Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Конституционное право это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Важнейшую роль в формировании и развитии конституционного права играют объективные факторы: экономические, социальные, внутриполитические, международные и др. В этом процессе значительна роль народа как носителя суверенитета и источника власти. Но все это - область материальных источников конституционного права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие источников конституционного права……………………………………6
2. Общефедеральный и региональный уровень источников конституционного права……………………………………………………………………………………11
3. Система иных источников конституционного права Российской Федерации…………………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………….31
Глоссарий……………………………………………………………………………..32
Список сокращений…………………………………………………………………..34
Список использованных источников………………………………………………35
Приложение А…………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ - Источники права РФ.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Здесь, прежде всего, нужно указать на Конституцию РФ. Она - официальная «визитная карточка» постсоветской России, своеобразное зеркало общественной жизни. Отличительной ее особенностью служит то, что все содержащиеся в ней нормы относятся к конституционному праву. Конституция РФ является главным источником отрасли, на базе и в соответствии с которым принимаются все остальные правовые нормы. При этом нормы Конституции РФ имеют первичный характер, они не сориентированы на какие-либо предписания, кроме общепризнанных норм международного права. В ней сосредоточены наиболее общие принципы, которые являются основополагающими не только для конституционно-правовых подотраслей и институтов, но и для системы права в целом.

              Федеральная Конституция закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в Российской Федерации, является правовой основой текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется без каких-либо изъятий (оговорок) на всей территории Российской Федерации. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни, основные права, свободы и обязанности граждан, правовое положение партий и иных общественных объединений, федеральные налоги и сборы, принципы организации, формирования и деятельности органов государственной власти, уголовная и административная ответственность и др. Основания, порядок принятия законов о поправках к Конституции РФ определены главой 9 Конституции РФ. По сфере действия все законы в РФ подразделяются на законы РФ и законы субъектов РФ.

Федеральный конституционный закон. В зарубежной конституционной практике конституционным признается закон, который вносит изменения и дополнения в действующую конституцию страны. Однозначного понятия конституционного закона в конституционной практике нет. Общепризнанно, что по своему юридическому значению конституционным является закон, отличающийся особой «близостью» (юридическим родством) с конституцией страны либо заменяющий конституцию. В этом случае один или несколько конституционных законов есть то, что принято именовать юридической конституцией. Иногда поэтому (как это характерно для Австрии) конституция именуется федеральным конституционным законом. В иных случаях конституционными именуют законы, которые радикально изменяют основной закон страны, к примеру территориальное устройство государства, форму правления и т.д. Конституционный закон в этом случае признается составной частью конституции (так, конституционным законом 1968 г. ранее унитарная Чехословакия была преобразована в федеративное государство. Соответствующий конституционный закон стал составной частью Конституции ЧССР). Чаще же в зарубежной конституционной практике под конституционными законами принято понимать те законы, которые вносят изменения и дополнения в действующую конституцию страны, т.е. уточняют ее содержание. В РФ - конституционными являются законы, принятие которых прямо предусмотрено действующей Конституцией РФ.[5]

Близким (но не тождественным) понятию конституционного закона выступает употребляемое в зарубежной конституционной практике понятие органического закона. Часто органическими считают те законы, которые «органически» вытекают из конституции, т.е. принятие таких законов либо предусмотрено конституцией, либо они конкретизируют положения конституции. Достаточно распространенным является понимание органического закона как акта, определяющего правовой статус органов государства или органов местного самоуправления.

В РФ конституционным является закон, дополняющий и развивающий действующую Конституцию РФ, принимаемый в особом порядке, по вопросам, специально указанным в Конституции, и обладающий наивысшей (после Конституции) юридической силой. К федеральным конституционным законам Конституция РФ относит законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108) и в порядке, который предусмотрен Конституцией. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем тремя четвертями от общего числа депутатов Совета Федерации и не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 108). Ввиду того, что федеральные конституционные законы приняты квалифицированным большинством, в отношении их не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение, т.е. Президент не вправе применить к ним право отлагательного вето. Юридическая сила федерального конституционного закона предусмотрена в ч. 3 ст. 76 Конституции, в которой говорится о том, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации (ч.1 ст. 76 Конституции РФ). В настоящее время действуют федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде» (1994 г.), «Об арбитражных судах в РФ» (1995 г.), «О референдуме» (1996 г.), «О судебной системе РФ» (1997 г.), «Об уполномоченном по правам человека» (1997 г.), «О Правительстве РФ» (1997 г.); «О Государственном гербе» (2000 г.), «О Государственном гимне» (2000 г.), «О Государственном флаге» (2000 г.), «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (2001 г.); «О чрезвычайном положении» (2001 г.); «О военном положении» (2002 г.).

Конституцией России предусмотрено принятие следующих федеральных конституционных законов: по вопросам федеративного устройства (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66); о полномочиях, порядке образования и деятельности Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 128); о пересмотре Конституции и Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).[6]

Федеральные законы как источники права - это нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти РФ (Федеральным Собранием РФ) по предметам ведения Федерации и ее субъектов либо принятые непосредственно народом путем всероссийского референдума. Федеральные законы (обычные, или текущие) кроме традиционной формы могут быть приняты в виде основных принципов регулирования (например, принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основных принципах регулирования местного самоуправления в РФ»), основ законодательства (к примеру, «Основы государственной службы в РФ» - Федеральный закон, принятый в 1995 г.), кодекса.

Основные принципы регулирования и основы законодательства - это законы, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Основы законодательства содержат принципы законодательного регулирования соответствующей сферы общественных отношений (в приведенном выше примере - сферы деятельности местного самоуправления), нормативные общие положения, которые в последующем подлежат конкретизации в нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Основы законодательства - это своего рода модельный закон, содержащий нормы как конкретного регулирования, так и модельные нормы, рекомендуемые к конкретизации в нормативных правовых актах субъектов Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации. К ним относят нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. К основным разновидностям законов субъектов РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ.[7]

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» законом субъекта Российской Федерации: а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении; б) устанавливаются основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, определяется порядок деятельности органов местного самоуправления; г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ; д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта Российской Федерации, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов; ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе его долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума; к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти РФ, а также выборов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; л) устанавливается административно-территориальное устройство; м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти.

К общефедеральным источникам конституционного права относятся и постановления палат Федерального Собрания. В большинстве своем это акты внутриорганизационной деятельности парламента РФ, а в ряде случаев - форма реализации контрольных и распорядительных полномочий. Иногда они могут содержать и правовые нормы общего характера (постановления об утверждении регламентов, положений о комитетах и комиссиях и др.).

В структуре общефедеральных источников конституционного права особое место занимают указы и распоряжения Президента, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, но они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (статья 90 Конституции РФ).

Активное, использование Президентом приведенной конституционно-правовой возможности породило указную практику и привело к формированию так называемого указного права, т.е. появились указы, которые по существу имеют значение закона. Такие указы могут быть обозначены как квазизаконы.

Профессор Виктор Осипович Лучин, указывая на недостатки указной практики, склоняется к отрицательной оценке указного права в целом. Для него указ как квазизакон — нечто немыслимое. А если вдуматься основательнее?

Все же Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как его глава предоставляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.[8]

Президент избирается всенародно сроком на 4 года. Следовательно, Президент - высокозначимая и высоколегитимная политическая фигура, ключевой орган в механизме российского государства, высшее должностное лицо в иерархии государственных служащих. Иначе говоря, конституционно-правовой статус Президента таков, что со специально-юридической точки зрения он один способен противостоять Федеральному Собранию, а его палатам (Государственной Думе и/или Совету Федерации) - тем более. По объему и характеру полномочий Президент не уступает общефедеральному парламенту, а подчас даже превосходит его. Заметим, что в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ, Президент может распустить Государственную Думу. Никакой федеральный закон (ни обычный, ни конституционный) не вступает в силу, если нет подписи Президента.

Для правильного уяснения соотношения федерального закона и указа Президента приведенное весьма существенно. Как известно, юридическая сила правового акта, принимаемого соответствующим государственным органом или должностным лицом, определяется местом и ролью последних в системе органов государственной власти, в механизме государства. Президент и Федеральное Собрание (Государственная Дума как палата, уполномоченная в соответствии со ст. 105 Конституции РФ принимать федеральные законы, находясь на вершине пирамиды власти, в условиях разделения властей обладают приблизительно одинаковым конституционно-правовым статусом, а по ряду позиций Президент юридически даже сильнее Федерального Собрания. Это равенство конституционно-правового статуса Президента и Федерального Собрания в условиях разделения властей ведет к тому, что такое же соотношение по признаку юридической силы устанавливается и между федеральным законом и указом. То есть указ Президента, не являясь по форме законом, последнему по своей юридической силе не уступает.

Социальная практика такова, что по различным причинам достаточно часто возникают ситуации, когда требуется тот или иной актуальный вопрос незамедлительно разрешить на основе права, но закона нет или он есть, но настолько устарел, что применение его не ведет к разрешению проблемы, а, напротив, рождает новые проблемы. В таких случаях принятие указа не исключено. И такой шаг может иметь положительное значение. А это значит: едва ли правильно относиться всегда отрицательно к указному праву в целом. Словом, в условиях разделения властей в ряде случаев указ, не являясь по форме законом, в содержательном и предметно-функциональном отношениях может выступать как закон (квазизакон), т.е. отнюдь не всегда указ является, строго говоря, подзаконным актом.

Вместе с тем, если Федеральное Собрание по вопросу, разрешенному указом, приняло закон, то указ теряет силу. Но нельзя забывать и то, что не подписанный Президентом закон не вступает в силу.

Федеральными источниками конституционного права могут быть и нормативно-правовые акты исполнительной власти: акты Правительства, министров и др. Важность этих актов обусловлена той ролью, которую они выполняют в механизме государства.

В качестве источников конституционного права федерального значения являются декларации. Таковы, например. Декларация о государственном суверенитете от 12 июня 1990 года, Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года и др.

В соответствии с Конституцией РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (часть четвертая 4 статьи 15 Конституции РФ). Это ведет к тому, что некоторые международно-правовые акты рассматриваются в качестве федеральных источников конституционного права.[9]

Информация о работе Источники конституционного права