Правовой режим государственных внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Фонд, с одной стороны, как категория экономическая представляет собой централизацию денежных средств, аккумулированных для решения определенных задач, с другой - как категория общественная фонд - есть организация, которая принимает и распределяет денежные средства, поступившие в ее распоряжение, между потребителями.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………….3
1. Правовой режим государственных внебюджетных фондов………………..4
1.1 Понятие и виды государственных внебюджетных фондов……………….4
1.2 Порядок формирования и использования внебюджетных фондов……….6
1.3 Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованных источников…………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

Реферат по бюджетке распечат.docx

— 28.39 Кб (Скачать)

                                                                                              

                                      

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………….3

1. Правовой режим  государственных внебюджетных фондов………………..4

1.1 Понятие и  виды государственных внебюджетных  фондов……………….4

1.2 Порядок формирования  и использования внебюджетных  фондов……….6

1.3 Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованных источников…………………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Фонд, с одной стороны, как категория экономическая представляет собой централизацию денежных средств, аккумулированных для решения определенных задач, с другой - как категория общественная фонд - есть организация, которая принимает и распределяет денежные средства, поступившие в ее распоряжение, между потребителями.

    Фондам, как и любым другим явлениям природы и общества, присущи определенные признаки, по которым их можно классифицировать. К таким признакам, характеризующим фонды, можно отнести следующие:

иерархию  или уровень власти;

принадлежность  фонда;

источник формирования средств фонда;

сферу использования средств фонда;

период  функционирования (действия) фонда.

      По признаку принадлежности к уровню власти фонды бывают федеральные и территориальные внебюджетные и бюджетные фонды.

      По источникам формирования средств фонды подразделяют на фонды, формируемые непосредственно за счет налоговых и неналоговых поступлений, и фонды, формируемые из средств бюджета.

     По сферам или целям использования средств фонды подразделяют на фонды, обеспечивающие социальную сферу, сферу экономики, науки, культуры, обороны, экологии и т. д.

    В свою очередь, группу экономических фондов можно подразделить на инвестиционные, валютные, дорожные и другие, а специальные - на фонды социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения и т. д. 
 
 

1. Правовой  режим государственных внебюджетных  фондов

1.1 Понятие  и виды государственных внебюджетных  фондов

    Государственные внебюджетные фонды являются разновидностью целевых государственных и муниципальных (местных) фондов денежных средств, которые появились в финансовой системе России недавно. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых в России был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие.

    С помощью государственных внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.

     Государственные внебюджетные фонды денежных средств - достаточно динамичное явление в финансовой системе Российской Федерации. Они весьма активно создавались и функционировали в финансовой системе России до 1995 г., а затем имела место консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему. С 1995 по 2001 гг. согласно федеральным законам о федеральном бюджете на очередной год целый ряд фондов, которые являлись внебюджетными, ежегодно консолидировались (включались) в федеральный бюджет.

    В настоящее время к числу основных государственных внебюджетных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Однако как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ могут быть образованы и другие государственные внебюджетные фонды.

    Правовое регулирование ряда государственных бюджетных фондов дано и в Бюджетном кодексе РФ (ст.ст. 143--150). В нем определяются доходы, расходы, а те же процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ,       Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

     В ближайшие годы во исполнение ст. 143 БК РФ должен быть принят федеральный закон, который определит правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств. Они создаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как в силу законов Российской Федерации и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами Российской Федерации, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды по целевому значению подразделяются на социальные и экономические.

      К числу социальных фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т. д. Определение этих фондов дано в ст. 13 БК РФ: “Государственный внебюджетный фонд -- фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь”.

    Основам правового регулирования социальных внебюджетных фондов, образуемых вне федерального бюджета, уделено особое внимание в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143--150). Средства внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

     Кроме социальных существуют экономические государственные внебюджетные фонды. К числу последних следует относить Фонд развития исполнительного производства, созданный во исполнение Федерального закона “Об исполнительном производстве”, внебюджетные фонды развития жилищного строительства, которые создаются на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, и т. д.

1.2 Порядок  формирования и использования  внебюджетных фондов

     Формирование и использование средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов осуществляется на основе ежегодно принимаемых бюджетов или смет доходов и расходов. В частности, на основе бюджетов функционируют все социальные государственные внебюджетные фонды, а на основе сметы доходов и расходов - внебюджетный фонд развития исполнительного производства.

     В настоящее время правовое регулирование государственных внебюджетных фондов стало весьма обширным. Оно дано как в ст. 143--150 БК РФ, где определяется процесс формирования и исполнения социальных государственных внебюджетных фондов, так и в целом ряде законов. Кроме того, режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов определен целым рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Заметное место занимают и законы субъектов РФ, а также постановления органов местного самоуправления. В связи с этим в современных условиях справедливо говорить о возникновении финансово-правового института государственных и муниципальный внебюджетных фондов. Этот институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу формирования и исполнения бюджетов или смет доходов и расходов государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

   Этот институт включает в себя нормы, регулирующие:

1) состав  доходов и расходов внебюджетных  фондов;

2) порядок  зачисления доходов внебюджетных  фондов;

3) порядок  составления, рассмотрения, утверждения  проектов бюджетов государственных  и муниципальных внебюджетный  фондов, а также исполнение их  бюджетов и подготовку, рассмотрение  и утверждение отчетов об их  исполнении.

    Финансово-правовой институт государственных и муниципальных внебюджетных фондов пересекается с бюджетным правом как подотраслью финансового права по линии бюджетного процесса. Это следует из того, что современное понимание бюджетного процесса как составной части бюджетного права включает в себя и процессуальное обеспечение бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).

    Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. Его правовой режим определен Положением “О Пенсионном фонде РФ”, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

    Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской федерации. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

    Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются: единый социальный налог; ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы; средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольные взносы и др.

    Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие мероприятия.

    Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. В районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда.

   Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой РФ.

     Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы во исполнение Закона РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857, а также Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год”.

   Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.

    Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

   Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог, бюджетных ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления.

   При этом Устав Федерального фонда и Положение I территориальных фондов обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.

    Основными направлениями расходования средств и фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями; предоставление кредитов страховщикам; организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования и другие мероприятия.

Информация о работе Правовой режим государственных внебюджетных фондов