Государственная власть, ее происхождение и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение государственной власти от ее происхождения до современности.
Цель предусматривает решение ряда задач:
- изучение происхождения государственной власти;
- раскрытие понятия государственной власти и ее признаков;
- рассмотрение государственной власти в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4
Глава 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ПРИЗНАКИ 13
Глава 3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 20
3.1 Структура государственной власти 20
3.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации 23
3.3 Законодательная власть в Российской Федерации 25
3.4 Исполнительная власть в Российской Федерации 27
3.5 Судебная власть Российской Федерации 30
3.6 Формы и методы осуществления государственной власти 37
3.7 Характеристика законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа содержит 1 файл

Государственная власть курсовик.doc

— 268.00 Кб (Скачать)
    1. Законодательная власть в Российской Федерации

     Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) органами Российской Федерации и ее субъектов, управомоченными осуществлять законотворческую деятельность.

     Органы  законодательной власти формируются на самой демократической основе, то есть избираются непосредственно населением, выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общественный характер. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов. Они принимают нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению или применению другими государственными органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

     Общефедеральным органом законодательной власти в Российской Федерации является Федеральное собрание Российской Федерации, в состав которого входят две палаты - Государственная дума и Совета Федерации, действующие в масштабах всей Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 3) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации  избирается 450 депутатов. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

     В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

     Членом  Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации9.

     Другие  органы законодательной власти, действующие на территории России, являются региональными (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и т.д.), их законодательная власть осуществляется в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации.

     Основная  их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов.

     Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные  полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью  исполнительных органов власти.

     Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов, и решения которых носят обязательный характер.

     Работа  депутатов в законодательных  органах федерального уровня осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Это положение обеспечивает отсутствие зависимости от любых юридических или физических лиц.

    1. Исполнительная  власть в Российской Федерации

     Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации и ее субъектов, управомоченным осуществлять государственное руководство и исполнительно-распорядительную деятельность в сфере государственного управления. К органам исполнительной власти относятся – федеральные органы (высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ; центральные федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации); органы исполнительной власти субъектов РФ (президенты и главы администраций субъектов федераций, их правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства). Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

     Органы  исполнительной власти либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением.

     Органы  исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности – исполнительно-распорядительную. Они непосредственно реализуют акты представительных (законодательных) органов государственной власти, Указов Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и в исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, нормативных указов Президента и нормативно-правовых актов руководителей глав администраций субъектов РФ, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

     Органы  исполнительной власти подразделяются на:

    • органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);
    • органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (главным образом министерства ил комитеты, например министерство обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

     Роль  Правительства регулируется помимо Конституции Федеральным конституционным законом 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации10", другими федеральными законами, указами Президента РФ.

     Порядок формирования Правительства РФ определяет Конституция РФ. Особенность его формирования определяется особой формой правления в РФ, устанавливаемой Конституцией (смешанная республика). Правительство действует в течение срока полномочий Президента (т.е. в течение шести лет). В соответствии с Конституцией Правительство прежнего состава слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. При этом до сформирования Правительства нового состава старое Правительство продолжает выполнять свои полномочия и прекращает их выполнение после утверждения состава нового Правительства. Возглавляет Правительство Председатель, который назначается на свою должность Президентом с согласия Государственной думы. Совет Федерации в назначении председателя Правительства не участвует.

     Правительство имеет право в полном составе  подать в отставку, если сочтет невозможным  осуществление возложенных на него функций до окончания срока своих полномочий. Подать в отставку имеют право и отдельные члены Правительства. Отставка всего Правительства или отдельных министров принимается или отклоняется Президентом РФ. Правительство в целом обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесения на рассмотрение Государственной думы законопроектов от своего имени. По ряду законопроектов (о введении или отмене налогов, государственных займах, изменении финансовых обязательств государства, предусматривающих расходы из государственного бюджета) требуется обязательное согласование (экспертиза) Правительства.

     Правительство РФ - это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.

     Полномочия Правительства РФ заключаются в том, что оно:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ;
  • направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

     Распоряжения  Правительства вступают в силу со дня их подписания. Все акты Правительства  могут быть обжалованы в судебном порядке.

     Одно  из важнейших направлений деятельности Правительства - осуществление законодательной инициативы. Это направление реализуется на первой стадии законодательного процесса в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган должен принять к своему производству. Такие предложения должны имеет законные основания.

     Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождения от их уплаты, о выпуске государственных  займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемы за счет федерального бюджета могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

     Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента РФ, и указом же Президента в эту  структуру могут вноситься необходимые изменения по предложению Председателя Правительства.

     Федеральное министерство представляет собой федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью или сферой деятельности. Министерство функционирует на основе единоначалия, и его руководитель (министр) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство обязанностей.

     Члены государственного комитета утверждаются на должность и освобождаются  от должности Правительством РФ. Федеральные  министерства и государственные комитеты обладают собственной компетенцией в соответствующей сфере управления. В рамках этой компетенции министерства и государственные комитеты осуществляют общее руководство вверенной им сферой управления, контроль за деятельностью нижестоящих органов исполнительной власти, взаимодействие с другими органами государственной власти и общественными объединениями.

    1. Судебная  власть Российской Федерации

     По  Конституции РФ судебная власть в Российской Федерации является третьей отраслью власти, которая осуществляется только судами на основе закона. Создание чрезвычайных судов запрещено. Судебная власть конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть в РФ осуществляется только судами, входящими в судебную систему РФ, в лице судей и привлекаемым в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

     Сама  судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 "Судебная власть"), Федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации" 1996 г. и другими федеральными законами.

     В соответствии с законом судебная система РФ включает в себя Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.

     Закон "О судебной системе"11 регулирует общий порядок создания и упразднения судов. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ создаются только в соответствии с Конституцией РФ и могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию. Другие федеральные суды создаются и упраздняются на основании федерального закона.

     Судьи Конституционного суда РФ, Верховного и Высшего арбитражного суда РФ назначаются  на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

     Конституционный суд РФ - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо должен осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде РФ"12 1994 г. Конституционный суд РФ действует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Государственная власть, ее происхождение и структура