Институты государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:22, реферат

Описание работы

Государство располагает разветвленной системой органов власти, ключевую роль играют органы законодательной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной власти. Эти органы осуществляют разделение властей, осуществляют реальное управление страной. Они должны быть независимы и уравновешены друг другу. Среди институтов власти важное место занимает парламент - высший законодательный и представительный орган. Представительный - в нем заседают избираемые или частично назначаемые представители народа - депутаты. Депутат - это человек, представляющий народ, от имени народа принимает государственное решение.
Законодательный - его задача принимать закон.

Содержание

1. Парламент - высший законодательный и представительный орган власти.
2. Правительство - высший исполнительный орган.
3. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.
4. Судебная власть, как вид государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Институты государственной власти.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

    Институты государственной  власти.

    1. Парламент - высший  законодательный и представительный орган власти.

    2. Правительство - высший  исполнительный орган.

    3. Глава государства и его роль в структуре институтов власти.

    4. Судебная власть, как вид государственной власти.

                1.

    Государство располагает разветвленной системой органов власти, ключевую роль играют органы законодательной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной власти. Эти органы осуществляют разделение властей, осуществляют реальное управление страной. Они должны быть независимы и уравновешены друг другу. Среди институтов власти важное место занимает парламент - высший законодательный и представительный орган. Представительный - в нем заседают избираемые или частично назначаемые представители народа - депутаты. Депутат - это человек, представляющий народ, от имени народа принимает государственное решение.

    Законодательный - его задача принимать закон.

    Парламент - слово впервые появилось в Англии. Первый парламент возник в 1265 г. в Англии. Однако он не был в буквальном смысле слова органом народного представительства. Первый парламент представлял высшие сословия.

    Народными представительными органами парламенты стали после буржуазной революции, введение всеобщего избирательного права.

    Парламенты в разных странах назывались по разному. Парламент - Великобритания, Франция; Конгресс - США, Латинская Америка; сейм - Польша, Финляндия, Федеральное собрание - Россия, Народное собрание - Беларусь.

    Парламенты  бывают 1-2 палатным, В РБ - нижняя - палата представителей, верхняя - Совет Республики.

    Наличие палат имеют положительные и  отрицательные черты:

    Положительные:

    1. Увеличивается народное представительство.

    2. Позволяет, представляет народ - регионы, области, местную власть.

    3. Позволяет учитывать ее влияние.

    4. Способствовать разделению властей. 

    Отрицательные:

    1. Усложнение бюрократии, принятие  законов. 

    Верхние и нижние палаты имеют отличия:

    1. Нижняя палата практически всегда  выбирается народом, а верхняя  - частично избирается или назначается  Беларусь.

    2. Верхняя палата имеет более  долгий срок полномочий

    3. В верхнюю палату выбираются  более опытные (старые люди), а в нижнюю - с 21 года. В РБ верхняя палата - с 30 лет, нижняя - с 21 года.

    4. Верхняя палата по количеству  меньше нижней.

    Парламент - это проффессиональный постояннодействующий орган. Она работает круглый год. В РБ парламент собирается на 2 сессии в год.

    Депутаты  парламента обладают депутатским иммунитетом (депутатская неприкосновенность). Депутат не может быть задержан, лишен неприкосновенности без согласия парламента, кроме измены, тяжелого преступления, задержаны на месте. Уголовные дела рассматривает верховный суд.

    Депутаты  парламента имеют полномочия:

    1. Право законодательной инициативы.

    2. Право голоса при принятии  закона или решения.

    3. Право запроса в устной форме  или письменном виде.

    4. Имеют право избирать руководящие  органы парламента. 

    Основные  полномочия парламента РБ:

    1. Рассматривают проекты законов.

    2. Выборы президента.

    3. Назначение премьер-министра.

    4. Заслушивает премьер-министра.

    5. Назначение членов суда. 

    Принимаемые законы рассматриваются нижней, а затем верхней палатой. Все законопроекты проходят 4 чтения. 1) то, что принимают за основу; 2) дополнения; 3) согласование и уточнение; 4) устранение шероховатостей.

    Закон, принятый парламентом поступает президенту на подпись. Президент может отклонить, внести изменения. Этот законопроект может быть повторно, если за него проголосовало 75% депутатов. Если в течение 10 дней президент не вернул законопроект, он все равно утвержден.

    Парламент может быть распущен досрочно. В РБ может быть распущен, если откажет в доверии правительству, откажется принять на пост премьер-министра. Парламент может быть распущен, если будет грубое нарушение закона.

    Не  допускается роспуск парламента:

    - в течение одного года работы;

    - в последние 6 месяцев работы  президента;

    - при отсрочке президента от  власти (импичмент);

    - в условиях чрезвычайного военного  положения.

                 2.

    Среди органов большую роль играет правительство. Оно является центральным институтом управления государством. Ни одно не может существовать без правительства.

    Правительство - центральный коллегиальный орган, т.к. сюда входят министры. Оно осуществляет исполнительную и распорядительную функции

    Правительство формируется по-разному. В парламентских. В Беларуси - только 5 членов правительства формируются с согласия членов парламента, а остальные называются президентом.

    В парламентской республике правительство ответственно президентом.

    В РБ подотчетно президенту, ответственно перед парламентом.

    Правительство в своей структуре включает министерство, государственный комитет, общереспубликанские учреждения.

    Функции правительства:

    1. Осуществляет общее руководство и управление внутриреспубликанскими и внешними делами.

    2. Координирует и согласовывает  деятельность министерства.

    3. Разрабатывает проект бюджета  и после исполняет.

    4. Через министерство руководит  экономикой, образованием.

    5. Обладает законодательной инициативой.

    6. Представляет страну на международной  арене.

    Подобные  полномочия выполняет и правительство РБ, но еще:

    1. Разрабатывает направления внешней и внутренней политики.

    2. Издает постановления. 

    Руководит правительством - премьер-министр, проводит заседания, подписывает решения правительства, информирует президента о своей деятельности.

                 3.

    Правительство - распорядительный орган. Важное место занимает глава правительства. Это определено тем, что самое демократическое государство нуждается в управлении. Должен быть человек олицетворяющий государство, является символом - глава государства (Президент).

    В РБ - главой был председатель верховного совета.

    В 102 странах - глава государства - президент.

    Формы правления: президентская, парламентская, смешанная.

    Ограничения:

    1. Возраст.

    В РБ:

    - президент не моложе 35 лет

    - нет судимостей

    - проживает в РБ более 5 лет

    - гражданин РБ 

    Полномочия  президента.

    В президентских и смешанных государствах широкие полномочия. Обладает возможностью воздействия на законодательный  процесс, реальной исполнительной властью, силами правопорядка, является главнокомандующим.

    Здесь существует жесткое разделение властей. Парламент не может распустить правительство, а президент разогнать парламент.

    В смешанных государствах - двойная ответственность правительства.

    Конгрисингатура - декреты приобретают силу, если их подписывает глава правительства.

    В парламентских республиках: президент - символ государства, подписывает законы парламента, всей деятельностью руководит премьер-министр.

    В РБ - президент занимает особое место, его полномочия прямо или косвенно перекрывают все ветви власти. Он - верховный главнокомандующий, гарант конституции, олицетворяет единство народа, представляет республику на мировой арене.

    Он  не только глава государства и  руководит и формирует правительство. Может назначать и смещать губернаторов, судей. Может, объявляет о чрезвычайных событиях. Он может распустить парламент, если парламент вынесет квотам недоверия президенту, если парламент не утверждает премьер-министра дважды.

    Президент имеет свою администрацию. Главная  задача администрации - обеспечивать взаимодействия президента с органами власти.

    В случае смещения президента, исполнительные обязанности премьер-министр (или вице-президент).

                 4.

    Законодательные органы издает законы, исполнительные - предопределяют в жизнь, суд - наказывает за нарушение законов и их несоблюдение.

    Судебная  власть - система независимых государственных органов, судов, признанных от имени государства осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется только судом. Судебная власть основывается на авторитетности, уважении, традиции. Решение судебных органов - закон обязательного выполнения.

    Судебная  власть осуществляется системой судов: конституционный, верховный, высший хозяйственный, областные, муниципальные и другие суды.

    Существенное  место занимает прокуратура.

    Прокуратура:

    - Осуществляет надзор за точным  исполнением законов, декретов, общественных  организаций.

    - Надзор за исполнением по гражданско-административными  нарушениями, поддерживает исполнительные суда.

    Суд возник вместе с государством (князьями, вождями)

    Функции суда:

    1. Наказания - за нарушение государственных  предназначений.

    2. Разрешение споров между государством  и гражданином.

    3. Разрешение конфликтов между  государством и предприятием.

    4. Восстановление и реабилитация  правосудия.

    В демократических государствах:

    1. Независимость суда.

    2. Выборы суда.

    3. Коллегиальное рассмотрение больших  дел.

    4. Право на обжалование решений.

    5. Гласность.

    6. Состязательство судей (прокурор и судья упражняются в красноречии).

    7. Равенство субъектов перед законом.

Информация о работе Институты государственной власти