Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа
Цель работы – изучение государственной власти от ее происхождения до современности.
Цель предусматривает решение ряда задач:
- изучение происхождения государственной власти;
- раскрытие понятия государственной власти и ее признаков;
- рассмотрение государственной власти в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4
Глава 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ПРИЗНАКИ 13
Глава 3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 20
3.1 Структура государственной власти 20
3.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации 23
3.3 Законодательная власть в Российской Федерации 25
3.4 Исполнительная власть в Российской Федерации 27
3.5 Судебная власть Российской Федерации 30
3.6 Формы и методы осуществления государственной власти 37
3.7 Характеристика законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Государственная власть осуществляется через деятельность государственных органов и учреждений, которые образуют механизм (аппарат) этой власти. Механизм государственной власти олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь через структуру органов власти. Наверное, поэтому государственную власть всегда отождествляют с органами государственной власти, особенно с высшими. Но с научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Это объясняется тем, что государственную власть властвующий субъект может реализовать самостоятельно, например, через референдумы и другие институты непосредственной (прямой) демократии народ участвует в принятии важнейших государственных решений. И несомненно, политическая власть в стране изначально принадлежит не государству и его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект наделяет властными полномочиями органы государственной власти, а не передает им свою власть.
Государственную власть также называют централизованной организацией силы. Несомненно, любой власти необходима сила авторитета: опираясь на силу авторитета, власть глубже и полнее выражает интересы всех слоев общества, всего народа, на сознательное и добровольное подчинение. Для обеспечения существования государственной власти всегда были и есть предметно-материальные источники силы, а именно вооруженные организации или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также другие принудительные вещественные придатки - тюрьмы и т.п. Организованная сила является гарантом государственной власти, обеспечивает ее принудительную способность. Но если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности. Поэтому она должна обязательно направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта.
Государственная власть осуществляется, используя самые различные средства и методы. Это, как правило, сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с этими методами государственная власть использует и другие специальные средства и методы, которыми не обладает никакая другая социальная власть. К ним относятся государственные органы, которые в совокупности образуют государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или признанные государством. К специальным методам относятся разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления.
Итак, рассмотрев основные черты, признаки государственной власти, подытожим. Государственная власть – это способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов.
Рассматривая структуру государственной власти можно выделить две группы основных элементов:
Система чиновников, администрации, военных, судей, а также других лиц, обеспечивающие выполнение общегосударственных функций составляют структуру государственной власти.
Специально
созданная и постоянно
Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвленную и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных формах поступают ему от общества.
Для выполнения своих функций этот особый слой людей - аппарат государства - наделяется властью, то есть возможностью с помощью принуждения, насилия, когда возникает необходимость, подчинить другие слои населения своей воле, обеспечивать осуществление тех или иных интересов. Для этого в первичном государстве, также в отличие от социальной организации первобытного общества, появляются такие специфические социальные инструменты, как суды, тюрьма, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные на возможность принуждения.
Государственный аппарат включает:
Государственные органы имеют определенные формы деятельности, иерархию, например, выделяют центральные и местные органы.
Государственные органы, как правило, реализуют свою компетенцию, издавая соответствующие акты (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.).
Государственные органы образуются по правилам, определяемым государством, и представляют собой часть единой системы государственной власти. Государственные органы являются самостоятельной, организационно обособленной единицей государственного аппарата, специализированной для осуществления определенной функции и наделенной компетенцией, необходимой для реализации этой функции. При возникновении новой функции государства созданий отдельного государственного органа не является обязательным. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена.
Государственно-властные полномочия государственных органов позволяют им решать в пределах своих прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами и обеспечивать исполнение этих актов. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, то есть совокупности предметов их ведения, целей, задач, функций, прав, обязанностей, форм и методов деятельности.
Государственные органы действуют на четкой правовой основе.
Построение органов государственной власти Российской Федерации осуществляется на следующих принципах:
1) Принцип суверенитета государственной власти, то есть верховенства и независимости власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях.
2) Принцип единства системы государственных органов, который обозначает, что вся система органов государственной власти должна осуществлять свои полномочия как единый организм в рамках единого суверенного государства.
3) Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
4) Принцип выборности. По этому принципу происходит формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.
5) Принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности системы органов государственной власти. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними.
6) Принцип разделения властей, в соответствии с которым органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Разделение властей – это, прежде всего, правовая форма демократии7.
Принцип
разделения властей воспринят теорией
и практикой всех демократических
государств. Как один из принципов
организации государственной
Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью8.
Система разделения властей не нарушает единства государственной власти, а, наоборот, создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти реально существует прежде всего на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и судебной власти в форме осуществления своих конституционных функций, а также взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек и противовесов» между ними. Законодательные органы издают законы, на основании которых действуют органы исполнительной и судебной власти, осуществляют бюджетный контроль, назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы.
Глава государства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т. д. Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствии конституции предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющими юридической силы.
Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).
Три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.
Информация о работе Государственная власть, ее происхождение и структура