РФ. Показателен в этом отношении,
например, Устав Пензенской области.
Его первая глава содержит общие
положения правового статуса
Пензенской области. Область провозглашается
административно-
(ст. 1) и т.д.
Уставы некоторых субъектов
Федерации предусматривают
На основании вышеизложенного
мы можем сделать вывод о том,
что в субъектах Федерации
предстоит большая работа по приведению
их уставов в полное соответствие
с действующим федеральным
Среди региональных источников конституционного права важное место занимают законы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, содержащие нормы конституционного права.
Законодательное регулирование, осуществляемое в субъектах Федерации, довольно обширно. Оно определяется, в первую очередь, Конституцией РФ, конституциями и уставами соответствующих субъектов.
Значительная группа общественных отношений, требующих законодательного регулирования со стороны субъектов Федерации, касается
вопросов совместного
ведения Российской Федерации и
ее субъектов. Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции
РФ к ним относятся защита прав
и свобод человека и гражданина,
защита прав национальных меньшинств,
обеспечение законности, правопорядка,
вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами,
природопользования, охрана окружающей
среды и обеспечение
Другую группу общественных
отношений, требующих законодательного
регулирования в субъектах
Во всех конституциях и уставах субъектов Федерации содержатся
нормы, регулирующие порядок законотворческой деятельности. Ими определяются субъекты права законодательной инициативы, устанавливаются процедуры голосования по законопроектам, решаются другие вопросы, относящиеся к этой сфере. Надо сказать, что в большинстве субъектов Федерации в настоящее время законодательство развивается довольно интенсивно55 . Начало этой работе было положено принятием в регионах таких базовых законодательных актов, как законы о правовых нормативных актах (например, Закон Воронежской области от 1 февраля 1995 г. «О правовых нормативных актах Воронежской области»).
В регионах наряду с обычными законами действуют и кодифицированные законы. Они принимаются в тех областях права, нормы которых не систематизированы на федеральном уровне. Речь идет, в частности, о региональной государственной и муниципальной службе, миграционной деятельности и т.д. В результате такой систематизации сокращается число актов субъектов Федерации, изданных по сходным вопросам. Например, Избирательный кодекс Свердловской области отменил 13 областных законов, регламентирующих соответствующие отношения на территории упомянутого региона. Сегодня избирательные кодексы приняты в 11 субъектах Федерации.
Серьезным недостатком в законотворческой деятельности субъектов
Федерации является наличие
множества фактов, когда их законы
будут противоречить
В качестве примеры мы взяли одну из множества группзаконов республик— законы о выборах в органы государственной власти. Так, в законах Республики Бурятия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия)
устанавливается, что активным
и пассивным избирательным
Карелия «О выборах депутатов Законодательного собрания Республики Карелия» избирательного права лишены военнослужащие срочной службы. Законами Татарстана и Калмыкии предусматриваются безальтернативные выборы глав исполнительной власти. В Республике Хакасия законом сокращены сроки досрочного голосования и т.д.
Среди источников конституционного права важное место занимают
акты президентов республик,
глав администрации субъектов
а также акты правительств этих субъектов, содержащие конституционно-правовые нормы. Конституции республик наделяют президентов правом издавать указы и распоряжения, но, как правило, только указы носят нормативный характер.
Уставы субъектов Федерации закрепляют право глав администрации
субъектов принимать постановления и распоряжения. При этом только постановления обычно являются нормативными актами. Указы и постановления издаются во исполнение действующего законодательства.
Они не могут противоречить конституциям, уставам и законам субъектов Федерации, федеральному законодательству. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории субъектов Федерации.
Практика свидетельствует о том, что далеко не все указы и постановления соответствуют действующему законодательству, особенно федеральному. Так, 11 января 1995 г. Президентом Чувашской Республики был издан Указ «О защите военнослужащих», в котором указывается, что из-за отсутствия правовой основы использования военнослужащих в военных действиях на территории Российской Федерации для разрешения межнациональных и региональных конфликтов военнослужащие не могут нести соответствующие юридические обязанности и ответственность. Тем самым Президент Чувашии взял на себя решение вопросов, относящихся к ведению федеральных органов государственной власти.56
К актам правительств субъектов
Федерации относятся
и распоряжения. Постановления, имеющие наиболее важное значение,
как правило имеют нормативный характер и принимаются
по наиболее важным вопросам. Они издаются на основе и во исполнение законов субъектов Федерации, указов и постановлений глав их администраций. Акты правительств не могут противоречить законодательству Российской Федерации и ее субъектов. Они обязательны к исполнению на территории соответствующих субъектов Федерации. Следует сказать, что в некоторых республиках правительство возглавляют президенты этих республик. В частности, Правительство Республики Тыва действует под руководством Президента республики, который подписывает и законы, принятые Верховным Хуралом республики, и указы, и распоряжения Президента, и постановления, а также распоряжения Правительства. На этом основании порой делается вывод о том, что в этих республиках нет четкого разграничения между указами президентов и постановлениями правительств, а статус этих актов носит неопределенный характер.
Конечно, рассматриваемое совмещение должностей может приводить
к путанице в издании актов президентов и правительств. Однако главное здесь совсем не в том, кто подписывает тот или иной акт, а в том, каким государственным органом издан этот акт и в какой мере его издание соответствует компетенции государственного органа, издавшего его.
Заключение
Проанализировав и разобравшись в теме своей курсовой работы, я пришел к выводу о том, что источники конституционного права имеют большое значение для укрепления правового государства.
Источники права, говоря простым языком – это способ, с помощью которого закрепляются нормы права. Этот способ исторически обусловлен. Чаще всего под понятием источника права понимаются нормативно-правовые акты, законы, нормативные договоры, подзаконные акты, т.е. всё, что несёт в себе нормы права. И только осознав и усвоив это, уже можно сделать вывод, что источники играют колоссальную роль в самом процессе правотворчества. Только поняв, и осмыслив значение источников конституционного права, можно глубже изучить процесс правотворчества в государстве. Источники права по своему существу - очень важное правовое понятие, т.к. без способа( формы) выражения и закрепления нормы права не существовала бы и сама норма. Тем более важными являются источники конституционного права, представляющие способ закрепления не просто норм права, а конституционных, основополагающих, норм, призванных регулировать общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества.
Лучше всего проблема источников нашла свое отражение в работах таких авторов, как: О.Е. Кутафин, А.Е. Козлова, С.А. Карапетян и др. Но проблема все же полностью не изучена, и возможно сделать этого нет возможности, в силу того, что источники права постоянно развиваются. Появляются новые источники, вместе с ними новые концепции, которые противоречат старым- от сюда возникает конфликт и множество споров.
На сегодняшний день тема
моей курсовой работы не исчерпывает
собой всех проблем и вопросов
связанных с источниками
Библиография
Нормативно-правовые акты: