Правовой режим государственных природных заказников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:38, реферат

Описание работы

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Работа содержит 1 файл

Правовой режим государственных природных заказников реф.docx

— 19.25 Кб (Скачать)
 

    Правовой  режим государственных  природных заказников  
     

    В настоящее время в России действуют 70 заказников федерального значения общей  площадью около 14,3 млн га в 45 субъектах РФ, что составляет 0,84% площади от территории страны. Всего же государственных заказников всех уровней около 3000.

    Государственными  природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов  и поддержания экологического баланса.

    Объявление  территории государственным природным  заказником допускается как с  изъятием, так и без изъятия  у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

    Государственные природные заказники могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального  значения. Государственные природные  заказники федерального значения учреждаются  решением Правительства РФ на основании  представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. А государственные  природные заказники регионального  значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов  РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

    При этом государственные природные  заказники федерального значения находятся  в ведении специально уполномоченных на то Правительством России государственных  органов РФ. Они финансируются  за счет средств федерального бюджета  и других не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими государственными органами субъектов РФ.

    Собственникам, владельцам и пользователям земельных  участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются  льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

    Единого государственного органа, осуществляющего  управление заказниками федерального значения, нет. Большая часть (55) заказников напрямую или опосредованно подчинена  Департаменту охраны и рационального  использования охотничьих ресурсов Министерства Сельского хозяйства  России, 11 заказников подчинены Департаменту особо охраняемых природных территорий и объектов Министерства природных  ресурсов Российской Федерации; из них 8 находятся под управлением заповедников, например, заказник "Елогуйский" - под управлением Центральносибирского биосферного заповедника. Некоторые заказники не имеют собственной администрации и штата, и находятся под управлением специально созданных региональных ведомств (Комментарии В.Б.Степаницкого к соответствующим статьям 3 и 22 закона об ООПТ). При этом непосредственная охрана территории заказника возлагается на региональные подразделения охотнадзора, рыбнадзора и др.

    Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

  • комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
  • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
  • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
  • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
  • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов живой природы.

    Большинство заказников федерального значения являются комплексными (экосистемными), то есть в них разрешена лишь хозяйственная деятельность, не связанная с серьезными нарушениями природных комплексов.

    Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон  не предусматривает, а устанавливает  лишь то, что на территориях заказников постоянно или временно запрещается  или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным  комплексам и их компонентам.

    Задачи  и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о  нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих  субъектов Российской Федерации. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого  государственного природного заказника. На территориях государственных  природных заказников, где проживают  малочисленные этнические общности, допускается использование природных  ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных  этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

    Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, которые расположены в  границах государственных природных  заказников, обязаны соблюдать установленный  в государственных природных  заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

    Охрана  территорий государственных природных  заказников осуществляется государственными органами, в ведении которых они  находятся, в порядке, предусмотренном  нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Работники, осуществляющие охрану территорий государственных  природных заказников федерального значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспектора по охране государственных природных  заповедников и национальных парков. Органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных  территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, государственных природных заказников, их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Информация о работе Правовой режим государственных природных заказников