Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа
Цель работы – изучение государственной власти от ее происхождения до современности.
Цель предусматривает решение ряда задач:
- изучение происхождения государственной власти;
- раскрытие понятия государственной власти и ее признаков;
- рассмотрение государственной власти в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4
Глава 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ПРИЗНАКИ 13
Глава 3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 20
3.1 Структура государственной власти 20
3.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации 23
3.3 Законодательная власть в Российской Федерации 25
3.4 Исполнительная власть в Российской Федерации 27
3.5 Судебная власть Российской Федерации 30
3.6 Формы и методы осуществления государственной власти 37
3.7 Характеристика законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Государство стало порождением новой структурной организации общества: выделился из общества особый слой людей, основным занятием которых стали государственное управление, организационная и контрольная деятельность. Даже в небольшом по численности первичном городе-государстве насчитывалось до 130 управленческих должностей. К ним относились руководители работ, военачальники, смотрители за строительством и состоянием ирригационных сооружений, учетчики, писцы, гонцы и т.д.
Этот
слой людей составил новое структурное
образование – аппарат
Государственный аппарат уже с самого образования имеет сложную структуру. Для своего содержания нуждается в определенных средствах, которые поступают ему от общества в виде налогов, дани и т.п.
Для любого государственно организованного общества требуется хорошее управление, и дальнейшее развитие государственности связано с формированием управления, установлением новых форм, отменой неэффективных.
Для выполнения функций управления особый слой людей - аппарат государства - наделяется властью, то есть наделяется правом и возможностью с помощью принуждения, а при необходимости и насилия, подчинить другие слои населения своей воле для обеспечения осуществление своих целей. Для этого появляются такие специфические социальные инструменты, как суды, тюрьма, полиция, армия, другие органы государства, направленные на возможность принуждения.
Основными органами управления были все же ориентированы на выполнение общесоциальных функций, управление производственной деятельностью, духовной жизнью общества, на обеспечение необходимого религиозного поведения. Специальные органы в функционировании раннеклассового государства не играли большой роли.
Раннеклассовое государство в своем дальнейшем развитии переросло в государство упомянутого выше, так называемого азиатского способа производства. Рабовладельческие государства в Греции и Риме возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств и являются уникальными государствами.
Многие народы, в том числе российский народ, создавали свою государственность, минуя рабовладельческий этап.
Многие общие социальные закономерности возникновения государства, открытые теорией государства, наши свое полное проявление и в истории Российского государства.
Переход
от присваивающей экономики к
производящей на основе земледелия, «городская
революция» – появление городов-
Уже в VII-IХ вв. н.э. в основных ареалах расселения славянских племен возникают многочисленные города-государства, выполняющие те же общесоциальные функции, которые города-государства выполняли и у других народов. Да и организация этих первичных городов-государств (аппарат управления, территориальная организация и т.д.) были те же: князь с дружиной, городская община, заменившая родовые связи на связи территориальные, соседские, народное собрание, совет и т.п.
В северо-западном ареале укрепленные «городки», древнерусские грады, расположенные по течению Волхова от Ладоги до Новгорода представляли собой первичные города-государства России. Торгово-ремесленное поселение в Ладоге сложилось еще в VII веке.
С XI века происходит бурное развитие славянских и других восточно-европейских племен. Происходит выделение новой ранне-дружинной организации, городской государственной администрации. Городище V-VII веков с языческими святилищами, славянскими жилищами-полуземлянками обрастает поселениями общинников-земледельцев и постепенно превращается в город-государство – богатый и многолюдный славянский торгово-ремесленный, военный, управленческий центр.
Параллельные процессы «городской революции» – итоги и результаты неолитической революции – идут и у окружающих славян этносов, в частности, в Скандинавии, втягивая в торговые, культурные, способствуя взаимному развитию государственности.
Характерно, что даже первоначально название этой первичной российской государственности у северных, скандинавских народов, с которыми славяне поддерживали мощные культурные, торговые и иные контакты, было «гардар» – страна городов. И только впоследствии в IХ-ХI веках, когда из городов-государств выделились Новгород, Ладога, особенно Киев, и вокруг них стала формироваться славянская государственность, она в южном ареале приобрела название Киевская Русь.
Таким образом, происхождение государственной власти происходит разными путями: через военно-иерархические структуры, династическую монополизацию общественных должностей (аристократический путь), и, наконец, путем закрепления положений, привилегий экономически господствующего класса.
Государственная власть – особая разновидность социальной власти. Она отличается от всех других видов социальной власти, во-первых, субъектами властеотношений, которые имеют властные полномочия и специфический правовой статус (ветви власти, органы государства, органы местного самоуправления, должностные лица). Во-вторых, имеет публично-политический характер и юридическое оформление, поэтому действует в режиме правовых ограничений в соответствии с принципом «разрешено только то, что закреплено в законе». В-третьих, официально представляет всё общество, распространяется на всех и каждого, независимо от политических, религиозных, национальных и др. предпочтений и особенностей лиц. В-четвёртых, в классово антагонистическом обществе решает задачи классового подавления, в современном гражданском обществе – задачи приведения общества к согласию, равновесию, благополучию. В-пятых, поддерживается потенциальной или реальной возможностью применения силы государственного принуждения5.
Государственная власть представляет собой особую разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.
Чтобы более полно раскрыть понятие государственной власти, нужно рассмотреть и охарактеризовать ее признаки. Н.А.Пьянов обозначает следующие признаки государственной власти6:
Основоположники марксизма давали определение государственной власти как организованное насилие одного класса для подавления другого. Такая характеристика для классово-антагонистического общества, может быть, и верна. Тем не менее любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к такому определению -"организованное насилие". В этом случае создается представление, что государственная власть является врагом всему живому, любому проявлению творчества и созидания. И, следовательно, вызывает неизбежное негативное отношение к органам власти и тем лицам, кто ее олицетворяет. Отсюда следует неверный и очень даже не безобидный социальный миф о том, что всякая власть является проявлением зла, которое любое общество просто вынуждено терпеть. Этот миф является одним из источников разного рода проектов смены государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.
Часто власти государственную и публичную отождествляют, имея в виду, что публичная власть является и властью государственной. Это не совсем точное утверждение, так как к публичной власти необходимо отнести власть, присущую первобытному обществу, которая также носила всенародный характер и распространялась на всех членов общества. В научных и учебных изданиях дают определение государственной власти как разновидность публичной власти особого рода, и рассматривать ее нужно как способность или возможность осуществлять управление, руководство обществом.
В научных исследованиях, в учебной литературе часто отождествляют также власть государственную и политическую, имея в виду, что государственная власть – в первую очередь власть политическая. Для такого суждения есть определенные основания, так как политическая власть изначально возникает как власть государственная и долгое время пребывает таковой и пребывает. Объясняется это тем, что в историческом плане в государстве первой политической организацией явилась государственная власть, просуществовавшая в единственном числе значительное время. Со времененtм в обществе сформировались и другие политические организации (например, политические партии), власть которых тоже приобрела политический характер. Исходя из этого, можно сделать вывод, что государственная власть и политическая – это не совсем одно и то же, так как кроме государственной имеют место быть другие формы политической власти. Но государственная власть остается всегда властью политической, и всегда ее следует рассматривать как способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом.
Рассмотрим несколько форм легитимация государственной власти. Три формы легитимации первым выделил немецкий политолог М.Вебер: традиционную, харизматическую и рациональную. Первая, традиционная легитимация основана на действующих в обществе обычаях и традициях, часто ее связывают с ролью религии, а также с личной, племенной или сословной зависимостью. Другая, харизматическая легитимация, обусловлена особыми (нередко приписываемыми преувеличенными) качествами каких-то определенных государственных лидеров. Благодаря чему, такие государственные деятели порой становятся символами государства и, как правило, пользуются всеобщей поддержкой населения. И, наконец, третья рациональная легитимация опирается на разум. Население, выделяя кредит доверия такой государственной власти, руководствуется собственной оценкой, которую дает анализируя деятельность этой власти. Каждый гражданин вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. То есть, он не только имеет право, но и должен активно участвовать в формировании органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в выборные (представительные) органы, осуществлять контроль за их деятельностью, при необходимости быть инициатором их роспуска или реформирования. Право и долг гражданина - участвовать в принятии государственных решений, используя все виды демократии. И так, при демократическом режиме не должно только властвующих и только подвластных. Все высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть - власть народа, одновременно являются объектом и субъектом власти. Основу такой легитимации составляют не лозунги и обещания действующей власти, а ее практические действия, решения, направленные на благо всего демократического общества.
Легитимность государственной власти наряду с признанием ее населением страны характеризуется еще и легальностью, которая означает, что государственная власть законна и ее формирование, организация и функционирование осуществляется в соответствии с законодательством, действующим в стране: конституцией, законам и другими нормативными правовыми актами. Легальность входит в состав легитимности и является ее юридическим выражением.
Информация о работе Государственная власть, ее происхождение и структура