Антидемократический государственно-правовой режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Долгое время – семьдесят лет советской власти и сто лет абсолютной монархии в России привели к тому, что большинство населения не только не знало об элементарных правах и свободах человека и гражданина, но и наоборот считало их, под влиянием государственной пропаганды, особенно советской, вредной и лживой выдумкой. Положение это мало изменилось после буржуазной революции 1991 года. Несмотря на последовавшее принятие Конституции 1993 года, закрепившей либеральные ценности и свободы, применение ее было существенно ограничено сложившейся социально-экономической обстановкой 90-ых годов – периодом жесточайшего экономического кризиса, политической конфронтации законодательной и исполнительной власти, криминализации общества, обострившимися сепаратистскими тенденциями в регионах, неудачная попытка преодоления которых насильственными методами привела к войне в Чечне, унесшей десятки тысяч жизней и нанесшей огромный материальный ущерб экономики этого региона.

Содержание

Введение стр.3
Вопрос 1. Понятие государственно-правового режима стр.8
Вопрос 2. Особенности антидемократического
государственно-правового режима стр.12
Вопрос 3. Разновидности антидемократических
государственно-правовых режимов стр.18
Заключение стр.36
Список использованной литературы стр.37

Работа содержит 1 файл

Антидемократический государственно-правовой режим.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

    Однако  гражданское общество развивается  и в своём развитии стремиться к демократии, установлению демократического режима как формы упорядочения и  закрепления на государственно-правовом уровне гражданских отношений. Это  легко проследить на примере России. После крушения тоталитарного строя стали прививаться либеральные ценности (экономические). Произошел переход от плановой к рыночной экономике. Одним из первых был принят Гражданский Кодекс, закрепивший в правовую форму торговые отношения.

    Гражданское общество в России, его переходное состояние и определяет государственно-правовой режим. Нельзя просто называться демократическим, нужно иметь к этому серьёзные основания. Государство на данном этапе представляет собой наметивший курс корабль, и впереди Российское общество ждут серьёзные трудности. Во-первых, сам переход от тоталитарного общества к гражданскому, сложен тем, что требует смены психологии. Для жизни в демократическом обществе нужно, что бы человек мог самостоятельно принимать решения, чётко видеть своей целью достижение прибыли только на основании закона.

    Именно  из-за незнания, «правил» нового общественного  строя (в частности, рыночной экономики), не удалась приватизация и многие другие попытки правительств, справедливо  разделить собственность между гражданами. Более того, это усилило неравенство и привело к правовому нигилизму, который характеризуется не желанием народа управлять государством. Право, которым теперь «реально» можно воспользоваться, права, которое гарантированно основным законом России. Из реального оно превращается в формальное. Гражданин не чувствует, что управляет государством, через своего представителя.

    Отдельным вопросом встаёт вопрос Средств Массовой Информации, с одной стороны они  теперь связывают нас со всем миром, однако они зачастую попадают в руки кругов, которые склоняют общественность на свою сторону, заставляют думать людей так как им хочется. Победоносцев писал, что при демократии говорит тот, кто больше заплатит. В развитом гражданском обществе пресса в полном смысле слова независима ни от каких политических и экономических элит, это и делает её независимой четвёртой властью. Когда же СМИ становятся рупором, определённых экономических элит общество нельзя назвать демократическим. Из-за этого СМИ дискредитируют себя в глазах общества и теряют свою власть.2

    Экономически  и идеологически произошел разрыв общества и власти. Когда это происходит власть чувствуя свою бесконтрольность начинает коррупционизироваться. Возникает  угроза автократии, когда правящая элита начинает задумываться только о лично-корыстных интересах. Данилов в работе «Трансформация общества» писал, что «там где появляется очень много свободы, а общество не может ею грамотно воспользоваться, её скоро отнимут». Это нужно считать закономерностью, так как повсюду видны нарушение, превышение полномочий и т.п. Общество должно быть готово, хотя бы оно должно стремиться к реализации своих прав.

    Несмотря  на это многое уже сделано, и ситуация будет стабилизироваться. Способы  и методы организации государственной власти постепенно оформляются на законодательном уровне, теперь важно, что бы они были восприняты «на местах». А для этого нужно сделать их эффективно работающими. Этого возможно добиться, усилив ответственность органов исполнительной власти перед гражданами, в случаях нарушения его прав и свобод и возмещения причиненного ему вреда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности антидемократического государственно-правового  режима
 
 

    Недемократический режим характеризуется ликвидацией  или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти в положения сугубо формальных институтов.

    Логически завершенной и наиболее опасной  разновидностью недемократического режима является фашизм. Фашистский режим  как крайняя форма авторитарного  режима полностью ликвидировал в 30– 40-е годы в ряде западных стран буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил все или почти все оппозиционные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база фашизма создается в основном за счет жаждущей власти и богатства мелкой буржуазии, отчасти средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.

    Фашистские  режимы – показатель резкого обострения социально-классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельство того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечить свое господство, опираясь лишь на либеральные, демократические методы. Она вынуждена под страхом утраты государственной власти прибегать к широкому использованию террористических методов. Ярким примером тому могут служить фашистские режимы, существовавшие в довоенный период в Германии и Италии.

    Для этих режимов были характерны сочетание  репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев; официально насаждаемые через средства массовой информации, антисемитизм и гонения инакомыслящих; прикрытие антинародной политики лозунгами заботы о благе народа; постоянно проводимая на государственном уровне «охота на ведьм» и «всех иных», несогласных с политикой фашистских лидеров; опора правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы; непререкаемая власть вождя – фюрера, дуче, ставших «богами» фашистской Германии и Италии; абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной; диктатура исполнительной власти повсеместно под предлогом проведения «кардинальных реформ», борьбы за «единство нации», за установление демократии, торжество законности и справедливости; паралич и политическая нейтрализация деятельности парламентских структур; замена представительной власти народа властью политиканствующей клики; лишение парламента традиционной компетенции – творить закон.3

    Согласно, например, Закону о ликвидации бедственного положения народа и государства, принятому 24 марта 1933г. в Германии, вся законодательная деятельность была фактически закреплена за правительством. Оно наделялось полномочиями принимать любые законы без какой-либо санкции парламента (рейхстага). При этом допускалось, что такие законы могли и не соответствовать Конституции. Международные договоры не нуждались более в ратификации парламента. Канцлер наделялся исключительными прерогативами на разработку и внесение на рассмотрение правительства проектов законов. Последние вступали в силу на следующий день после их утверждения.

    До  недавнего времени в нашей  стране и за рубежом считалось, что  рассмотрение особенностей фашистского  режима вообще и государственно-правовых проблем фашистской Германии в частности, равно как и других тоталитарных государств, является исключительно делом историков и данью истории.

    Однако  оживление в последнее время  неонацистских элементов в Германии, праворадикальных объединений в  других странах, раздувание «фашистских» и «околофашистских» страстей в России свидетельствуют о том, что пристальное внимание к данной тематике – это не только дань трагической немецкой истории, но и потребность не менее трагической российской современности.

    Антидемократический политический режим делится на тоталитарный и авторитарный.

    а) Тоталитарный режим характеризуется  контролем государства над всеми  областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

    Признаки  тоталитарного политического режима:

    1) государство стремится к глобальному  господству над всеми сферами  общественной жизни, к всеохватывающей  власти;

    2) общество практически полностью  отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого,  ибо в политическом сознании  формируется представление о единстве власти и народа;

    3) устанавливается монопольный государственный  контроль над экономикой, средствами  массовой информации, культурой,  религией, вплоть до личной жизни,  до мотивов поступков людей; 

    4) абсолютная, антиправовая регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

    5) государственная власть формируется  бюрократическим способом, но закрытым  от общества каналам, окружена  ореолом тайны и недоступна  для контроля со стороны народа;

    6) создается всеохватывающие системы официозных массовых организаций, с помощью которых осуществляется контроль над гражданским обществом.

    7) доминирующим методом управления  становятся насилие, принуждение,  террор;

    8) господство одной партии, реальное сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиции, установление культа личности вождя и высшего партийного руководства;

    9) наличие одной официальной идеологии, 

    10) права и свободы человека и  гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

    б) Авторитарный режим можно рассматривать  как своего рода компромисс между  тоталитарным и демократическим  политическими режимами. Он мягче, либеральнее  тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима. 4

    Авторитарный  режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной  группы и т.д.) при минимальном  участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Его главное отличие от тоталитарного состоит в том, что авторитарный режим распространяет свои принципы только на сферу государственного аппарата (чиновники, армия и полиция) и параллельно этому продолжает существовать гражданское общество, которое этот государственный аппарат контролирует (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

    Признаки  авторитарного политического режима:

    1) в центре и на местах происходит  концентрация власти в руках  одного или нескольких тесно  взаимосвязанных органов при  одновременном отчуждении народа  от реальных рычагов государственной  власти;

    2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

    3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;

    4) суд выступает по сути вспомогательным  органом, вместе с которым могут  использоваться и внесудебные  органы;

    5) сужена или сведена на нет  сфера действия принципов выборности  государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

    6) в качестве методов государственного  управления доминируют командные,  административные, в то же время  отсутствует террор, практически  не применяются массовые репрессии,  жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

    7) сохраняется частичная цензура,  существует своего рода «полугласность»; 

    8) отсутствует единая идеология  (в отличие от тоталитаризма  здесь не оправдывают свои  поступки стремлением к высоким целям)  

      Антидемократический режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, сосредоточением всей полноты государственной власти в руках главы государства и полное подчинение ему государственного аппарата. Логически завершенной и наиболее опасной разновидностью недемократического режима является фашизм. Хотя данный режим и был уничтожен в 30-40-е годы ХХ столетия, в настоящее время происходит оживление неонацистских элементов в Германии, раздувание «фашистских» страстей в России (особенно среди молодого населения страны) свидетельствуют о том, что данной тематике нужно уделение большего внимания со стороны государства и общества. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Разновидности антидемократических  государственно-правовых режимов
 
 

     В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной  власти. Все же по определенным общим  признакам политические режимы можно  разделить на две большие группы - авторитарные и демократические режимы.

Информация о работе Антидемократический государственно-правовой режим