Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:24, контрольная работа
Понятие власти является одним из центральных в политологической науке и даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических объединений, движений и процессов, самой политики. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества.
Сибирский институт управления-филиал РАНХиГС
КАФЕДРА политических наук и технологий
Межсессионная
контрольная работа по дисциплине
«Политология»
Фамилия |
Карпова |
Имя |
Татьяна |
Отчество |
Ивановна |
Номер группы: |
11315 |
Дата сдачи |
22.11.12 |
Номер варианта |
5.Государственная власть |
«Основой власти во всех государствах- как унаследованных, так и смешанных, и новых – служат хорошие законы и хорошее войско» Н.Макиавелли
Чтобы понять, что такое государственная власть, необходимо знать, что такое власть вообще. Известно, что государственная власть является не единственным видом общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований.
Понятие власти является одним из центральных в политологической науке и даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических объединений, движений и процессов, самой политики. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества.
Термин «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах.
Во-первых, это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;
во-вторых, это господство над людьми;
в-третьих, это лица, органы, облечённые соответствующими властными полномочиями.
Анализ данных трактовок позволяет сделать вывод, что специфическим признаком власти является доминирование властной воли..
Для возникновения властных отношений необходимо: наличие, как минимум, двух субъектов; выражение воли властвующего субъекта; использование властвующим субъектом оснований и ресурсов власти; подчинение субъекта, в отношении которого власть осуществляется (совершения действия, соответствующего воле субъекта, обладающего властью). Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах. Как и любое явление, власть имеет свои источники.
Источники власти – объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся:
1. Физическая либо социальная сила. Сила и принуждение рассматриваются как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и др.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти.
2. Богатство - владение материальными ценностями в виде денег, собственности или средств производства.
3. Знания и контроль над информацией. Известный американский социолог и футуролог Олвин Тоффлер пишет по этому поводу: «В современном мире знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти».
4. Люди, как универсальный, многофункциональный источник власти, который создаёт все другие её источники.
Власть также имеет свою структуру, которая включает субъект власти, объект власти, процесс властвования, ресурсы властного воздействия.
Субъект власти, воплощающий в себе активное, направляющее начало. В политике – это ее субъект (отдельный человек; общность людей: социальная группа; класс; партия; государство; коалиция государств), добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле.
Необходимые качества субъекта власти: желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях, директивных указаниях, приказах и т.п.; компетентность, профессионализм; знание дела, за которое он берётся; умение руководить подчинёнными; авторитет.
Объект власти, то есть подчинённые. В политике это объект политики, характеризующийся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта. Это обусловливается тем, что власть невозможна без доминирования воли субъекта и без подчинения объекта. Если отсутствуют подчинение, ответные действия со стороны объекта, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.
Процесс властвования, т.е. способы, механизмы взаимодействия властвующего субъекта и объекта. Здесь наиболее ярко выделяются мотивы подчинения объекта власти субъекту властвования. Мотив может основываться на страхе перед санкциями, на привычке подчиняться, на заинтересованности к выполнению воли властвующего, на убеждённости в необходимости подчинения, на авторитете носителя власти и др.
Ресурсы властного воздействия - средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями: важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.); средства, способные влиять на внутренний мир, мотивация человека; средства, с помощью которых человека можно лишить его ценностей, например, жизни, здоровья, имущества и т.д. Ресурсы условно можно разделить на: силовые, экономические, символические.
Власть как явление выполняет в обществе определенные функции, которые можно разделить на два вида:
1. Интеграционно-регулятивные функции, связанные с организацией взаимоотношений субъектов политики, обладающих разнообразными политическими целями: достижение общественного согласия, поддержка общественного порядка и стабильности, координация, арбитраж, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами; выявление и разрешение конфликтов и др.
2. Функции руководства и управления, обеспечивающие выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли: подготовка, принятие и реализация решений, организация их выполнения; контроль за реализацией принятых решений; оценка их эффективности и корректировка предпринятых действий и решений.
Обобщенно процесс функционирования власти в обществе можно представить следующим алгоритмом: оценка факторов, воздействующих на общество - формирование концептуальных целей, исходя из оценки каждого фактора - выработка концепции развития общества – практическая реализация выработанной концепции по каждому направлению власти.
Таким образом, в своем общем значении понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».
Политологию, как науку о политике, в первую очередь интересует все, что связано с функционированием власти в обществе –политическая власть. Политическая власть и государственная власть тесно взаимосвязаны. Обусловлено это тем, что политическая власть в общем смысле этого слова есть власть государственная, т.е. такая, исходит от государства и реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. В тоже время понятие политической власти шире понятия власти государственной, ибо политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической организации общества: в рамках политических партий, общественных организаций, профсоюзов, международных организаций и т.д. Однако государственная власть всегда является ядром политической власти, её основным содержанием.
Государственная власть - это форма политической власти, характеризующаяся способностью влиять на характер, направления деятельности и поведения людей, социальных групп, классов, посредством экономических, социальных, политических, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения нормального функционирования общества.
Особенность государственной власти
состоит в том, что это институализированная
политическая власть, т.е. власть, реализующаяся
при помощи специализированных институтов,
каковыми являются государство в целом,
а также его отдельные институциональные
структуры. (силовые, судебные, парламент,
административно-
Государственная власть
реализуется через
Сущность и свойства государственной власти находятся в органической связи с ее функциями. Функции государственной власти нельзя отождествлять с функциями государства. Взаимоотношение этих категорий может быть определено как соотношение формы и содержания.
К основным функциям государственной
власти можно отнести: правотворчество,
правоисполнительную и
Характерные признаки государственной власти:
1. Суверенитет, её верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях, т.е. она распространяется на все общество
2. Выступает в качестве силы, концентрированно выражающей и символизирующей общество в целом.
3. Обладает монополией
на легальное использование
4. Осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.).
5. Обладает исключительным правом на нормирование жизни всего общества, правом на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
6. Имеет право на взимание налогов и различного рода сборов, имеющих для населения всеобщую обязательность.
7. Легальность - государственная
власть опирается или по
9) Легитимность власти –т.е.
а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;
б) ее поддержка населением,
в) ее международное признание.
Существует множество
средств обеспечения
Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.
10. Носит публично-политический характер; Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы и общеобязательность ее указаний
Таким образом, рассмотрев признаки государственной власти, можно сказать, что с появлением государства организация и осуществление власти сосредоточиваются в руках специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами, то есть власть осуществляется через «аппарат власти» и основывается на институтах организованного, государственного принуждения. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, служить личности, обеспечивая и охраняя права и свободы граждан
Любая государственная власть имеет очень сложную структуру, как правило, включающую в себя следующие элементы: субъекты, нормы, средства, методы и цели субъектов государственной власти.
Субъекты государственной власти – это, прежде всего, три ветви власти на всех уровнях их функционирования - от центрального(федерального) до микроуровня - власти в первичных организациях.