Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа
Тема данной работы – источники конституционного права РФ. Источники конституционного права являются непременной составной частью конституционного права, поэтому данная тема довольно актуальна в наше время. Хотя такая тема, как источники права, уже давно освоена и иследованна в трудах С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, А.А. Белкина, Ю.П. Еременко. Затрагивалась она так же в трудах Н.С. Бондаря, Б.С. Крылова, посвященных специальным конституционным проблемам . Освещались вопросы источников конституционного права и в учебной литературе, написанные такими ученными, как: А.Е Козлов, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.
Но все же, мы можем говорить, о том, что с позиции последних лет российской истории тема источников конституционного права получает все большее развитие, ее изучение продолжает стимулироваться все новыми факторами.
Введение 3
Понятие источника конституционного права 5
Федеральные источники конституционного права 12
Региональные источники конституционного права 32
Заключение 42
Библиография 43
И только наличие целостной
системы законодательства может
обеспечить верховенство закона, охватывающего
все сферы жизни общества. «Отсюда
следует необходимость
Итак, принцип верховенства закона означает, что подлежащие правовому регулированию основные, важнейшие общественные отношения
должны регулироваться в первую очередь законом. Разногласия, возникающие между законом и другими нормативными правовыми актами, должны разрешаться на основе главенствующей роли закона.
Согласно Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч. 1 ст. 105).
Никакой другой орган не
обладает правом издания законов. Федеральные
законы принимаются большинством голосов
от общего числа депутатов
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение
пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105). Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае несогласия Государственной
Думы с решением Совета Федерации
федеральный закон считается
принятым, если при повторном голосовании
за него проголосовало не менее 2/3 от
общего числа депутатов
Закон является формой выражения государственной воли российского многонационального народа. Этим обусловлена его главенствующая роль в праве. Законами регулируются наиболее важные отношения в обществе. В большинстве случаев нормы, содержащиеся в законе, регулируют уже сложившиеся на практике отношения. В тех же случаях, когда законом создаются новые отношения оцениваться здесь в первую очередь будет их особая актуальность и значимость для жизни государства и общества.
Закон обладает высшей юридической силой по отношению к актам
всех других государственных органов. Она проявляется в непререкаемости закона, выражающейся в том, что никакой другой орган кроме Государственной Думы не может отменять закон, а издание нового закона в большинстве случаев влечет за собой отмену или изменение других нормативных актов.
Высшая юридическая сила закона находит выражение и в обязательном
соответствии ему всех других нормативных актов. Так, в ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указывается, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить федеральным законам. Статья 115 Конституции РФ, в частности, устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства РФ издаются на основании и во исполнение федеральных законов и в случае противоречия их федеральным законам могут быть отменены. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с компетенцией Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.28
Одной из разновидностей федерального закона является федеральный конституционный закон. Они были официально признаны в Российской Федерации с принятием Конституции РФ 1993 г. Конституция Российской Федерации предусматривает принятие федеральных конституционных законов и в ч. 1 Ст. 108 сообщает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
В литературе проводилась типология законов, которые по своей природе являются конституционными, аргументировалась необходимость выделить их в самостоятельную группу актов и именовать их понятием «конституционный закон». Указывалось, что предметом регулирования таких законов являются «собственно конституционные отношения», что эти конституционные законы были бы «своеобразным «обрамлением» Конституции и непосредственно связующим звеном между ними и остальными законами, иными правовыми актами». Но в СССР и РСФСР понятие «конституционный закон» так и не сложилось.29
К источникам конституционного права относятся федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации »; «О референдуме Российской Федерации»; «О судебной системе Российской Федерации»; «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; «О Правительстве Российской Федерации»; о Государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70). Кроме того, подлежат принятию в соответствии с Конституцией федеральные конституционные законы о чрезвычайном положении (ст. 56); об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66); о режиме военного положения (ст. 87); о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Федерации (ст. 137), которые также будут содержать конституционно-правовые нормы. 30
Согласно Конституции
РФ (ч. 2 ст. 108) федеральный конституционный
закон считается принятым, если он
одобрен большинством не менее ¾
голосов от общего числа членов Совета
Федерации и не менее 2/3 голосов
от общего числа депутатов
«Федеральные законы не могут
противоречить федеральным
Все федеральные законы в Российской Федерации различаются, прежде всего по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться. По этому признаку конституционно-правовые федеральные законы делятся на те из них, которые принимаются по предметам ведения Российской Федерации, и те, которые принимаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.31
К ведению Российской Федерации
относятся: законы о порядке принятия
федеральных конституционных
Федерального Собрания»
; законы о федеративном устройстве
и территории Российской Федерации
(например, Закон РФ от 3 июля 1992 г. «Об
установлении переходного периода
по государственно-
и защите прав и свобод человека и гражданина, о гражданстве в Российской Федерации (например, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»); законы о регулировании и защите прав национальных меньшинств (например, Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов») и т.д.32
Ко второй группе федеральных законов, принимаемых по предметам
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, относятся: законы об обеспечении законности, правопорядка и общественной безопасности (например, Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом»8); законы по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (например, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях
граждан») и т.д.33
Кроме этих двух
видов федеральных
Конституционный суд установил, что Конституция РФ, регламентируя порядок внесения поправок в конституцию, определяет в ст. 136, что поправки к главам с 3 по 8 Конституции Российской Федерации в порядке,
предусмотренном для принятия федерального конституционного
закона, и вступают в силу лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.
Но процедура принятия поправок к гл. 3—8 Конституции РФ отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. Во-первых, количеством субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы
(ст. 104 Конституции РФ). Во-вторых,
для вступления поправок в
силу требуется их одобрение
органами законодательной
Так же следует указать, что федеральный закон не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу указания ст. 136 и 108 для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Как и федеральный, федеральный конституционный закон тоже не может быть формой для принятия поправки. В частности в ч.1 ст.108 говориться, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. 35
Еще одним важным видом федеральных источников конституционного права являются содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ. Согласно Конституции РФ ( ст. 90) Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
Среди нормативных актов, особое место занимают указы, принимаемые Президентом РФ, Они принимаются в процессе осуществления Президентом государственного руководства и регулируют вопросы, связанные с осуществлением его полномочий в организационно-политической области, например: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».36Для указов Президента характерна их направленность на конкретизацию и детализацию принципов закона и издаются они в строгом соответствии с этим законом.
Указы служат дополнительным
средством правового
Среди источников конституционного права важное место занимают
акты палат Федерального Собрания, содержащие конституционно-правовые нормы.38
Согласно Конституции РФ (ч. 2 и 3 ст. 102 и ч. 2 и 3 ст. 103) Государственная Дума и Совет Федерации принимают большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации постановления по вопросам, отнесенным к их ведению. Следует сказать, что среди постановлений палат нормативных актов сравнительно немного. Большинство постановлений являются индивидуальными правовыми актами, которые принимаются по конкретным вопросам.
Особую роль среди актов палат играют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации. Надо сказать, что далеко не все ученые-конституционалисты включают эти акты в число самостоятельных источников конституционного права . Значительная часть из них не делает этого.
Регламент — это нормативный
акт, устанавливающий внутренний распорядок
деятельности палаты Федерального Собрания,
способы осуществления
Регламенты палат содержат
правила, устанавливающие порядок
осуществления палатами своих конституционных
полномочий. Однако они не исчерпывают
всех предписаний относительно порядка
деятельности палат. Наиболее важные для
обеспечения демократической
В число источников конституционного права входят правовые акты
Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов,
нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции РФ).
Поскольку Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 114) обеспечивает проведение в Российской Федерации финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеративной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а также ряд других полномочий, в его функции входит обширная правотворческая деятельность, в том числе и в конституционно-правовой сфере.
Обычно нормы конституционного права содержатся в постановлениях
Правительства РФ, касающихся
конкретизации правового