Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:01, контрольная работа
Экологические права и обязанности граждан - один из важнейших институтов экологического права.
Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии за¬креплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое до¬полняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим пра¬вонарушением.
Экологические права и обязанности граждан - один из важнейших институтов экологического права.
Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии закреплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.
Статьей 42 Конституции
РФ предусмотрены следующие экологические права человека:
право на благоприятную окружающую среду;
право на достоверную информацию о ее
состоянии;
право на возмещение ущерба, причиненного
здоровью или имуществу экологическим
правонарушением.
Право на благоприятную
окружающую среду конкретизировано
в ст. 11 Закона "Об охране окружающей
среды". Благоприятной окружающей
средой признается такая
среда, качество которой обеспечивает
устойчивое функционирование естественных
экологических систем, природных и природно-антропогенных
объектов, и параметры которой соответствуют
установленным стандартам, обеспечивающим
охрану жизни и здоровья человека, растительного
и животного мира, сохранение генетического
фонда. Состояние такой среды должно отвечать
нормативам, касающимся ее чистоты, экологической
устойчивости, видового разнообразия
и эстетического богатства.
В систему нормативов качества окружающей
среды входят:
основные требования к нормированию качества
окружающей среды (ст. 20 Закона);
• нормативы качества окружающей среды:
нормативы, установленные в соответствии
с химическими показателями состояния
окружающей среды, в том числе нормативы
предельно допустимых концентраций химических
веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии
с физическими показателями состояния
окружающей среды, в том числе с показателями
уровней радиоактивности и тепла;
. нормативы, установленные
в соответствии с
• иные нормативы качества окружающей
среды (ст. 21 Закона);
• нормативы допустимого воздействия
на окружающую среду: . нормативы допустимых
выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов
(ст. 23 Закона); . нормативы образования
отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение (ст. 24 Закона);
. нормативы допустимых физических воздействий
на окружающую среду (ст. 25 Закона);
. нормативы допустимого изъятия компонентов
природной среды (ст. 26 Закона);
нормативы допустимой антропогенной нагрузки
на окружающую среду (ст. 27 Закона);
иные нормативы в области охраны окружающей
среды (ст. 28 Закона);
требования, нормы
и правила в области охраны
окружающей среды к продукции, работам,
услугам и соответствующим
ограничения хозяйственной и иной деятельности
в целях предотвращения ее негативного
воздействия на окружающую среду;
порядок организации деятельности в области
охраны окружающей среды и управления
такой деятельностью (ст. 29 Закона);
лицензирование отдельных видов деятельности
в области охраны окружающей среды (ст.
30 Закона);
экологическая сертификация (ст. 31 Закона).
Конституцией РФ
предусмотрено право граждан на достоверную
информацию о состоянии окружающей среды. В части второй ст.
24 Основного закона записано, что должностные
лица органов государственной власти
и органов местного самоуправления обязаны
обеспечить каждому возможность ознакомления
с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы. Это
одно из завоеваний демократии в корне
изменило ситуацию, когда все экологические
проблемы в стране были окружены завесой
секретности. Конституцией установлена
также ответственность за сокрытие должностными
лицами фактов и обстоятельств, создающих
угрозу для жизни и здоровья людей (часть
третья ст. 41).
Федеральный Закон "Об информации, информатизации
и защите информации" от 20.02.95 (в ред.
от 10.01.2003) предусматривает защиту прав
граждан на экологическую информацию,
в том числе сведения о последствиях аварий
и катастроф, информацию о безопасности
населенных пунктов. Подобная информация
не может составлять государственную
тайну, доступ к данной информации не может
быть ограничен. Государственная защита
открытости экологической информации
для населения страны обеспечила публичность
сведениям, которые прежде сопровождались
грифом "Для служебного пользования",
"Совершенно секретно".
Одним из критериев такой информации является
ее достоверность. Достоверной считается заведомо
не искаженная информация об окружающей
среде, которой располагают специально
уполномоченные государственные органы
в области охраны окружающей среды. Степень
достоверности информации зависит, в частности,
от уровня развития экологической науки
и техники, используемой в области мониторинга
и контроля.
Закон "Об информации, информатизации
и защите информации" предусматривает способы реализации права на
доступ к соответствующей информации, а именно:
пользователи обладают равными правами
на доступ к государственным информационным
ресурсам и не обязаны обосновывать перед
владельцем этих ресурсов необходимость
получения запрашиваемой ими информации
(исключение составляет информация с ограниченным
доступом);
доступ физических лиц и юридических лиц
к государственным информационным ресурсам
служит основой осуществления общественного
контроля за состоянием экологии;
органы государственной власти и местного
самоуправления обязаны создавать доступные
для каждого информационные ресурсы по
вопросам деятельности этих органов и
подведомственных им организаций, в пределах
своей компетенции осуществлять массовое
информационное обеспечение пользователей
по вопросам прав, свобод и обязанностей
граждан, их безопасности и другим вопросам,
представляющим общественный интерес;
отказ в доступе к информационным ресурсам
может быть обжалован в суде;
лицо, которому отказано в доступе к информации,
и лицо, получившее недостоверную информацию,
имеют право на возмещение понесенного
ими ущерба.
Право на возмещение
ущерба, причиненного здоровью или
имуществу экологическим
Вред окружающей среде, причиненный субъектом
хозяйственной и иной деятельности,
возмещается в соответствии с утвержденными
таксами и методиками исчисления размера
вреда окружающей среде, а при их отсутствии
- исходя из фактических затрат на восстановление
нарушенного состояния окружающей среды,
с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного
нарушением законодательства в области
охраны окружающей среды, осуществляется
добровольно либо по решению суда или
арбитражного суда.
Права и обязанности (полномочия) граждан
в области охраны окружающей природной
среды установлены ст. 11 Закона "Об охране
окружающей среды".
Прова граждан:
• создавать общественные объединения,
фонды и иные некоммерческие организации,
осуществляющие деятельность в области
охраны окружающей среды;
Обязанности граждан:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным
богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.
Экологический мониторинг
Экологический мониторинг –
комплексная система наблюдений
за состоянием окружающей среды, оценки
и прогноза изменений состояния
окружающей среды под воздействием
природных и антропогенных
Цели экологического мониторинга:
1) наблюдение за состоянием
окружающей среды, в том числе
за состоянием окружающей
2) оценка и прогноз изменений
состояния окружающей среды
3) обеспечение потребностей
государства, юридических и
Задачи экологического мониторинга:
1) организация и проведение
наблюдения за количественными
и качественными показателями (их
совокупностью), характеризующими состояние
окружающей среды, в том числе
за состоянием окружающей
2) оценка состояния окружающей
среды, своевременное
3) информационное обеспечение органов власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;
4) формирование государственных
информационных ресурсов о
5) обеспечение участия РФ в международных системах экологического мониторинга.
Основные методы экологического
мониторинга: сбор, обобщение, оценка информации
о состоянии окружающей среды
и отдельных природных
Органы, осуществляющие экологический мониторинг: Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию.
Осуществление государственного экологического мониторинга в РФ регламентируется ст. 63 ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)», Приказом МПР РФ от 28 апреля 2003 г. № 364 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 года № 177», Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды».
Информация о работе Правовое режим государственных природных заказников