Государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

В этой работе, мы постараемся изучить структуру государственной власти, рассмотреть её функции, принципы работы, а также систему органов во власти, и одновременно характер, форму осуществления и сравнить систему государственной власти в Советском Союзе и в современной России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие государственной власти . . . . 5
1.2. Признаки государственной власти . . . 6
1.3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата . . . . . . . . 7
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Системное единство государственной власти и разделение властей . . . . . . . . 10
2.2. Концепция единой государственной власти, отрицающая разделение властей . . . . . . 12
2.3. Легальность и легитимность государственной власти 14
ГЛАВА 3. СОЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
3.1. Разделение властей в контексте философии . . 18
3.2. Контрольные органы государственной власти в системе разделения властей . . . . . . 21
3.3. Единство государственной власти и разделение властей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 27

Работа содержит 1 файл

кур №5(хороший).docx

— 44.31 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ  

         1.1. Понятие государственной власти . . . . 5

         1.2. Признаки государственной власти . . . 6

      1.3. Принципы  организации и деятельности государственного  аппарата . . . . . . . . 7

      ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ 

      2.1. Системное  единство государственной власти  и разделение властей . . . . . . . . 10 

      2.2. Концепция  единой государственной власти, отрицающая разделение властей . . . . . . 12 

      2.3. Легальность  и легитимность государственной  власти  14 

      ГЛАВА 3. СОЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ 

      3.1. Разделение  властей в контексте философии . . 18

      3.2. Контрольные  органы государственной власти  в системе разделения властей . . . . . . 21

      3.3. Единство  государственной власти и разделение  властей 23

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 26

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 27

        
       
       
       
       
       
       
       

ВВЕДЕНИЕ 

    Государственная власть - это важнейший атрибут  государства, наделённый властными  функциями по управлению страной. В  современном демократически ориентированном  обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические  свойства правителя, а суверенитет  народа; его волей, выраженной в конституции  страны, определяется характер государственной  власти и формы её осуществления.

    Необходимым условием укрепления и развития государственной  власти являются законность, единообразное  и неуклонное исполнение законов  которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная  власть относится к числу необходимых  и специальных средств для  управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных  для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне.

    Проблемам государственной власти посвятили  работы большое количество учёных: В.Е Чиркин, С.С. Алексеев, И.Н. Гомеров, В.Д. Перевалов и многие другие.

    Актуальность  выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема государственной  власти и проблема разделения властей  стоит наиболее остро. 

      В этой работе, мы постараемся  изучить структуру государственной  власти, рассмотреть её функции,  принципы работы,  а также систему  органов во власти, и одновременно  характер,  форму осуществления  и сравнить  систему государственной   власти в Советском Союзе   и в современной России.

    Структура данной курсовой работы включает в  себя введение, три главы и заключение. В первой главе изложены понятия, принципы государственной власти, а  также деятельность государственного аппарата и его организация. Во второй главе нашли отражение вопросы легальности и легитимности власти, её системном единстве. В третьей  главе был рассмотрен принцип разделения властей,  контрольные органы власти и их место в контексте философии. 

    Выше  изложенное предопределяет характер данной работы: она является попыткой общего изучения понятия государственная власть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ 

    1.1.Понятия  государственной власти 

    Власть  – это возможность и способность  осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и  насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или  иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той  или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

    Особое  значение в человеческом обществе имеет  не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения  матери и малолетнего ребёнка), а  сознательная, общественная власть, в  основе которой лежит существование  определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные  связи (как при родоплеменном  строе), а на иные факторы. Необходимость  сознательной, общественной власти в  человеческих коллективах проистекает  из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей  в коллективе и коллективов между  собой.

    Особого рода коллектив – современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему  присуща политическая власть. Эта  власть является не частной (как в  семье) или корпоративной (как в  политической партии), а публичной. Она действует от имени всего  общества, и даже если представители  этой власти заявляют о её классовом  характере (Китай, КНДР или Куба), они  утверждают, что в конечном счёте такая власть служит коренным, долговременным интересам общества (например, утверждается, что диктатура пролетариата имеет своей целью создать «самое справедливое» социалистическое, а затем коммунистическое общество).

    Политическая  власть, как правило, получает свое выражение в государственной  власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.). 
 

    1.2. Признаки государственной власти 

    Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

    Существует  несколько признаков государственной  власти:

    1) Государственная власть выступает  как официальный представитель  общества данной страны. Только  она юридически уполномочена  действовать от имени всего  общества и как таковая применять  от его имени в случае необходимости  легализованное и в большинстве  случаев легитимное принуждение,  насилие.

    2) Государственная власть обладает  верховенством в обществе, она  суверенна. Осуществление всех  других разновидностей власти  может регулироваться государством, правом.

    3) Регулируя отношения различных  классов, социальных и иных  групп, государственная власть  выполняет арбитражную роль в  обществе, хотя при этом, прежде  всего, защищает интересы экономически  доминирующих классов и слоёв  населения, наиболее влиятельных  «групп давления».

    4) В отличие от политической, государственная  власть в высокой степени формализована,  её организация, порядок деятельности  детально определяются конституционными  нормами, иным законодательством.

    5) Государственная власть реализуется  специализированным государственным  аппаратом (парламент, правительство  суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть  Советов в условиях двоевластия  опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования  государственной власти.

    В федеративном государстве государственной  властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации  и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих  президентов (республики в России и  Югославии). Однако государственная  власть субъекта федерации имеет  подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

    Государственную власть, как власть, выступающую  от имени всего общества, следует  отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной  и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или  иной административно – территориальной  единицы (округа, района и т.д.).

      

    1.3.Принципы  организации и деятельности государственного  аппарата  

          Под принципами организации  и деятельности государственного аппарата понимаются руководящие абстрактные  положения, на основе которых формируются  и функционируют государственные  органы.

    К ним относятся:

    • принцип законности – принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;
    • принцип эффективности – обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;
    • принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;
    • принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;
    • принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;
    • принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;
    • принцип национального равноправия, требующий равного доступа к замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;
    • принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;
    • принцип федерализма, который выражает единство государственной власти в федеративной стране при разграничении предметов ведения федерального центра и отдельных субъектов Федерации;
    • принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;
    • принцип разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕНОЙ  ВЛАСТИ 

2.1.Системное  единство государственно власти  и разделение властей 

    Государственная власть едина в том смысле, что  она осуществляется государственным  аппаратом в целом (институциональным  элементом государства) и что  не существует нескольких конкурирующих  «государственных властей». В частности, в этом заключается государственный суверенитет. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы. Во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определённый принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви (разделение властей «по горизонтали») – это не раздробление единой власти, а принцип строения институционального элемента государства, структурно-функциональная характеристика организации, или механизма, государственной власти.

    Единую  государственную власть осуществляет государственный аппарат, который  представляет собой систему государственных  органов. В рамках этой системы различаются  три подсистемы (три относительно самостоятельные и взаимодействующие  системы), образующие законодательную, исполнительную и судебную ветви  аппарата государственной власти как  целого. В основе такого структурного строения аппарата государства лежит  функциональная дифференцированность государственной власти1. Обычно её объясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и отправления правосудия. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами разрешают споры о праве.

    Можно подчеркнуть, что теоретическая  конструкция разделения труда по государственному управлению объясняет  лишь наличие законодательных, исполнительных и судебных органов. Причём из этой конструкции вовсе не вытекает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, не вытекает разграничение законодательных, исполнительных и судебных полномочий. Например, эта конструкция допускает, что орган исполнительный, управляющий в соответствии с общеобязательными нормами, одновременно сам может издавать общеобязательные нормативные акты. Эта конструкция не отрицает и такое разделение труда по государственному управлению, при котором один и тот же орган устанавливает и исполняет законы, например, может принять закон по любому вопросу индивидуального характера.

Информация о работе Государственная власть