Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности информации, в
системе государственного управления; раскрытие понятия информационной
системы государственного управления, ее роль. Для достижения этой цели
необходимо решить ряд задач:
- выявить что такое информация, ее роль в государственном управлении;
- дать определение информационной системы государственного управления и
выявить ее особенности;
- рассмотреть проблемы функционирования информационной системы
государственного управления и выходы из сложившейся ситуации;
Следовательно объектом данной курсовой работы является информация, а
предметом информационная система государственного управления.
Введение………………………………………………………………….2
Раздел 1. Понятие информации и ее значение для
государственного управления……………………………..3
1. Понятие информации и ее значение для
государственного управления………………………………….3
2. Классификационные признаки информации………………….5
3. Качественный аспект информации в
органах государственного управления…………………….…12
Раздел 2. Информация система государственного управления…15
1. Понятие информационной системы
государственного управления…………………………………15
2. Пути видоизменения и совершенствования
информационной системы государственного управления….19
Заключение……………………………………………………………..23
Список использованной литературы и источников…………..… 25
В обществе в целом и в государственном управлении в частности всегда
существовала и в каждый данный момент существует определенная
информационная система, охватывающая саму информацию (ее совокупный
массив), формы методы и средства ее обработки и людей, включенных в
информационные процессы. Поэтому когда говорится о создании и
совершенствовании информационной системы государственного управления, то
имеется в виду не просто система, функционирование которой связано с
формированием, регистрацией, сбором, обработкой и хранением информации,
отражающей состояние определенных объектов и субъектов в их динамике,
качественно и принципиально новое явление. Проблема не сводится к простому
внедрению в управление новейшей вычислительной техник , создание сетей и
программ ЭВМ, как это полагали многие ученые и практики в 60-х годах. Она
гораздо объемнее, сложнее, глубже и труднее в разрешении. Применение
микроэлектроники, информатики, микропроцессоров, роботов и других
современных обслуживающих средств открывает возможности перевода всей
работы с информацией на новые научные и технические уровни, создания
рациональных и эффективных информационных технологий.
Как удачно подметил Г.Л. Смолян, «автоматизация есть новая,
интеллектуальная «технология», охватывающая все в принципе возможные
объекты управления – операции, ресурсы, оценки. Переход к этой новой
«технологии», использующей компьютеры, в историческом плане, по-видимому,
является куда более революционным, чем появление поточного производства,
конвейерных линий и систем автоматического регулирования»[5].
«Нетрадиционность» проблемы состоит в том, что посредством ее решения
закладываются предпосылки, основа того будущего общества, которое
обозначено понятием «информационного». Без соотнесения сути этого
(предполагаемого) общества и информационной системы государственного
управления нельзя понять и сформулировать концепций последней.
Создание информационной
приложение новых технических средств к разбухшей и бюрократизированной
государственной машине, а построение новой системы государственного
управления, основанной на плюрализме форм собственности, гражданском
обществе, широком развитии самоуправленческих механизмов, полноте прав и
свобод личности, торжестве закона и других демократических принципах и
ценностях. В то же время современная организация управляемых объектов и их
взаимодействий, характер информационно-обрабатывающей техники, возможности
новейших средств связи (спутники, лазеры, световоды и т.д.) и другие
факторы обуславливают единство и всеохватываемость информационной системы
государственного управления. Нельзя ограничиваться региональными и
отраслевыми, кустовыми и иными локальными информационными системами в
управлении. В государстве должна быть общая система государственного
управления с построенной внутри нее единой информационной системой. Тогда
можно надеяться на рациональность и эффективность государственного
управления.
Информационно-технологические
управлении имеют комплексный характер, связаны с одновременным и
согласованным использованием информационных, организационных, правовых,
социально-психологических, кадровых, технических и многих других факторов.
Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы
работы с информацией, так и функциональной и организационной структур
управления, состава и структуры всей управленческой деятельности, характера
и построения управленческих отношений, да и иных управленческих явлений.
Особенно актуально
для рационального и эффективного государственного управления. В числе
единиц такой информации следует выделить:
. сведения, отражающие материальные, производственные, социальные,
технические и технологические параметры управляемых объектов;
. данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих производственную,
социально-обслуживающую, духовно-культурную, и иную, имеющую
потребительский характер, деятельность управляемых объектов;
. материалы, определяющие деятельность государственных органов в сфере
управления
(законодательные и иные
обязательства и плановые задания, указания вышестоящих органов,
результаты контрольных актов и т.д.);
. сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки
Такие единицы информации
управляющих подсистем и их звеньев, закладываться в первую очередь в
действующие в их рамках информационные системы. В них нужны и данные о
развитии научно-технической мысли и ее новейших достижениях, о передовом
управленческом опыте в стране и за рубежом.
2.2.
Пути видоизменения и
государственного управления.
Созданная ранее система информационных связей перестала в полной мере
соответствовать современным требованиям. Это объясняется, прежде всего,
тем, что переход страны к рыночной экономике потребовал нового подхода к
информационной и информационно-аналитической поддержке в сфере
государственного управления. Информация стала рассматриваться как ресурс,
без которого нельзя использовать современные технологии и методы
управления[6]. В связи с этим информационная система государственного
управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое
качество.
Прежде всего, это достигается за счет использования современных
автоматических информационных систем управления, новой компьютерной техники
и других средств коммуникации. В данный момент сдвиги в техническом
оснащении рабочих мест в системе государственного управления ,на лицо, хотя
полностью потребность
в компьютеризации будет
зависимости от возможностей технических средств выделяют механизированные,
автоматические и автоматизированные информационные системы в управлении.
Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие
механические средства ручного обращения с информацией, электронно-
вычислительную технику и человеческий разум. Есть несколько направлений
деятельности по формированию таких систем. Одно – чисто технико-
технологическое, решаемое кибернетиками и другими специалистами в области
электронно-вычислительной техники и информатики. Другое – непосредственно
управленческое – состоит в стандартизации и унификации управленческой
информации, и продвижение по нему идет пока медленно. В результате
существуют как бы две подсистемы в управлении, недостаточно связанные между
собой: подсистема управленческой информации, которая обрабатывается в
ручную, передается обычными почтовыми, телеграфными и телефонными
средствами, выражается часто в произвольной форме и субъективистски
ориентированным содержанием; другая же приспособлена к условиям и
требованиям электронно-вычислительной техники, обрабатывается и передается
ею. Информатика как новая механизированная технология сбора, передачи,
переработки и использования информации, основанная на новейших ЭВМ и
периферийных устройствах, средствах коммуникации и взаимосвязях человека с
информацией, занимает незначительное место в информационном обеспечении
государственного управления. Третье направление связано с тем, что
информация в государственном управлении при обработке и хранении ее любыми
средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и
часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений.
Сегодня имеется возможность не только давать информацию на обработку
машинам и потом пользоваться подготовленными ими материалами, а через
информационную систему , точнее, через средства информатики вырабатывать и
реализовывать целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия,
получать и оценивать отчетную, учетную и контрольную информацию, вести
прямой разговор с иными управляющими и управляемыми компонентами. Для этого
надо юридически решить вопросы о непосредственном сочленении информационной
системы и системы государственного управления, а также о полномочиях
должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения
соответствующей информации в информационную систему.
Во-вторых, путем дифференциации информационных потоков и создания на
их основе специализированных банков данных. Важное значение в этом
отношении имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 28
февраля 1996 г. № 226, в соответствии с которым утверждено «Временное
положение о
государственном учете и
отмечается в Положении, государственный учет и регистрация баз и банков
данных осуществляется в целях:
> информирования граждан и организаций о содержащихся в базах и банках
данных информационных ресурсов, а также о порядке доступа к ним.
Информация о работе Информационная система государственного управления