Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:09, контрольная работа
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем
этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная
потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть
различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо
регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной
жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их
организации.
Введение.
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к
пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение
для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и
политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и
механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей
политологии. Первые
попытки разобраться в
политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии,
Китая и Греции.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека
одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал умы
философов и писателей.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно
связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств,
обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем
этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная
потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть
различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо
регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной
жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их
организации.
1. Определения власти.
В политической литературе существуют многочисленные определения власти.
Например, Т. Гоббс считал, что сласть – это средство достичь блага в будущем, и
сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к сласти, прекращающееся лишь
смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю
вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность
одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы.
В то же время Х. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному
человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Лукс, отвергая это
суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное
представление: некий А тем или иным образом воздействует на
Б. П. Моррис уточняет, что власть – не просто способ воздействия на
кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то
или чего-то. О том же говорит и А. Гидденс: обладание властью означает
способность менять порядок вещей.
Г. Лассуэлл и А. Каплан в книге “Власть и общество” подчеркивают, что власть
есть участие в принятии решений. Для Т. Парсонса власть – это система
ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. Р. Арон считает, что власть
– это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений
с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями. Б.
Рассел определят власть как производство намеренных результатов.
Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой
власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и
славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие –
подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях
легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не
любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров.
Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если
не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть
организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации
– в точке соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее
свойство, как принуждение.
Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти,
выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о
способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет
власти, без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие,
которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле.
Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради
достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по
своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать
образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является
препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником,
промежуточным звеном.
Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит налагать
свою волю на волю других. Власть – это реальная
способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по
отношению к другим социальным силам или личности.
Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть
функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах;
ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя
людей, общественные группы. Пространство власти может быть совсем малым,
скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим –
государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур.
Поэтому можно выделить различные виды власти: экономическая и политическая;
светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная;
центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная,
власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.
Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все
стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях
разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает
значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она
оформляется в законах, преобразуясь в новую власть — государственную.
Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через
функционирование специальных структур, предполагает использование
принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых
норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти.
Политическая власть
выступает как фактическое
социальных сил. Государственная власть - это непосредственный продукт
политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей
деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако
ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также
власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни
государственная — к политической. Государство выполняет и неполитические
задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех
или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.).
2. Соотношение политики и власти
Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и
взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом
политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за
власть, за овладение ею и ее удержание — проблема политическая, независимо
от того, решается она путем выборов, назначений, захвата. Как правило,
власть не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели.
Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры
власти самых разных масштабов — от правительства, президента, парламента до
региональных и местных структур. Новые правители, осуществляя свои интересы
и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая
становится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается
причиной власти, а власть — причиной политики. Можно сказать, что политика и
власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.
Вопрос этот имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В
конкретных политических ситуациях за всеми вопросами политики, так или иначе,
стоят вопросы власти, ее сохранения и удержания. Так, перед выборами власть
зачастую проводит популистскую политику заигрывания с народом, пустых
обещаний; демонстрирует отеческую заботу о бедных, больных, благо, в нашем
отечестве их немало. Заинтересованные в сохранении данной власти иностранные
государства шлют своих визитеров самого высокого уровня с обещанием
кредитов, с демонстрацией поддержки существующего режима и т.д. Само
завоевание и удержание власти уже есть политика со всеми ее атрибутами —
постановкой задач, выбором целей, средств, методов борьбы и т.д.
3.
Структура власти.
3.1. Субъект и объект власти.
Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго,
пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к
действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в
отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть
субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама
власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или
подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может
распространяться на отношения между людьми, группами людей и миром вещей,
духовным миром, то есть объектами, не способными действовать, выполнять
распоряжения. Потому выражения типа "власть денег", "власть вещей", "власть
идей", "власть над природой" — это не более, чем метафоры, образные
выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от