Палитико - правовой режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является рассмотрение политико-правового режима как структурного элемента формы государства.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

    Темой данной курсовой работы является «Политико-правовой режим».

В теории государства и права политический режим рассматривается в качестве еще одной – после формы  правления и формы государственного устройства – характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти.

    Всякие  изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления  и форму государственного устройства.

    Политический  режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы.

    Политический  режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического  осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.

    Целью курсового проекта является рассмотрение политико-правового режима как структурного элемента формы государства.

    Достижение  поставленной цели возможно путем решения  следующих задач: 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

    1. Общая характеристика политико-правового режима

    Понятие "политический режим" обозначает систему приемов, методов, форм, способов осуществления власть - отношений в социально-политической системе, в роли субъектов которой выступают государство, общество, отдельные индивиды.

    Как и другие составные части формы  государства – форма правления  и форма государственного устройства, государственный режим имеет  непосредственную связь с властью. Однако от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. Государственный режим выступает как реальное проявление организационно - оформленной власти, как процесс ее функционирования.

    Политический  режим обеспечивает стабильность и  определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

    Политический  режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

    Понятие "политический режим" включает в  себя следующие параметры (признаки):

    - степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

    - соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

    - характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

    - положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

    - место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

    - тип политического поведения; характер политического лидерства;

    - доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

    - политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

    - меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

    В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический [1, с. ].

    В современном мире существуют следующие виды политических режимов:

  1. Либеральный;
  2. Либерально – демократический, или конституционный;
  3. Бонапортистский;
  4. Военно-полицейский;
  5. Фашистский или «фашизмоподобный» (например, корпоративный или расистско-националистический);
  6. Диктаторско – монополистический;
  7. Марионеточный;
  8. Клерикально – фундаменталистский (в некоторых исламских странах) [4, с.68].
 
 
 
 

 

     ГЛАВА 2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ

    Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ  осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

    Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

    - провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

    - решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

    - предполагается существование правового государства и гражданского общества;

    - выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

    - силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

    - доминируют методы убеждения, компромисса;

    - политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

    - гласность;

    - средства массовой информации свободны от цензуры;

    - реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

    Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

    Прямая  демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты  прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

    Одни  из них - выборы, референдумы - четко  регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

    К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению  с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

    Недостатки  прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

    Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

    Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она  дает больше возможностей (по сравнению  с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

    К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

    Таковы  существенные черты демократического политического режима, отличающие его  от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

    Функции  демократии  -  основные   направления   ее   воздействия   на

общественные  отношения,  целью  которых   является   повышение   социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством.

    Поскольку  демократия  -  не  статическое,  а  динамическое  состояние

общества,  ее  функции  в   различные   исторические   периоды   изменялись,

    обогащались, углублялись.

          Функции демократии можно разделить  на две группы:

             - раскрывающие связь с общественными отношениями;

           - выражающие внутренние функции деятельности государства;

 К  числу наиболее общих функций  демократии можно отнести следующие:

          1. Организационно-политическая —  организация  политической  власти  на демократических началах. Она  включает  в  себя  подфункцию  самоорганизации народа  (самоуправление)  в качестве  источника государственной власти  и выражается в наличии организационных  связей  между  субъектами  демократии: органами   государства,   государственными   организациями,    общественными объединениями, трудовыми коллективами;

          2. Регулятивно - компромиссная  -  обеспечение  плюрализма  деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества  и  компромисса, концентрации  и  консолидации  разных  политических  сил  вокруг   интересов гражданского общества и государства. Правовым средством  обеспечения  данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

          3.  Общественно - стимулирующая  —  обеспечение  оптимального   служения государства обществу, стимулирование,  учет  и  использование  общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов,  наказов,  писем заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

          4. Учредительная  —  формирование  органов  государственной  власти  и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

          5.  Контрольная  —  обеспечение   деятельности  органов  государства   в пределах их компетенции в соответствии с  предписаниями  нормативно-правовых актов;  подконтрольность  и  подотчётность  всех  звеньев   государственного аппарата (например, контроль представительных  органов  над  исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

Информация о работе Палитико - правовой режим